История Новой Зеландии. Культура маори

Маори – коренное население Новой Зеландии, представители которого являлись главными жителями островов до прибытия на эти земли европейцев.

Сегодня в мире насчитывается около 680 тысяч представителей этого народа. Помимо Новой Зеландии, странами, в которых живут маори, являются Австралия, США, Канада, Великобритания и некоторые другие.
Дословный перевод с «māori» (язык маори) означает «обычные» («естественные», «нормальные»). Именно это понятие использовалось древним народом для отличия людей от божества и духа.

История маори как коренного народа Новой Зеландии не только очень древняя, но и интригующая. Археологические находки и их генетически анализ дают основание предполагать, что в Новую Зеландию эти люди прибыли и заселили более 1000 лет назад с островов Восточной Полинези (откуда они родом) на каноэ Waka, чем заслужили в истории славу смелых и находчивых мореплавателей.
Представители коренного народа были первыми людьми, заселившими территорию новозеландских островов. Они смогли основать свою культуру в стране, которой ими же было присвоено название Аотеарoа («страна длинного белого облака»). Древние маори являлись прекрасными мореплавателями, способными на хрупких каноэ справляться с неподатливыми волнами Тихого океана. Во время своих океанических путешествий, они ориентировались лишь по звездам и солнцу, и, в конце концов, открыли Новую Зеландию задолго до представителей Старого Света. Европейцы ступили на новозеландскую землю только спустя 8 веков, и обнаружили там гордую и независимую нацию смелых воинов.

Язык народа относится к полинезийской группе (австронезийская семья) и является общим с другими народностями целого ряда тихоокеанских островов (например, островом Кука, где язык маори распадается на диалекты аиту митиаро, раротонганский, аитутаки, куки аирани, мауке).

Традиционной формой ведения хозяйства древного народа являлось натуральное, основными занятиями – подсечно-огневое земледелие и охота, а также война. Сегодня маори большей частью заняты в сельском и лесном хозяйстве. Ремесленное производство зародилось в культуре с самых давних времен и до сих пор является важной составляющей их жизни. Ключевыми ремеслами маори являются резьба по дереву, ткачество, строительство лодок, плетение, создание украшений.
Удивительной чертой ремесленного творчества maori является присутствие изображений или фигурок животных в изделиях (в отличие от анималистичности народного промысла африканских племен банту или масаи). Главный используемый орнамент – спираль, исполненная в самых разных вариациях, а главные изображения – знаменитые люди или божество «тики». Маори очень любили украшать свои дома, лодки, оружие, саркофаги и всевозможные предметы быта. Чаще всего это осуществлялось при помощи резьбы. Кроме этого, маори в вырезанных из дерева статуях увековечивали своих предков. Подобные статуи являлись обязательным атрибутом в каждой деревне.

Деревня (па) – традиционное поселение maori – раньше представляла собой компактное пространство, окруженное рвом или деревянной оградой, внутри которого находились жилые дома (фаре). Дома строили из досок и бревен, крышу делали из соломы, а пол был углубленным в землю, поскольку из-за более прохладного климата дома нуждались в утеплении. В маорийских деревнях помимо жилых сооружений были еще общинные дома фаре-рунанга, дома знаний фаре-кура и дома развлечений фаре-тапере.

Отличие климата от Гавайев или Таити также стало причиной появления у маори более теплой одежды. Традиционными для этого народа были накидки и плащи, у женщин – длинные юбки. Для утепления ткани (обычно льна) в нее вплетались шкурки животных (собак) и перья птиц.

Маори научились изготавливать различные виды оружия – дротик (хуата), шест, копье (кокири), своеобразное укороченное штыковое орудие (таиаха), палицу (мере), при возделывании земли главным инструментом являлась палка-копалка, в охоте большое распространение получили силки. Для резьбы по дереву и нанесения традиционной среди маори татуировки мокко использовались нефритовые или жадеитовые резцы.

Маори являлись одним из самых жестоких и выносливых народов древнего мира. Их традиции и некоторые представления о жизни современному человеку могут показаться дикими и далекими от гуманности и доброты. Например, типичным явлением для маори был каннибализм – в прошлые века они съедали своих пленных. Причем делалось это с верой в то, что сила съеденного врага непременно перейдет к тому, кто его съедает.

Другой традицией являлось нанесение самого болезненного вида татуировки – мокко, отражающей статус человека в обществе. Женщины с помощью тату украшали подбородки и губы, мужчины-воины покрывали такими узорами все лицо. Причем рисунок наносился не простыми иголками, а маленькими резцами, подобно тому, как скульптор ваяет свои творения. Не менее жестокими были и процедуры инициации – весьма болезненные проверки выносливости, а также обычай отрезать и мумифицировать головы своих врагов, знаменитых воинов или вождей.

Одной из красивейших традиций мира является хонги (hongi) - приветствие племени маори в Новой Зеландии. При встрече друг с другом они касаются носами, разделяя одно божественное дыхание на двоих. Центром тела у маори считается нос, вернее его кончик. После хонги маори воспринимают другого человека как друга. Ведь разделяя дыхание жизни на двоих, люди становятся одним целым.

Всемирную популярность сегодня завоевывает знаменитый боевой танец маори, название которого звучит как «хака». В настоящее время за племенами маори закреплено авторское право на этот танец, а правительство Новой Зеландии официально предоставило членам племени право собственности на боевой клич «Ка мате». По сути хака – это ритуальный танец, сопровождаемый хоровой поддержкой или периодически выкрикиваемыми словами. Исполнялся он для призыва духов природы или перед вступлением в бой с противником. Существует также другой вид танца, исполняемый женщинами, - так называемый «пои».
Непосвящённым танец племени маори кажется зрелищем достаточно нелепым и агрессивным: группа взрослых мужчин выкрикивает непонятные слова, а в движение приходят не только руки и ноги, но и мышцы лица. В действительности танцоры рассказывают историю чудесным образом спасённого вождя и посредством мимики выражают всю гамму эмоций от якобы пережитого страха смерти и восторга, пришедшего ему на смену, попутно показывая врагам, что не стоит недооценивать их воинские качества.

Современные маори – это уже не те кровожадные и отважные воины. Развитие цивилизации вынудило их поменять свои взгляды и традиции, однако богатая культура этого народа и сегодня отличается самобытностью и неповторимостью. Произведения традиционного искусства маори – живописи, музыки, танца, резьбы по дереву сегодня являются важной составной частью культуры Новой Зеландии.
Маори, осваивая свою страну, давали названия горам и озерам, долинам и рекам, мысам и проливам. Многие из них сохранились и по сей день. И местности, где происходит действие в легендах или мифах, можно отыскать на современной карте Новой Зеландии.
«Люди проходят, земля остается» — гласит пословица маори…

Современные девушки-маори.

Maureen Kingi — первая маори, завоевавшая титул Мисс Новая Зеландия. Это случилось в 1962 году.

После того, как на Северном острове поселились люди, Мауи принес им огонь, на котором люди могли готовить себе пищу и истребил всех чудовищ. А погибает Мауи из-за другой птички, смешливой трясогузки, при попытке уничтожить богиню смерти Хине и тем самым даровать людям бессмертие.
читать сказку про Мауи

Истребляя чудовищ, Мауи определенно перестарался, ибо самым крупным наземным существом на островах осталась птичка киви. А из "чудовищ" жертвами первых людей стали нелетающая птица моа и охотившийся на нее гигантский орел, крупнейший из пернатых хищников в мире (вес до 14 кг, размах крыльев до 2,6м).

реконструкция с чучелом моа

До прихода человека Новая Зеландия была царством птиц, млекопитающих здесь не существовало вообще, за исключением нескольких видов летучих мышей. Царицей этого пернатого государства была огромная нелетающая птица моа. Самые крупные представители (самки) достигали в высоту 3,6 метров и весили около 250 кг. У моа не было даже рудиментарных крыльев, зачатки передних конечностей рассасывались еще до вылупления из яйца – уникальное явление среди птиц. Существовало 10 видов моа, но уже к началу 16 века все они была съедены без остатка. Гигантские нелетающие птицы оказались слишком легкой добычей для первых охотников и их собак. Так что довольно скоро образовался дефицит мяса, и кушать аборигенам стало нечего - только корешки, рыбу, собак да друг друга.

Мауи как культурный герой принадлежит полинезийской мифологии, ведь именно полинезийский мореплаватель Купе первым приплыл сюда на лёгком катамаране в конце X века, открыв дорогу будущим переселенцам.

видеоинсталляция путешествия первых маори, музей Те Папа

Но основная масса поселенцев прибыла в Новую Зеландию во время Великого переселения с Гаваики, которое можно отнести приблизительно к 1350 году. Скорее всего, оно было связанного с внутренними конфликтами, из-за которых часть племен, проигравщих в борьбе, была вынуждена покинуть родину.
Территориально Гаваика - это вовсе не Гавайские острова, а остров Раиатеа, принадлежащий архипелагу Таити. Здесь сложился облик собственно полинезийской культуры и сформировались религия и мифология полинезийцев, отсюда шла по всем направлениям колонизация других островов Полинезии, в том числе и западных - Самоа, Тонга и других.
Культура полинезийцев далеко не так примитивна, как это казалось ранее некоторым ученым. Действительно, полинезийцы не знали металлов, гончарного ремесла и ткачества, не употребляли лука и стрел и ходили полуголыми. Но, с другой стороны, они были искусными земледельцами, применяя на некоторых островах искусственное орошение и удобрения. Раскопки показывают, что полинезийцы были также прекрасными зодчими: их каменная архитектура монументальна и впечатляюща. Смелые и опытные мореплаватели, полинезийцы были также виртуозными судостроителями. Каждая их мореходная лодка была подлинным произведением искусства, хотя ее изготавливали при помощи каменных топоров, а части ее корпуса скрепляли шнурами из растительного волокна. Неудивительно, что предания полинезийцев хранят не только имена выдающихся вождей и кормчих, но и имена лодок и даже собственные имена рулевых весел и парусов.

По легенде изгнанники отправились к берегам новой земли на 7 больших лодках - "Арава", "Таинуи", "Матаатуа", "Курахаупо", "Токомароу", "Такимуту" и "Аотеа", названия которых перешли к племенам маори. Сейчас таких судов полинезийцы не строят, но в самых ранних сообщениях об островах Южных морей сохранились описания судов, которые, возможно, походили на «Океанские корабли» полинезийцев. Например, капитан Кук обратил внимание на двойное каноэ, которое таитяне называли паи, с большим парусом из рогожи, предназначенное для дальних плаваний. Его длина превышала пятьдесят стоп.

Одно из таких судов, служащих для поездок с Тонга на Фиджи, изобразил художник экспедиции Кука Джеймс Вебер. На его рисунке – широкое двойное каноэ с одним большим треугольным парусом. Вебер попробовал сам проплыть на одном из таких каноэ. Скорость его достигала примерно семи узлов, что давало возможность маори преодолевать расстояние между Раиатеа и островом Северный примерно за месяц.

Подплывая к островам, будущие маори видели белые облака, растянутые по прибрежным холмам. Возможно, так и повилось название Аотеароа, "Страна Длинного Белого Облака" (ao = облако, tea = белый, roa = длинный), ставшее позднее общепринятым названием в языке маори для всей страны.

Интересно исследовать пути миграции древних людей на основе культивируемых ими растений. Так, очень любопытна история распространения батата.
Батат - это травянистая лиана с длинными ползучими стеблями. Боковые корни батата сильно утолщаются и образуют клубни со съедобной мякотью. Второе название батата - сладкий картофель, но пусть оно вас не вводит в заблуждение. Картофель и батат - весьма дальние родственники: первый относится к семейству паслёновых, а батат - это представитель семейства вьюнковых.

Родиной батата являются Перу и Колумбия (Анды), где местные племена окультурили его еще 6-8 тысяч лет назад. Однако еще до времен Колумба батат был распространен по всей Океании, попав в Вест-Индию, южную и восточную Полинезию, на остров Пасхи и в Новую Зеландию.

Каким образом шло распространение батата на такие большие расстояния, до сих пор является предметом научных споров. Гипотеза, что клубни разносились океанскими течениями, была исключена, поскольку те портятся в морской воде. Ученые-филологи указывают на сходство названий батата в не связанных друг с другом языках: kuumala и производные от него - в Полинезии; kumara, cumar, cumal - в языке кечуа у индейцев Южной Америки.
Объяснить это можно только так: либо батат привезли индейцы Южной Америки, впервые заселяя Полинезию; либо полинезийцы, будучи родом из Азии, сами плавали к индейцам.

Реальность первой версии блестяще доказал известный норвежский этнограф и путешественник Тур Хейердал. В 1947 году он и ещё пятеро путешественников совершили плавание на построенном ими из бальсового дерева плоту "Кон-Тики". За 101 день они проплыли от перуанского побережья до островов Туамоту в восточной Полинезии. Плавание на "Кон-Тики" продемонстрировало, что примитивный плот, используя течение Гумбольдта и попутный ветер, действительно мог относительно просто и безопасно переплыть Тихий океан в западном направлении.

К примерам обратного влияния можно отнести перуанскую мумию в музее Болтона; установлено, что для её бальзамирования применялась смола хвойного дерева, растущего лишь в Океании. Дата бальзамирования – около 1200 года н.э.

Так или иначе, факт наличия древних полинезийско-американских связей можно считать в основном доказанным. Также и последние генетические исследования сладкого картофеля подверждают теорию, по которой батат добирался до Океании несколько раз: сначала из Южной Америки, а затем, начиная с шестнадцатого столетия, европейцы (испанцы и португальцы) распространили здесь сорта из Вест-Индии.
Что касается новозеландского батата, то с ним связан забавный факт: южноамериканская разновидность, выращиваемая маори, была вытеснена бататом, приплывшим в 1850 году на американском китобойном судне.

В Веллингтоне находится крупнейший национальный музей Новой Зеландии Те-Папа (Te Papa). В современном виде он был открыт для публики только в 1998 г. Музей определенно заслуживает внимания, особенно если путешествовать с детьми - там множество интерактивных экспонатов, показывающих строение земли, имитирующих землетрясения, работу челюстей акулы и человеческого сердца. Также там можно познакомиться с культурой маори.

Дословный перевод самоназвания māori означает "обычные" ("естественные", "нормальные"). Это понятие использовалось древним народом для отличия людей от богов и духов.

На фотографии выше - маска-копия лица Taupua Те Whanoa, вождя племени Ngati Whakaue, (1854г). На ней мы можем разглядеть все его татуировки - моко. Наличие моко долгое время считалось признаком социального статуса, поэтому представителям низшего слоя общества не разрешалось делать себе татуировку на лице. Зато иметь элементы татуировки на теле им позволяли. Для женщин традиционным считалось нанесение татуировки на щеки и губы, а для мужчин - на лицо, бедра и ягодицы. Татуировка, нанесенная мужчинам и женщинам на остальные части тела, имела намного меньшее значение.

картина G.F.Goldie "Вдова".
музей Те Папа, Веллингтон.

Женщина держит в руках нефритовую фигурку Хеи Тики. Нефрит (маор. "поунаму") - любимый и священный для маори камень, он встречается в водоемах и фьюрдах острова Южный. Цвет камня очень похож на цвет воды в озерах и горных реках, поэтому еще одно название Южного острова Те Ваи Поунаму - "Страна нефритовой воды".

Тики – первый человек, родоначальник людей на Земле. Образ Тики сопровождал и до сих пор сопровождает маори почти на каждом шагу. Огромный деревянный Тики украшает вход в деревню, маленький, но тоже деревянный, сторожит священные места.

Из стволов относительно небольших столетних каури маори делали боевые каноэ. Одной из основных проблем было повалить столь массивное дерево - у маори не было для этого инструментов. Могучий ствол медленно выжигали и постепенно подрубали в течение многих месяцев. Когда же дерево, наконец, падало, то процесс последующей обработки был ритуализирован и окружен множеством табу. Например, изготовление каноэ не должны были видеть женщины (под страхом смерти). Добротное каноэ из каури было величайшим богатством и имело собственное имя.

На фотографии ниже изображена патака (pataka) - склад/хранилище ценностей, оружия или еды, важных для выживания племени.

Эта необычайно большая и искусно сделанная патака является символом богатства и силы племени Ngati Pikiao. Она имеет собственное имя - Te Takinga, по имени воина, предка племени. Te Takinga изображен сверху на фронтоне сооружения, а снизу - три его жены.

В музее можно зайти в действующий мараэ - священное место собраний маори.
Марае – это своего рода символ национальной идентичности для маори. Считается, что в марае сконцентрирована сильная mana. Перевести это слово буквально достаточно сложно, mana для маори – это сила (в том числе магическая), власть и престиж одновременно.

Эти дома считались живыми существами. Внутреннее их помещение называлось живот, балки - позвоночником, а маска над гребнем крыши - головой. Эти дома украшались резьбой, изображавшей богов, вождей и события прошлого

При посещении марае принято придерживаться традиционных форм этикета.
Начинается все с "pōwhiri" - формального приветствия гостя и "wero" - встречи гостя. Сначала караульный в марае поет, оповещая соплеменников, что он бдителен и готов, в случае необходимости, дать отпор врагу. Затем воин, угрожающе размахивая капьем тай-аха, подходит к гостям и бросает к их ногам веточку или листок. Если гость поднимает их, значит, он явился с миром. И в этом случае караульный спокойно поворачивается к гостям спиной и ведет их в марае, где будет происходить дальнейший прием.
После завершения ритуала wero женщины маори исполняют karanga – это нечто вроде приветственной переклички. Ну а женщины, пришедшие с группой гостей, должны ответить и в свою очередь также исполнить karanga следом за женщинами из марае хозяев. Только после исполнения karanga гости заходят в марае. Перед входом необходимо снять обувь.

Далее, когда гости заходят в дом собраний, начинается следующий этап – приветствия (mihimihi) и приветственные речи (whaikorero). Первым говорить начинает самый старший мужчина племени хозяина, затем в ответ ему речь должен сказать самый старший их прибывших гостей. Женщинам говорить запрещается. Иногда вместе с приветственными речами также исполняются waiata – приветственные песни.

После того, как официальная часть приветственного ритуала закончена, хозяин здоровается с гостем посредством hongi – традиционного маорийского приветствия, которое представляет собой соприкосновение носами (у нас хонги иногда ещё называют "поцелуй маори").

Интересно, что похожая традиция существует в эскимосской культуре. "Эскимосский поцелуй" куник - форма выражения привязанности, обычно между членами одной семьи или влюбленными. Один из участвующих прижимает нос и верхнюю губу к коже (обычно лбу или щекам) второго и вдыхает воздух. Существует заблуждение, что эта традиция возникла у эскимосов из-за того, что их губы примерзают друг к другу на сильном морозе при обычных поцелуях. В действительности, это действие не имеет эротического смысла, а является формой дружеского приветствия между близкими людьми, которые, встречаясь, часто имеют неприкрытыми одеждой только нос и глаза.

Еще один важный элемент культуры маори - система танцев капа хака (Kapa Haka), включающая в себя сразу несколько направлений. Во-первых, это мужской танец хака, известный на весь мир благодаря национальной сборной Новой Зеландии по регби All Blacks, одной из сильнейших в мире, игроки которой традиционно исполняют хаку перед началом матча. Изначально этот танец исполнялся для призыва духов природы или перед вступлением в бой. Отличительные черты хаки - высунутый язык и зверское выражение лица для устрашения противника.
А также описание жестами того, что они с этим противником сделают:)

Во-вторых, это женский танец пои, сегодня более известный как вид жонглирования шариками на веревках.
Кстати, Новая Зеландия в 1893 году стала первой страной в мире, предоставившей женщинам равные избирательные права.

Маори были свирепыми воинами и не любили чужаков. Когда в 1642 году капитан Абель Тасман из голландской Ост-Индской компании попытался высадиться на неизведанном берегу, маори напали на отряд европейцев и убили нескольких матросов. Раздосадованный Тасман назвал это место Бухтой убийц (теперь залив Голден-Бей около нац.парка Abel Tasman) и уплыл восвояси.
Новую открытую землю Тасман обозначил на карте как "Staten Landt". Но голландские картографы переделали название в Nova Zeelandia, в честь одной из провинций Нидерландов - Зеландии (нидерл. Zeeland). И забыли про неё больше чем на век - ни у кого не было ни необходимости, ни желания плыть в такую даль.
До тех пор, пока на горизонте не появился Джеймс Кук.

(продолжение следует)

Ма́ори - полинезийский народ, коренное население Новой Зеландии.
Самоназвание "маори" означает "обычные" / "естественные". Так в маорийских мифах обозначаются смертные люди, в отличие от божеств и духов. У маори существует легенда о том, как они прибыли в Новую Зеландию на 7 каноэ со своей прародины Гаваики. Современные исследования показывают, что необитаемая тогда Новая Зеландия была заселена полинезийцами около 1280 года нашей эры. К тому времени все нынешние места обитания человечества были уже населены. Прародина маори и всех полинезийцев - это остров Тайвань вблизи материкового Китая. Непосредственно в Новую Зеландию люди прибыли с островов Восточной Полинезии.

карта миграции полинезийцев в Новую Зеландию:


Маори и гигантская птица-моа. Фотоколлаж сделан в 1936 году. Моа были унитожены маори задолго до того, как в Новой Зеландии появились европейцы. По неподтверждённым свидетельствам, отдельные представители этих птиц ещё встречались в конце 18 - начале 19 века.

Менее чем через 4 века после заселения Новой Зеландии здесь появились первые европейцы. Это был голландский мореплаватель Абель Тасман. Встреча маори и европейцев, состоявшаяся в 1642 году, закончилась трагически: маори напали на высадившихся голландцев, убили нескольких матросов, съели их (маори практиковали каннибализм) и скрылись. Раздосадованный происшествием Тасман назвал это место Бухтой убийц.

Современные маори. Фото Джимми Нельсона

Вновь нога европейца ступила на новозеландскую землю только спустя 127 лет: в 1769 году сюда прибыла экспедиция Джеймса Кука, которая положила начало колонизации Новой Зеландии англичанами. Сам Джеймс Кук избежал зубов маори, однако был убит и съеден другим полинезийским народом - гавайцами.

К 1830 году численность европейцев в Новой Зеландии достигала 2 тысяч при 100 тысячах маори. Маори традиционно не имели товарно-денежных отношений и торговли, но практиковали товарообмен. Англичане выменивали у маори земли в обмен, например, на огнестрельное оружие.

художник Арнольд Фредерик Гудвин - Первый плуг в Новой Зеландии

В период между 1807 и 1845 годами между племенами Северного острова Новой Зеландии вспыхнули так называемые Мушкетные войны. Толчком к конфликту стало распространение среди маори огнестрельного оружия - мушкетов. Северные племена, в частности, давние соперники Нгапухи и Нгати Фатуа, первыми получили от европейцев огнестрельное оружие и нанесли друг другу и соседним племенам значительный урон. Всего в этих войнах погибло 18 с половиной тысяч маори, т.е. приблизительно пятая часть всех коренных жителей Новой Зеландии. К 1857 году в Новой Зеландии насчитывалось лишь 56 тысяч маори. Помимо войн, большой ущерб местному населению нанесли болезни, завезенные европейцами.

Мужчины из племен маори. Фотографии начала 20-го века:

В 1840 году Великобритания и часть вождей племён маори подписали письменный договор, получивший название Договор Вайтанги, в соответствии с положениями которого маори передавали Новую Зеландию под опеку Великобритании, но сохраняли свои имущественные права, а Великобритания получала исключительное право на покупку у них земельных угодий. Однако и после подписания договора между маори и англичанами возникали военные стычки.

Вожди племен маори:

Маори рубит флагшток с британским флагом. 1845 год

Англичане атакуют деревню маори. 1845 год

художник Джозеф Мерретт. Маори (1846 год)

художник Джозеф Мерретт. Четыре маорийских девушки и молодой мужчина (1846 год)

девушка-маори

девушка-маори (1793 год)

мужчина и девушка маори:

девушки-маори:

В 1891 году маори составляли всего лишь 10% населения Новой Зеландии и им принадлежало 17% земли, в основном низкопробной.
В 30-е годы 20-го века численность маори стала увеличиваться, во многом благодаря введеному для маори семейному пособию, выдаваемому при рождении ребенка.

маорийская семейная пара, начало 20 века

девочки маори в европейской одежде

девушки маори

маорийский дед

маорийская бабушка

Сейчас в Новой Зеландии живут, согласно переписи 2013 года, 598,6 тыс. маори, что составляет 14,9% населения страны. Около 126 тысяч маори живут в Австралии и 8 тысяч в Великобритании.
Несмотря на то, что язык маори, наряду с английским, является государственным языком Новой Зеландии, большинство маори в повседневной жизни предпочитают английский. Около 50 тысяч человек свободно говорят на языке маори и около 100 тысяч понимают язык, но не говорят на нем.
Христианство вытеснило традиционные верования маори и сегодня большинство маори являются христианами разных ветвей, в том числе синкретичных культов, созданных в среде самих мори. Около 1 тысячи маори исповедуют ислам.

дети в новозеландском музее на экспозиции культуры маори

Мери Те Таи Мангакахиа (1868-1920) - маорийская феминистка, боровшаяся за права женщин маори

Несмотря на все попытки уравнять белых и маори, коренное население Новой Зеландии остается самой отсталой социальной группой в стране, уступая не только белым, но и мигрантам из Азии. У маори самый низкий уровень образования, они составляют половину от всех заключенных Новой Зеландии (при том, что они составляют всего лишь 14,9% от населения государства). Наконец, у маори продолжительность жизни ниже, чем у остальных новозеландцев. Это связано с тем, что у маори гораздо больший процент алкоголизма, наркомании, курения и ожирения.

современная женщина-маори:

современный мужчина-маори:

современные девушки-маори:

Новозеландский актер Ману Беннетт. Кровь маорийских воинов, текущая в его жилах, помогла актеру убедительно сыграть сурового гладиатора Крикса в американском сериале "Спартак: кровь и песок" (2010) и его продолжениях

Maureen Kingi - первая маори, завоевавшая титул Мисс Новая Зеландия. Это случилось в 1962 году

Художник Эдвард Коул. Девушка маори с яблоками (30-е годы 20 века)

Плакат "Новая Зеландия для вашего следующего отпуска" (1925 год)

Плакат "Увидимся в Новой Зеландии" (1960 год)

Племена Маори Новая Зеландия

В сознании многих людей Австралия и Новая Зеландия - близнецы и братья. Скорее всего, такое впечатление создается из-за того, что при взгляде на карту мира эти две страны оказываются рядом. Но если вдуматься, то рядом - это больше полутора тысяч километров Тасманова моря, а объединяет Австралию и Новую Зеландию разве что колониальное прошлое, да и то с определенными оговорками. Первым европейцем, ступившим на землю Новой Зеландии в 1642 г., стал Абель Тасман. По всей видимости, он наткнулся на нее совершенно случайно после отплытия с обнаруженной им земли Ван Димена - современной австралийской Тасмании. Именно благодаря Тасману Новая Зеландия так теперь и называется. Голландец назвал ее так в честь своей родной европейской Зеландии. Они оказались поразительно похожи. Те же холмистые луга, поля и не слишком приветливая природа. Заниматься подробным исследованием этой земли голландец не стал. Это, в общем-то, не входило в его задачи, да и необходимыми силами он не располагал. Дело в том, что коренное полинезийское население острова - маори отнеслось к европейским пришельцам откровенно враждебно. Они убили четырех членов команды Тасмана. Как потом выяснилось, маори обладали по меркам того времени довольно развитой цивилизацией, и это было лишь первое из многих последующих столкновений с колонизаторами. Они в отличие от австралийских аборигенов сумели оказать им вполне достойное сопротивление, потому что давно считали эту землю своей. Бытует мнение, что заселение новозеландских островов полинезийцами началось в 1350 г., когда к Северному острову причалил целый флот из семи пирог. Благодаря многочисленным вулканам новая родина полинезийцев получила название "Аотеароа", что в переводе значит "Земля длинного белого облака". Вторым человеком, который испытал на себе непростой характер маори, стал капитан Джеймс Кук. В поисках нового южного континента он появился в этих водах в 1769 г. Так же как и в случае с голландским исследователем, реакция коренного населения маори оказалась на редкость враждебной. Но поскольку англичане были готовы к такому приему, все обошлось без потерь среди пришельцев, хотя несколько островитян в стычке и были убиты. Кук решил детально исследовать береговую линию Новой Зеландии. В результате четырехмесячного плавания вокруг Северного острова и семинедельного вокруг Южного на свет появилась удивительно точная карта этой земли. Дорога для колонизации Новой Зеландии была открыта. На эту благодатную землю потянулся вначале тоненький, а потом все более обширный ручеек китобоев, миссионеров или просто авантюристов со всего мира, в первую очередь из Англии. Новых жителей двух больших островов совершенно не заботило, что они были, в общем-то, густо заселены, правда, как оказалось в дальнейшем, кровожадными каннибалами. Это поначалу охладило пыл новых переселенцев. На открытое столкновение с многочисленными маори англичане не решились, тем более что французы также проявили большой интерес к Северному острову. С коренным населением решили договориться по-хорошему. В 1840 г. 46 вождей маори подписали договор, по которому согласились присоединиться к британскому суверенитету. Через год, правда, было объявлено, что земли, которые не использовались маори, отходят во владение британского правительства. Это вызвало бурю неудовольствия, а затем и ожесточенного сопротивления. На ближайшие четверть века Новая Зеландия погрузилась в пучину войн. Но, как не трудно догадаться, шансов на победу у маори не было никаких, хотя они и добились для себя полного равноправия. В 1907 г. Новая Зеландия благополучно стала британским доминионом. Маори считают себя потомками «людей каноэ» - полинезийских воинов, которые согласно легенде прибыли сюда из мифической страны Гавайки на семи каноэ - Арава, Аоте-ва, Мататуа, Таинуио, Курахаупо, Токомару, Такитуму... От них и пошли имена племен, которым тогда было положено начало, маори же - имя собирательное. Маори заселили берега Северного острова, промышляли охотой и рыболовством. Они бесстрашно сопротивлялись высадке А. Тасмана, который первым описал народ с причудливой татуировкой. Когда Кук заново открыл Новую Зеландию, маори занимали тут все удобные территории. По его описаниям, их укрепленные деревни - «паа» - чаще всего располагались на холме, обнесенные плотной деревянной изгородью и земляным валом. Во главе общины стоял вождь «рангатира», и ему принадлежала важная роль в развитии искусства, поскольку он распределял заказы на художественные ремесленные изделия. Его власть поддерживал «тохунга» - священнослужитель, главная задача которого заключалась в исполнении обрядов и соблюдении обычаев. В маорийской общине ремесленники почитались всеми, а свои навыки и умения они передавали от отца к сыну. Расцвету маорийского искусства способствовали изобилие пород деревьев, легко поддающихся обработке, относительно большое количество полудрагоценного зеленого камня - нефрита, наконец, быстрый рост населения, что вело к оживленному обмену новыми идеями и образными формами. При отсутствии металла резали - и дерево, и камень - осколками обсидиана, вулканического стекла. Маорийские резчики ограничивались немногими мотивами и основными орнаментами, до бесконечности варьируя их главный элемент - спираль. Интересно отметить также, что они ориентировались не на анималистские формы, а почти исключительно на человеческие - на образ божества «тики», предельно стилизованный и лишь в единичных случаях воспроизводящий человека в индивидуальных чертах. Резные ворота у входа в маорийскую деревню, двускатную крышу дома собраний, без которого не мыслится ни одно маорийское поселение, также украшала пышная резьба из мягкого дерева кирпичного цвета - «тотара». Смыслом наполнена каждая деталь резьбы. Дом собраний посвящался знаменитому вождю или предку, который укреплял силу духа племени. Письменных передач информации у маори не было, и такая резьба не только зримо напоминала о родоначальнике племени, но и несла «видеозапись» его генеалогии. Вождь, у которого образ предка находился перед глазами, просил его о защите и помощи для своего племени. Роторуа - это «самый маорийский» район страны, что находится в центре Северного острова. Слава Роторуа зиждется на двух китах: знаменитом водолечебном курорте и окрестностях, где расположена большая часть маорийских поселений. В воздухе характерный запах сероводорода. Роторуа - город и озеро - расположены в поясе повышенной термической активности. Струйки пара бьют из земли на территории каждого отеля или мотеля, а из них, похоже, в основном и состоит этот город. В Бакаревапеба - на южной окраине Роторуа - находится маорийский Институт искусства и ремесел. Расположенный на его территории огромный гейзер радугой переливается на солнце; под высокими мостками, ведущими к нему, все булькает, кипит и пенится. Институт принимает у себя ежегодно тысяч двадцать туристов, и доходы от их посещения идут на обучение студентов маорийскому искусству. Юноши обучаются резьбе, девушки - плетению из новозеландского льна; их ловкие пальцы создают узоры налобных повязок - «кахани», юбочек, праздничных одежд. В зале, опоясанном галереей для посетителей, сидят десять маорийских юношей, склонившихся с долотами и стамесками в руках над длинными деревянными пластинами. Они «извлекают» из них стилизованные портреты грозных и свирепых вождей и воинов. Учитель-мастер ходит между ними, давая указания. Итак, здесь обучается одаренная молодежь-маори - несколько десятков человек. Ну а основная масса - где, чему учится она? Вопросы возникают один за другим. Но затруднять ими нашего экскурсовода-маорийку неловко: она тащит за руку дочурку, та капризничает - устала за свой «рабочий день». Идем мимо маорийского кладбища позади деревни. Перед дощатыми домиками квадратные углубления, из которых струится не то пар, не то дым. Это «плиты» здешних маори. А вот и дом собраний - не музейный экспонат, но и он впечатляет красотой резной отделки. Из него выходят маори, в основном пожилые женщины в черной траурной одежде, с черными платочками. Они здороваются, прижимаясь носами. Марае - площадке перед домом собраний. Маори приходят сюда семьями или общинными группами, чтобы обсудить семейные дела, решить проблемы племени, отпраздновать годовщину или оказать почести гостю. Но сегодня они собрались на траурную церемонию. Когда повод для собраний официальный, гости, прибыв на место, не сразу проходят на марае, чтобы присоединиться к присутствующим, а ждут приглашения и сопровождающего. Такой эскорт называется «пае» - шаг. По марае идут степенно. Переговариваться нельзя. Такая пауза - молчаливая дань памяти усопшего. Об ее окончании дает знать кто-нибудь из местных, начав говорить. И тут гости могут сесть на стул, скамейку, циновки. Гость должен быть готов ответить несколько фраз, подобающих случаю. Гость, но не гостья: женщинам говорить на марае не позволяет обычай. Пока речи не окончены, ходить по марае не рекомендуется. Зато позади дома для собраний могут происходить спортивные игры, а через дорогу - и шумный футбольный матч. Одна из наиболее колоритных церемоний, сохранившихся у маори, это приветствие важного гостя - «веро». Как дань традиции, эта церемония и сейчас может быть разыграна не только на деревенском марае, но и в новозеландском городе. В укрепленной деревне оклик караульного имел серьезный практический смысл - надо было выяснить, каковы намерения гостя, пришел он с миром или войной. Со временем простая церемония обрастала многими элементами, пока не стала целым представлением: часовой поет, оповещая односельчан, что он бодрствует, бдителен и готов к отпору, если враги посмеют напасть; после чего воин, угрожающе размахивая дротиком, приближается к визитерам и кладет перед ними, скажем, палку, веточку, лист. Если прибывший поднимет предмет, значит, он явился с миром. Тогда стражник, повернувшись к пришельцам спиной, поведет их к марае. А у дома собраний маори исполнят танец «поукири» под «песнь каноэ». До европейцев маори имели относительно передовые знания в медицине, гигиене и навигации, они были отважными мореходами, хорошими земледельцами, смелыми воинами, отличались музыкальностью и художественными способностями, обладали неоспоримым техническим и строительным мастерством. Маори считают, что врачи-пакеха не понимают их болезней. И в самом деле, нам зачастую кажется, что многие болезни маори от суеверий. Дело в том, что сами они причину большинства болезней усматривают в нарушениях племенных обычаев, установленных божествами еще в незапамятные времена. Выздоровление же приписывали определенному богу, который покровительствует тохунга. Он-то и занимается врачеванием. Миссионеры всячески очерняли его, приравнивали к колдуну. Белые врачи, как правило, и поныне отзываются о тохунга с пренебрежением. И потому пациенты-маори скрывают, что посещали его. Лишь немногие врачи - как маори, так и пакеха - консультируются теперь с тохунга относительно больных, которые не поддаются обычному лечению. Маори-пациенты скрывают плохое состояние, стесняясь и чувствуя себя виноватыми за болезнь. Они не желают беспокоить такую важную, быть может, даже священную особу, как доктор. И обращаются к врачам поздно, когда болезнь основательно запущена. Вообще отношение маори к болезни, смерти и своему телу связано с традиционными верованиями - они тоже дают ключ к поведению пациента. Например, маори верят, что человек умрет, если оскорбит другого, что причина болезни - дурной поступок, что обнаженного тела надо стесняться. Поэтому многие больничные процедуры для них мученье. Они оскорбляют их чувство стыдливости. Даже простому осмотру больного должны предшествовать долгие разъяснения врача.

Надо сказать, что появление здесь белого человека не самым лучшим образом сказалось на местной флоре и фауне. Кошки и собаки, завезенные колонизаторами, а также многочисленные опоссумы, расплодившиеся, как тараканы, создали вполне реальную угрозу для национального символа Новой Зеландии - птицы киви, статуэтки которой остаются самым популярным сувениром среди туристов. Оказывается, что Новая Зеландия была единственным местом на земле, где оказалось возможным появление бескрылой птицы. У нее просто не было естественных врагов: змей, пауков, крупных или мелких хищников. Теперь же все изменилось. Но, так или иначе, одним из самых благоприятных мест в Новой Зеландии среди маори всегда считался район озера Роторуа. Некоторые исследователи даже полагают, что именно здесь поселились первые полинезийцы, когда в XIV веке приплыли на эти острова. Для жизни это место, скажем прямо, действительно подходит идеально. Маори поселились здесь, даже несмотря на устрашающее название, которое они сами же и дали этой части страны. Эти края издавна получили имя "Дыры в преисподнюю". А виной тому вулканы, гейзеры и постоянно витающий в воздухе запах сероводорода. Избавиться от него нет никакой возможности, потому что он в огромных количествах вырывается из-под земли наружу. Белые струйки дыма могут появиться в самых непредсказуемых местах и также внезапно исчезнуть. Жители города, а также все, кто работает в национальном парке Вакареварева, прекрасно осознают, что в любой момент их может накрыть сильнейшее извержение вулкана, как уже было однажды, но уходить отсюда никто не собирается. Издавна маори пользовались теплом, которое дарила им земля. В горячих источниках они готовили пищу, а горячая почва лучше всякого костра позволяла согреться в холодных на первый взгляд хижинах. И сегодня потомки тех маори, которые сумели отстоять свои права перед англичанами в XIX веке, не собираются оставлять свои исконные земли только из-за угрозы извержения вулкана. Здесь находится крупнейший в стране институт по изучению культурного наследия этого полинезийского народа, и, может быть, именно постоянная атмосфера незримой угрозы привлекает сюда каждый год сотни тысяч туристов. Запах опасности буквально можно почувствовать в воздухе. И пахнет она, как мы уже говорили, не самым лучшим образом. Хотя медики считают, что вдыхание серы очень полезно для лечения легочных заболеваний. Может, это и так, но мы можем сказать с полной ответственностью, что постоянный удушливый запах несколько раздражает. Хотя, по большому счету, ради знакомства с древней культурой маори или ради созерцания великолепных тридцатиметровых гейзеров можно немного и потерпеть.

Племена Маори Новая Зеландия . Татуировки Маори Новой Зеландии. Маури хакка. Фото народности Маори.

Впервые в истории данные археологических раскопок стали объектом государственной тайны!

В августе 2004 года в лондонском Кенсингтонском дворце состоялась одна из самых необычных свадеб в истории британской монархии. Двоюродная кузина королевы Елизаветы II Дэвидина Винзор сочеталась браком с тридцатитрёхлетним новозеландцем Генри Льюисом, сыном фермера и официантки. В последние десятилетия подобными неравными браками в аристократических семействах никого не удивишь, но это случай особый – впервые женщина из европейского королевского рода вышла замуж за мужчину другой расы. Дело в том, что Генри Льюис – коренной абориген маори. Многие журналисты и политики были в восторге, сочтя это бракосочетание «вершиной» толерантности, и торжеством принципов нетерпимости к расовым предрассудкам. Особо подчёркивалось в публикациях прессы, то, что молодожён гражданин Новой Зеландии, которая в течение последних пятидесяти лет считается примером успешного и справедливого урегулирования отношений между потомками европейцев и местными аборигенами. Однако не всё так просто в новозеландской истории…

Новозеландский архипелаг был открыт голландским капитаном Абелем Тасманом, который 13 декабря 1642 года на двух кораблях подошёл к побережью Новой Зеландии между современными городами Хокитика и Окарито на западном побережье Южного острова. Первая же встреча с местными аборигенами закончилась кровопролитием, инициаторами которого выступили аборигены маори (в переводе с маорийского – «обычные люди»), атаковавшие шлюпки голландцев на своих каноэ. Несколько моряков были убиты, и Тасману пришлось отбиваться от воинственных туземцев огнём пушек. После инцидента Тасман назвал залив, где произошли эти события, заливом Убийц (Moordenaers Baij). Это мрачное название подтвердилось, когда на его берегу без всяких видимых причин маори убили 25 французских моряков из экспедиции Н.Марион-Дюфресна (1714-1772). Пришлось сражаться с маори и прославленному мореплавателю Джеймсу Куку, присоединившему архипелаг к британским владениям.

Колонизация Новой Зеландии началась в 1790-е годы. Первые английские поселенцы уже знали, что им придётся столкнуться с жестокими дикими воинами, которые к тому же оказались каннибалами.

Казалось бы, судьба маори предрешена…

Огнестрельное оружие, алкоголь, инфекционные болезни, к которым у аборигенов не было иммунитета, беспощадно делали своё дело: число маори начало стремительно сокращаться. Одна эпидемия гриппа унесла десятки тысяч жизней. Непоправимый ущерб дикой природе архипелага и агрокультуре маори (40% территории Новой Зеландии перед появлением европейцев были засеяны основной маорийской культурой – сладким картофелем кумара) нанесли, завезённые европейцами свиньи и крысы. Всё это сопровождалось вооружёнными стычками с белыми поселенцами и британскими войсками, а также кровопролитными межплеменными распрями, в которых уже широко применялось огнестрельное оружие, свободно продаваемое аборигенам английскими торговцами. Кук застал на островах архипелага 250 тысяч маори, а к 1854 году их осталось чуть больше 60 тысяч. В свете этого не стоит удивляться тому, что по сей день, маори называют всех европейцев словом «пакеха» - «белые свиньи».

Однако, справедливости ради, отметим, что в истории Новой Зеландии сами маори выглядят не намного лучше колонизаторов. Достаточно вспомнить, что воспетый маорийским фольклором знаменитый вождь («арик») Хонги Хика (ок. 1780-1828), посетивший в 1820 году Англию и даже принятый лично королём Георгом IV, продал все полученные от короля подарки, и на вырученные деньги закупил в Австралии целый арсенал ружей. С помощью этих ружей его воины поголовно истребили одно из соседних племён - 1500 человек. Таким образом, вожди маори и сами внесли посильную лепту в уничтожение собственного народа.

Особо следует сказать о маорийском каннибализме, факты которого современные учёные, как правило, стыдливо умалчивают. Появилась даже версия, согласно которой рост численности маорийского населения незадолго до появления европейцев, вырос настолько, что людям стало не хватать белковой пищи, и они начали поедать друг друга.

В принципе такая трагедия возможна. Нечто подобное некогда произошло на острове Пасхи, и предположительно – на Понапе. Но, всё же, наверное, надо прислушаться к первому исследователю Новой Зеландии Джеймсу Куку:

«Одним из многих доводов, которые как я слышал, приводятся в объяснение этого ужасного обычая, является соображение, будто он вызван недостатком животной пищи, но легко доказать тем, кто выдвигает этот довод, сколь далёк он от фактов и обстоятельств. В любой части Новой Зеландии, где я был, рыбы столько, что туземцы не только были обеспечены ею в изобилии, но и всегда снабжали нас. У них множество собак, они также не испытывают недостатка в дикой птице. Так что, на мой взгляд, ни недостаток животной пищи, ни стремление какой-либо другой пищи не может служить причиной. Но как бы то ни было, я думаю, что любовь к человеческому мясу слишком очевидна, поскольку они отдают такое большое предпочтение подобного рода пище… Если мне не изменяет память, один из доводов, который они приводили… заключается в том, что убить и съесть человека, который поступил бы с ними так же, будь это в его силах, не зазорно. "Какой может быть вред, - говорили они, - от того, что мы едим наших врагов, убитых нами в бою? Разве те же самые враги не поступили бы так же с нами?"»

Кук считал, что, находясь в длительной изоляции, будучи отделён от всего мира огромными океанскими пространствами, народ маори буквально одичал. Все воевали против всех, шла непрерывная борьба за ограниченные ресурсы островов, деревни пришлось укреплять рвами и частоколами. Прибытие же европейцев маори восприняли, как появление нового источника пищи.

Не трудно заметить определённое сходство между маори и индейцами Северной Америки. И те, и другие были храбрыми, умелыми и жестокими воинами, и те и другие не могли противостоять «подаркам белого человека» - инфекционным болезням, алкоголизму и проблемам, порождённым распространением огнестрельного оружия. Однако их дальнейшие судьбы разительно отличаются…

В 1840 году было подписано, составленное на английском и маорийском языках «Соглашение Вайтанги» - документа, заложившего основы современной Новой Зеландии. Хотя англо-маорийские войны продолжались ещё до 1872 года, именно это соглашение положило конец распрям между белыми и аборигенами, и между различными маорийскими племенами. Началась интеграция туземцев в единое сообщество новозеландцев.

В конце XIX века установлено официальное правовое равенство между маори и новозеландцами европейского происхождения, с сохранением некоторых форм маорийской автономии («Страна короля» - гористая внутренняя часть Северного острова и ряд племенных территорий). Маори получили и политические права: с 1867 года они посылают своих депутатов в парламент. Фактически с этого времени действует система бесплатного образования для маори, а в 1900 году принята особая программа бесплатного здравоохранения для коренных жителей. В 1987 году маорийский язык признаётся вторым государственным. Однако эпохальным для маори стал 1977 год, когда в стране начал действовать «Суд Вайтанги», по решениям которого маори начали получать компенсации за земельные потери в ходе войн с англичанами до 1872 года.

Все привилегии и преференции, полученные маори базируются на принципе признания европейцами их «права первородства», которое якобы вытекает из самой истории освоения человеком новозеландского архипелага. Но, так ли это?

* * *
Историки считают Новую Зеландию последним местом на планете, заселённым людьми. Согласно маорийской легенде, около 950 года полинезийский мореплаватель Купе, ориентируясь по звёздам, полёту птиц и цвету облаков, пришёл на своём каноэ «Мата-хоу-руа» к берегам неведомой земли, которую назвал Аотеароа – Земля Длинного Белого Облака. Через некоторое время он вернулся на родину – остров Гаваики, где рассказал о своём открытии сородичам и оставил подробную инструкцию, как достичь новооткрытой земли. Между 1000 и 1100 годами архипелаг посетили мореплаватели с Гаваики Тои и Фатонга, обнаружившие, что земля эта заселена кочевыми племенами, известными как мориори или «охотниками на моа» (моа – ныне истреблённая, крупная, нелетающая птица). Оговоримся сразу, Гаваики из легенды, никак не связаны с Гавайскими островами. Скорее всего, это какие-то небольшие острова в Восточной Полинезии (предположительно Кука или Общества). Само слово «гаваики», широко распространённое и в других полинезийских языках, означает – «откуда все вышли» и у различных племенных групп может обозначать совершенно разные географические пункты. Спустя несколько столетий, в 1350 году полинезийцы с Гаваики на семи каноэ достигли Аотеароа, и расселились на островах Северный и Южный. От этих пришельцев якобы и произошёл народ маори. Современные маори любят свою генеалогию, и каждое племя («иве») ведёт своё происхождение от конкретного предка, прибывшего на архипелаг 700 лет назад. Есть даже специальный термин «вака», означающий «каноэ», и распространяющийся на группу родов, происходящих от первопоселенцев, прибывших на одном из семи каноэ.

Фактическим «отцом» истории маори считается английский этнолог и топограф Стивенсон Перси Смит, который использовал при её создании метод сравнительного анализа и сопоставления преданий, родословных и имён полинезийских народов. Он же разработал хронологию маорийской истории. Ещё полвека назад новозеландских школьников учили, что до появления маори Новую Зеландию населял народ мориори, часть которого маори перебили, а часть вытеснили на острова Чатем.

Эту историю косвенно подтверждают события 1835 года, когда несколько маори, состоявшие в экипажах китобойных кораблей, оказались на островах Чатем и с нескрываемыми удивлением и злобой обнаружили там мориори. Вернувшись в Новую Зеландию они рассказали об этом соплеменникам. Вскоре армада маорийских боевых каноэ вышла в море. Маори высадились на Чатеме и их воины начали планомерно и жестоко истреблять мориори, без различий пола и возраста. Миролюбивые мориори, в традициях которых существовало табу на военные действия, стали лёгкой добычей для воинственных маори. В дело с большим опозданием вмешались колониальные власти. Под давлением британских солдат последние маори покинули Чатем в 1870 году, но к этому моменту от 2 тысяч мориори осталось 100 человек. Последний чистокровный мориори умер в 1933 году, но в Новой Зеландии проживают 500 человек смешанной крови, традиционно считающие себя мориори.

По справедливому замечанию современного русского исследователя А.Низовского, причиной подобного геноцида «может служить наличие некой застарелой ненависти, которую маори питали к мориори». Однако несколько десятилетий назад группа новозеландских историков (в большинстве своём потомков маори), поддержанных правительством, измыслили два новых нелепых термина: «маори классические» и «маори архаические». Дескать, первые, это те, кто прибыл в Новую Зеландию в XIV веке, а «маори архаические», это те же маори, но которые жили на архипелаге до этого и известны под именем мориори или «охотники на моа». Цель историков понятна – доказать, что маори первые люди в Новой Зеландии и никакие другие народы кроме них в раннем освоении архипелага не участвовали. Позиция историков «реформаторов» фактически стала официальной.

Чем же объясняются изменения, внесённые в течение последних десятилетий в историю Новой Зеландии? Вероятно, отчасти прав А.Низовский, который пишет:

«Многие маори сегодня являются депутатами парламента, крупными предпринимателями, уважаемыми людьми с высшим образованием, и постоянно напоминать этим людям о том, что ещё недавно их дедушки ходили без штанов и кушали человеков, выглядит не вполне корректно. В угоду этой пресловутой «политкорректности» в сегодняшней Новой Зеландии язык маори объявлен вторым государственным (хотя на нём мало кто говорит), в среде «пакеха» культивируется постоянное чувство вины перед маори, якобы «страдающими от постколониальной травмы». Гипертрофированные формы приобретает «возрождение» культуры и традиционного образа жизни маори – так называемого маоританга – которое выглядит, скорее, как навязывание этой культуры всем не-маори. В русле этой политики переписываются и школьные учебники».

Ранняя история Новой Зеландии стала предметом ожесточённых споров между официальными историками «реформаторами» и историками, которых называют «консерваторами», утверждающими, что известные археологические данные не позволяют уверенно утверждать, что маори и мориори один и тот же народ. Следует отметить, что для бесписьменных и достаточно примитивных островных культур Тихого океана, археология основной, если не единственный, объективный способ изучения древней истории. Для всех историков очевидно, что и маори и мориори народы полинезийского происхождения, однако, этого явно недостаточно для того, чтобы считать их одним народом. Это то же самое, что объявить одним народом русских и англичан, лишь на том основании, что и те и другие индоевропейцы. Новозеландские историки «консерваторы» прямо заявляют, что причина переписывания истории вовсе не в «постколониальной травме», а в банальной борьбе за земельную собственность и компенсации. На 2008 год правительство уже выплатило маори 900 миллионов долларов компенсаций. Это очень большие деньги для страны с населением чуть более 4 миллионов человек. Отметим, что ныне в Новой Зеландии проживает 320 тысяч маори, что не более 10% населения, половина из которых не чистокровные аборигены, а метисы, в жилах которых течёт наполовину, а то и более, европейская кровь. Однако, из-за компенсаций и разнообразных льгот, им выгоднее официально считаться маори. Большинство современных маори проживают в городах, а традиционную маорийскую жизнь можно увидеть только в некоторых специальных деревнях, которые представляют собой аттракцион для иностранных туристов. Остроты в спор между официальными историками и историками «консерваторами» добавили археологические раскопки, которые уже тридцать лет ведутся в лесу Вайпуа на острове Северный. В 1988 году новозеландское правительство специальным постановлением засекретило на 75 лет все результаты раскопок. Этот запрет вызвал настоящий скандал и широко обсуждался в прессе и парламенте, со всех концов Новой Зеландии шли возмущённые письма. Правительство неуклюже, и даже как-то робко, пыталось оправдываться, объясняя свою позицию интересами политики, но решения своего не изменило. Подписанный руководителем археологической экспедиции Майклом Тейлором документ, содержит 14 страниц секретного текста и налагает запрещение на разглашение части информации, связанной с полевыми отчётами раскопок в лесу Вайпуа за период с 1979 по 1988 годы. Запрет будет действовать до 2063 года. Отныне любой новозеландский археолог, работавший в Вайпуа и попытавшийся что-то рассказать о своих исследованиях, будет считаться изменником родины.

В новозеландской, австралийской и британской прессе археологические раскопки в лесу Вайпуа моментально обросли массой всевозможных слухов и домыслов. Всем было очевидно, что археологи обнаружили некие древние постройки, существование которых никак не вписывается в официальную историю Новой Зеландии. Некие свидетели утверждали, что руководитель новозеландского Археологического Консультативного комитета Нед Натан, ознакомившись с результатами радиоуглеродного анализа, воскликнул: «Это же на 500 лет раньше, чем мы добрались сюда!» «Кто добрались? Испанцы? Португальцы? Китайцы? Малайцы? Инки? Загадочный гавайский народ менехуне? - вопрошает А.Низовский. – Очевидно, мы узнаем это в 2063 году…»

Однако, на наш взгляд, все эти предположения весьма далеки от истины. Если бы археологи обнаружили в лесу Вайпуа древнее поселение португальцев, испанцев, китайцев или даже инков, это стало бы сенсацией, но какой смысл новозеландскому правительству секретить её?

Более близкой к истине кажется версия, высказанная в одной австралийской газете, согласно которой археологи обнаружили в лесу Вайпуа настоящий, каменный домаорийский город, состоящий более чем из 2 тысяч построек, раскинувшихся на площади в 500 акров, наподобие мегалитических построек Понапе. Такую находку новозеландским властям был смысл засекретить, ибо она самим своим существованием противоречит политике удовлетворения иждивенческих стремлений маорийского населения, мешая ему «осуществлять право первородства». Ведь если маори перестают считаться первопоселенцами страны то их притязания на возврат земельных угодий и компенсации если и не становятся совсем безосновательными, то, по меньшей мере, перестают быть столь бесспорными.

* * *
А вот еще:

"В самом центре Северного Острова Новой Зеландии лежит озеро Таупо (Lake Taupo). Вокруг озера находятся нетронутые дикие леса, которые объявлены сегодня заповедным лесопарком Кайманава (Kaimanawa Forest Park). Озеро Таупо образовалось на месте гигантского кратера вулкана. Эта особенность озера привлекает много туристов в свои окрестности. В 1990-х годах в тридцати километрах от этого озера в лесу, рядом с дорогой, туристы обнаружили загадочные руины некогда гигантского строения. Это загадочное место широко известно в Новой Зеландии как стена Кайманава (Kaimanawa Wall).

Эти руины стали видимы, по-видимому, в результате того, что дожди размыли почву под корнями огромного дерева, стоящего на пригорке. Обнажилась часть стены, сложенной их прямоугольных каменных блоков, каждый из которых имеет высоту около одного метра, длину около двух метров, и вес в несколько тонн. Некоторые блоки подогнаны друг к другу с ювелирной точностью. В этих местах кладки между гигантскими блоками не просунуть и лезвие ножа, но некоторые блоки разошлись, и между ними образовались зазоры в несколько сантиметров, что можно объяснить неравномерной осадкой фундамента под блоками.

На обнажившейся части гигантской стены чётко прослеживается прямолинейная, горизонтальная линия между кладкой нижнего и верхнего ряда блоков, что говорит о планомерном строительстве по законам геометрии, принятой в наши дни. Такой тип кладки по прямолинейным законам геометрии характерен скорее для атлантического периода цивилизации...

И если предположить, что этот остров существовал во время Атлантиды в виде острова, то можно смело сказать, что стена Кайманава принадлежит атлантическому периоду.

В Новой Зеландии дело не идёт дальше споров, как же возникли эти руины - естественным природным путём или эту стену построили люди. В первую версию верят (или делают вид, что верят) только материалисты-учёные, во вторую версию верят все остальные, но только никто из них не осмеливается сказать, что такие фундаментальные постройки принадлежат делу рук местных аборигенов, никогда не строивших ничего, солиднее соломенной землянки.

В результате никто не отваживается произвести очистку территории вокруг загадочных руин стены Кайманава. А на снимках видно, что корни деревьев скрывают ещё несколько прямоугольных блоков. А что может оказаться под стеной? Может целый город или руины огромного здания? Какие ещё загадки скрываются в земле вокруг стены Кайманава? Кто осмелится взять на себя ответственность и произведёт там научные археологические работы?

Ответ на вопрос, какова древность этих руин, может дать двухметровый слой гумуса, который накопился над стенами Кайманава. По приблизительным оценкам для образования такого слоя почвы необходимо несколько сот тысячелетий..."

Ну, насчет сотен тысячелетий - это подход дилетанта. Специалисты утверждают, что метровый слой почвы нарастает примерно за 10 000 лет. А с учетом сохранности мезозойских вечнозеленых лесов субтропической зоны 1 метр почвы может нарасти и за 5 000 лет.

"По поводу ее происхождения высказываются три основные версии:

1. «Стена Кайманава» была построена приблизительно две тысячи лет назад первыми поселенцами Новой Зеландии, известными как вайтаха, которые впоследствии были истреблены маори.

2. Стена представляет собой остаток госпиталя, построенного 50 или чуть более лет тому назад.

3. Это просто естественное скальное образование.

Будущее изучение «стены Кайманава», несомненно, сведёт этот список к одному пункту. Однако факт, что на одном из участков стены растет буковое дерево, имеющее в обхвате 2,9 м, сильно снижает вероятность того, что её возраст составляет 50 или чуть более лет…"

"В легендах маори часто упоминаются белые люди со светлыми или рыжими волосами, которых островитяне называли «кири-пуверо» или «уру-кеу». На всей территории Новой Зеландии в разное время имели место находки скелетов странных людей с рыжими, каштановыми или белокурыми волосами. В частности, в начале 1900-х годов в пещере близ Даргавилла обнаружили скелеты двух женщин с белокурыми волосами длиной ниже колена. В 1965 году останки нескольких высоких мужчин с рыжими волосами были найдены в пещерном погребении неподалеку от Порт-Вайкато".

Вот как-то не получается у местных археологов сохранить честь и славу маори, как первопроходимцев на этой территории. Похоже, что потомки атлантов благожелательно приняли предков маори, обучили их ремеслам, игре на флейте, а маори в качестве благодарности их съели. Сообразили, что атланты не только ум, честь и совесть, но еще и десятки килограммов диетического, легкоусваиваемого мяса.

* * *
В январе 2009 года в Новой Зеландии произошли первые за многие десятилетия народные волнения, сопровождавшиеся уличными беспорядками. Хотя нам и трудно считать волнениями несколько драк и пару разбитых витрин, но для тихой Новой Зеландии этого вполне достаточно. Журналисты освещали это событие, как последствия кризиса, охватившего мировую экономику. Однако, даже на кадрах короткого телерепортажа видно, что в немногочисленной, подогретой пивом толпе, задиравшей растерянных полицейских в пляжных шортах и бейсболках, представлены только маорийские лица и фактически нет ни одного лица европейского. Если это так, то первый тревожный звонок, для благополучной, сытой и очень толерантной Новой Зеландии уже прозвенел.

Подождём 2063 года.