Соколиная охота в коломенском. Соколиная охота: традиции и современность охоты с ловчими птицами (видео)


Было время, когда для царской потехи устраивали в подмосковных полях и лесах большие псовые охоты, бойцы схватывались врукопашную с медведями, на гocударевом дворе охотники стравливали косолапых с волками. Но с годами Алексей Михайлович к этим потехам остыл; рев, вой, окровавленные клочья мяса, торжество грубой силы - все это стало неприятно раздражать, да и увеличившаяся телесная тучность уже не позволяла, как прежде, целый день не слезать с седла, преследуя лисиц и оленей.
Зато осталось одно, навсегда любимое развлечение - соколиная охота. Тут уж Алексей Михайлович был охотник достоверный , настоящий, страстный, - никогда не мог вдоволь налюбоваться красивым, легким полетом благородных птиц, их стремительным, молниеносным ударом.

Сокол - птица царственная, свободная, гордая. Приручить его - дело тонкое, искусное, требующее терпения и бережности. Каждый год царские ловчие, разъезжавшие по Сибири и северным лесам, присылали десятки диких соколов, кречетов, ястребов, кобчиков, дермлигов в Mocкву, на Сокольничий двор, где опытные сокольники обучали их для государевой охоты. Начинали с того, что несколько суток не давали птице спать - от этого сокол становился вялым, безучастным и позволял надеть на свою голову колпачок, а на ноги - путы. Затем его на сутки оставляли без пищи, после чего брали на руку и кормили, сняв колпак. Давали им только отборное мясо - иногда баранину, иногда говядину, чаще же всего кормили соколов голубями, которых для этой цели в огромном множестве держали на царской голубятне. Когда птица была исклобучена , ее принимались вабить - звать, приманивать: сажали в избе на стул, а сокольник с кусочком мяса в кулаке постепенно увеличивал расстояние, которое сокол должен был пролететь, чтобы, сев охотнику на руку, получить пищу.

Повторяли то же в поле, держа птицу на шнурке, а затем, истомив ее трое суток бессонницей, выпускали в поле без шнурка, но с опутанными ногами и снова вабили на приманку в кулаке. Добившись того, что сокол по зову охотника покорно садился на руку, начинали стравливать ему дичь: вначале подбрасывали в воздух битых уток, голубей, сов, ворон, потом напускали на живых птиц, держа на шнурке и позволяя только заклевать добычу; пищу сокол вновь получал из кулака сокольника. Наконец, последнее, чему обучали соколов, была борьба с другими сильными, опасными птицами - цаплями, коршаками, сарычами, которых они могли встретить в поле, во время охоты. Для первой схватки коршаков ослепляли, а цаплям надевали футляр на клюв, чтобы они не убили или не покалечили неопытного молодого сокола. И только после всего этого обученного хищника выпускали на свободную охоту, без шнурка и пут. Делалось это всегда в присутствии самого Алексея Михайловича, который оценивал, кто из молодняка как бы тяжел, а кто добр будет.

Приемы обучения соколов держались в секрете. Обученная охотничья птица стоила дорого и ценилась высоко, поэтому соколов и кречетов в дорогих нарядах посылали в подарок только тем государям, в чьей дружбе царь был особенно заинтересован, - крымскому хану, польскому королю, турецкому султану. Да по правде сказать, среди правителей того времени редко можно было встретить подлинно искусных охотников и ценителей благородной забавы. Алексей Михайлович знал только одного такого - персидского шаха.

Должность царского сокольника была почетная и ответственная, среди прочих потешных дворцовых должностей наипервейшая по близости к государю. Сокольники знали над собой одного господина - самого царя и пользовались его исключительным доверием. Зато и спрашивал с них Алексей Михайлович строго, провинившихся наказывал беспощадно.

Правила соколиной охоты и обрядный чин поставления в сокольники содержались в особом уставе, который назывался «Урядник сокольничьего пути» и был составлен самим Алексеем Михайловичем. Книга эта, написанная образным русским языком, замечательна запечатленным в ней стремлением к бескорыстному любованию красотой.

Вот как происходило, например, поставление в сокольники. Утром сокольники наряжали для праздника переднюю избу Сокольничьего двора. В красном углу убирали место для царя, постелив на лавку ковер с изголовьем - шелковой подушкой из пуха диких уток. Посреди избы, усыпав сеном пол и накрыв его попоной, устраивали поляново - место для нововыборного, с четырьмя стульями по углам для пары кречетов и пары соколов. Позади полянова ставили стол, на котором раскладывали птичий наряд - клобучок из червчатого бархата, низанного жемчугом, бархатные шитые золотом и серебром нагрудник и нахвостник, серебряные колокольцы, атласные онучки и должник - кожаныи шнурок, одним концом наглухо пришитый к охотничьей рукавице; рядом клали наряд сокольника - шапку горностайную, рукавицы, золотую тесьму, перевязь с небольшой, сделанной в виде райской птицы гамаюна, бархатной сумкой, в которой хранилось государево письмо с обращением к нововыборному, наконец, вабило - свисток для подзыва птицы, охотничий рог и полотенце. Нововыборного до времени отводили в другую избу.

Когда все было готово, сокольники, обряженные в новые цветные кафтаны и желтые сафьянные сапоги, жалованные государем по случаю торжества, вставали чинно возле стола и вдоль лавок у стен. Алексей Михайлович, одетый в темно-зеленый охотничий кафтан и желтые, как у сокольников, сапоги, входя, оглядывал избу - все ли ладно - и степенно садился на свое место.

Мало повременя, подсокольничий бережно подступал к царю:
-Время ли, государь, образцу и чину быть?
-Время, - отвечал Алексей Михайлович, - объявляй образец и чин.

Подсокольничий обращался к начальным сокольникам:
-Начальные! Время наказу и час красоте.

По этим словам сокольники принимались церемонно обряжать кречета, которого отдавали в ведение нововыборного. Подождав, пока они закончат, подсокольничий снова благочинно подходил к царю:
-Время ли, государь, приимать, и по нововыборного посылать, и украшение уставлять?
-Время, приимай, и посылай, и уставляй.

Подсокольничий надевал рукавицу, поправившись и поучинясь, принимал кречета, крестился и становился поодаль царя, как требовал устав, смирно, урядно, человечно, тихо, бережно, весело, держа птицу честно, явно, опасно, стройно, подправительно. Постояв мало, приказывал посыльному:
-По государеву указу зови нововыборного к государской милости, се время чести и чести его быть, и час приблизился его веселию, чтоб шел не мешкав.

Двое старых сокольников вводили нововыборного, молились, кланялись царю в землю и, поставив молодца на поляново, снимали с него шапку, кушак и рукавицы. Вместо них начальные сокольники по очереди надевали на новичка взятые со стола перевязь с сумкой, золотую тесьму; рог и вабило прикрепляли за кольца у левого и правого бока. Старший начальный вставал сзади, держа до указу над головой нововыборного горностайную шапку.

Пообождав, подсокольничии кликал подьячего, который, вынув из сумки-гамаюна письмо, громогласно и торжественно зачитывал государево обращение к нововыборному, - чтобы во всем ему «добра хотеть, служить верой и правдой, и тешить нас, великого государя, от всей души своей, до кончины живота своего, и за нашей гocyдapeвой охотой ходить прилежно и бесскучно, и братию свою любить как себя. А буде учнешь быть не охоч и не paдoстен, и во всяком нашем государевом деле непослушлив, ленив, пьян, дурен, безобразен, и к подсокольничему и ко всей братии непокорен, злословен, клеветлив, нанослив, и всякого дурна исполнен, и тебе не токмо быть связану путами железными, но и за третью вину, безо всякой пощады, быть сослану на Лену ». А чтобы государево слово всегда было у нововыборного перед глазами, надевали ему рукавицы с вышитыми на них картинками: на одной из них - царская милость и казна, на другой - тюрьма и казнь беспощадная.

И устрашенный новичок кланялся и клялся служить государю верой и правдой, и тешить его, и радеть ему, и ходить за его государевой охотой до кончины живота своего.

После этого наступал самый торжественный момент обряда поставления. Подсокольничий подступал к царю и говорил таинственным языком, ведомым одним посвященным:
-Врели гор сотло?
На языке сокольников это означало: «Время ли, гocyдарь, совершать дело?»
-Сшай дар (совершай дар), - отвечал Алексей Михайлович.

Тогда подсокольничий, обратясь к нововыборному, весело и дерзостно провозглашал:
-Великий государь и великий князь Алексей Михайлович, всея Великия и Малыя и Белыя Руси самодержец, указал тебе для своей государевой охоты отдать кречета имярек и других птиц, и тебе бы ходить за его гocyдapeвой охотой прилежно, с радостью от всего сердца своего, и хранить его государеву охоту, как зеницу ока, и его гoсударя тешить безо всякой лености и хитрости до кончины живота своего!

С этими словами он отдавал ему наряженного кречета. И хотя от волнения и страха зачастую дрожали у нововыборного колени, принимал он кречета образцовато, кpaсовато, бережно, и стоял перед государем урядно, paдocтно, уповательно, удивительно; и не кланялся великому государю, пока не надевали на него горностайную шапку, которая венчала все дело. И тогда сокольничья братия обступала его, поздравляла с великой царской милостью и сердечно просила впредь обещания своего не забывать, и послушания своего не оставлять, и их товарищеского совета не отметать.

А по выходе из передней избы ждал сокольников обеденный стол, накрытый по государевой к ним милости, и на том столе, на своем месте, находил нововыборный наряд кречатий, четыре золотых червонца, восемь ефимков и три вышитых полотенца - первое государево жалованье, чтобы знал, что за царем верная служба не пропадает.

Охотился Алексей Михайлович в основном в окрестностях подмосковного села Измайлова. По очереди спускали соколов и кречетов. В особых книгах записывался ход и результаты охоты: кpeчет Бумар добыл ворона ставок с двадцати; кречет Бердяй добывал каршака вверху долгое время, а когда сбил сверху, тот хотел утечь в рощу, но кречет к роще его не допустил и добил с верхней ставки; а старый челиг Гамаюн добыл две совки - одну расшиб так, что упала неведомо где, но потом сам улетел с охоты, насилу вернули под вечер и т.д.

А вот младший сын Алексея Михайлович охоту уже не любил - так за всю жизнь ни разу и не поохотился. Предпочитал государь Петр Алексеевич другие потехи.

Андрей Шалыгин: «Соколиная охота царя Алексея Михайловича» в Коломенском курируется Виктором Федоровым, известным нашим читателям по пространным статьям об истории соколиной охоты в нашем журнале "Охотничий Двор". И у меня к Виктору накопился ряд вопросов, ответы на которые я и хотел бы получить из первых рук.

Виктор Федоров в Сокольничьем дворе - фото пресс-службы музея

Например, меня интересовал такой вопрос: Если Виктор всерьез занимается историей соколиной охоты, и пишет на данную тему статьи, то почему тогда на сайте Коломенского они именуют, как они указывают "небесного покровителя соколиной охоты" - святого Трифона, - Святым Великомучеником Трифоном , - если на самом деле он "Святой мученик Трифон - покровитель охотников и рыболовов". Уж как Церковь канонизировала поминание - так никто с тех пор ничего и не менял. Разве что музей "хранитель истории" блеснул своей исторической безграмотностью прямо у себя на сайте.

Потом, я хотел выснить кое что по тексту сайта музея и интервью официальных лиц, где было указано что они построили "типовой дом сокольничих". То есть поселения сокольничих (даже не не сокольников), оказывается, имели типовые строения. Да и слова Федорова о том что соколиная охота при Алексее Михайловиче это была уже не охота а "развлекуха", как он выссказался в интервью ТК "Столица" - требовали пояснений. Одно дело когда такое заявит прохожий, и другое когда это заявляет заведующий сектором птиц отдела живой природы музея - заповедника "Коломенское".

Потом - непонятно, вот слева мною сделанное фото из Оружейной Палаты Кремля - облачение сокольничьего. Если музей претендует на хоть какую-то "историчность", то почему столь велико отличие в облачении (надеваемом только на телесъемку, а не для каждого посетителя даже в выходные)? Слева - это облачение, а сверху - это скомороший кафтан.

Да и герб-то, простите, какой на нем? Это что за непотребство такое историческое? Это музей такую клоунаду ряженых нам в качестве просвещения несет? Там вообще сотрудники историческое образование имеют, аль нет?

Да и вопросы о статусе "Соколиного двора" и его месте в соколиной охоте в России не интересовать меня не могли , потому как, например, "Музей Охоты" у нас в Попечительском Совете, а вот от "Соколиного Двора" в Коломенском мы никаких общественных движений пока еще не наблюдали. Захотелось побеседовать. Да и много всяких небылиц рассказывают, нужно было проверить информацию из первых рук.

Само Коломенское москвичам известно давно, и я не буду как досужие "историки" переписывать все подряд в погоне за наукообразностью материала (дурное дело не хитрое). Собери в кучу массу общеизвестных фактов и, авось, прослывешь знатоком истории... Это модно. Этим все статьи нынче по "истории" и отличаются. Только Истина в них открывается все реже и реже. Но кого это нынче интересует.

Недействующие храмы в Коломенском снаружи в хорошем состоянии, а действующие в плачевном. Это уже то что в глаза бросается сразу и не производит хорошего впечатления.

Попытки администрации музея свести все в одном месте, устроив "этнографическую мекку", - вероятно не очень находят единомышленников среди историков и ученых, но могут быть интересны горожанам и администрации. Именно поэтому экспонатами Коломенское не особенно блещет. Сходите в любой московский музей и Вы сразу обнаружите, что в Коломенском, увы, экспозиция весьма и весьма слабая.

Единственные мероприятия, которые вызывали устойчивый приток посетителей в Коломенское - это были "лужковские" ярмарки меда, за счет которых и завлекался посетитель. Но с "медовыми лужками", судя по всему, в ближайшем будущем аншлага не предвидится. Что же внутри будет дальше?

Устроить "новодел", да еще и закрыв его для посещения (как на фото сверху, вплоть до сравнивания ступенек на лестницах), - дело не хитрое. Понятно, люди у нас всякие разные, и подожгут "за здрасьте". Но поджечь-то и так можно легко, - почто тогда казенный кошт в расходе, как не токмо за внешний вид?

Храм 17-го века из Архангельска перевезти в Коломенское, конечно, можно (причем там от храма - только небольшой кусочек бревен от стен, да резьбы по периметру). Но, ведь его там до этого не было, да и новодел не работает как храм. Опять - один внешний вид, причем додуманный на 90%. О какой исторической реставрации разговор - непонятно.

Была надежда на то, что именно в деле возрождения национальных традиций музей преуспеет. С этой целью, вероятно, музей и пытается "воссоздать" тематические "домики" типа "Сокольничьего двора", или я слышал что вскоре и "Рыбацкий Двор" будет. Ну давайте, глянем на полугодовалой давности анонсы.

Как было анонсировано при открытии: "Посетители экспозиции смогут посмотреть созданный в формате 3D документальный фильм на тему соколиной охоты. К билету прилагаются специальные очки, позволяющие увидеть фильм в 3D формате. Экспозиция рассчитана на широкий круг посетителей музея-заповедника и несёт в себе познавательную и образовательную функцию".

«Кретчатня» ставшая прообразом Соколиного двора в Коломенском, чисто исторически находилась не здесь, да и что когда находилось здесь - совершенно неизвестно до конца , так как по причине ветхости "Коломенское" было разобрано еще по указанию Екатерины II. Современный ландшафт Москвы не позволил воспроизвести её полностью.

Да и не "Соколиный двор" это на самом деле , так как даже по заявлению самой администрации "вольеры с хищными птицами размещены во внутреннем дворе крестьянского дома, типичного для села Коломенское". А крестьяне, как известно, соколиные дворы никоим образом не содержали. Так что - как на самом деле воспринимать "сие" - совершенно непонятно. Ибо никакой "историчности" тут даже и в помине нет.

Как пишет Коломенское: "Комплекс соколиного двора включает в себя типовой деревянный дом сокольничих, в котором расположена экспозиция, внутренний двор, состоящий из 2-х открытых помещений и сам окружающий ландшафт. Соколиные дворы строились ближе к воде, месту обитания различных видов птиц".

Ну вот мне всегда было интересно - работают люди в музее, претендуют на знание Истории, и, вдруг, пишут "типовой дом сокольничих" . В одном месте у них - это "типовой крестьянский дом", в другом месте это "типовой дом сокольничих"... И, вообще, они хоть понимают, что сокольник и сокольничий - это, как говорят в Одессе - две большие разницы. Сокольник - это род деятельности, а сокольничий - это должность.

По "их" получается, что у великокняжеских сокольничих был "типовой дом"? Какая глупость. Это вообще полное непонимание ни устройства великокняжеского двора, ни роли сокольничьих в нем, ни вообще понимания - кто были эти "сокольничьи". Сокольничьими Великого князя были князья, да бояре, да осободоверенные лица, и их "типовой дом" - это палаты да хоромы, - строго в которых княжеские ловчие и обитали в связи со своим статусом и должностью.

А вот "сокольник" - дело частное и "дом сокольников" - мог быть и крестьянской избой, каковую в десятом приближении мы тут и наблюдаем. Хотя, каким образом он может быть "типовым", если проживание только соколиной охотой в селе немыслимо - непонятно.

Изба это на самом деле. Крестьянская изба. Причем не типовая, и совсем не того времени, а совершенно современная. Где вы на такие окна в избе в то время найдете такие стекла (бычьи пузыри или пергамент вощеный). И ничего "типового" и "сокольничьего" тут нет. Ни в постройке, ни в крыше, да и вообще ни в чем.

Ну, зайдем, предварительно купив билеты. Не дорого. Билетер очень доброжелательная и словоохотливая бабушка. Однако, зачем отдельная "будочка" снаружи при наличии такого "поместья" - совершенно непонятно. Будто билеты не могут продавать сразу внутри сами сотрудники.

Крайне аскетичная экспозиция, заключащаяся в одной небольшой пустой комнатке со световыми коробами и загробной подсветкой из которых на посетителя глядят трупы ловчих птиц. Забавненько. Готичненько. Должно быть, по замыслу организаторов, это должно способствовать популяризации соколиной охоты, тем более в контрасте с живыми ловчими птицами во дворе. Для детей зрелище не гоже.

Кстати, за вполне приемлемую цену вы действительно получите 3Д очки. Правда смотреть в них будет не на что. Потому как по словам самого экскурсовода - сколько он там сам работатет, столько этот проектор при нем и не работал. А по исходнику если смотреть, то и фильм там "совсем так себе". Я бы сказал жестче.

Чего я совершенно не могу сказать про самого экскурсовода - очень радушный и вполне знающий специалист-историк. Вполне может беседовать на тему об истории соколиной охоты на Руси начиная с любого ее места. Очень адекватно оценивает некоторые узкие моменты, которые в Истории "притянуты за уши". Вот кому следует писать статьи об истории соколиной охоты в России. Но не пишет. У нас в России всегда так - кому чего делать не стоит - так, ведь, делает. А кому "сам Бог велел", - так ведь не пишут.

Как пишет пресс-служба Коломенского: "Неотъемлемой частью открывающейся экспозиции являются живые ее представители - 5 разнополых соколов-балóбанов, самец и самка ястребов-тетеревятников - наиболее распространенные виды ловчих птиц, участвовавших в соколиных охотничьих потехах царя Алексея Михайловича на территории излюбленного им села Коломенского".

Филин Филя - фото Андрей Шалыгин

Да, это тоже "жилец" Соколиного двора, только это не казенный сокол-ястреб, а филин с незамысловатым именем Филя, - собственность Натальи Бурмистровой , которая и является здесь "сокольничихой". "Любительница хищников с опытом работы" как она сама писала в резюме еще год назад. Сокольник-энтузиаст и "этнографический персонаж" по совместительству. Сурова как и ее подопечный.

Коломенское: "Cпециалистами музея-заповедника разработана специальная экскурсия, предлагаемая в комфортное для полетов птиц время дня. В программу экскурсии входит демонстрация полетов хищных птиц". Судя по фотографии Натальи Бурмистровой с метлой и ее решительному настрою, я уж предполагал что летают тут не только птицы. Оказалось - не летают, а в основном отдыхают. Да и Наталья полетать желания не изьявила.

Ольга Кучеренкова, начальник отдела искусств и экскурсионно-художественных программ московского объединенного музея-заповедника: « Кретчатня конечно была большая. Она находилась на территории современного Дикова и входила в состав большого потешного двора ». За пернатыми хищниками царя следили 300 сокольничих. Должность была столь ответственна, что требовала присяги. Верные государю не просто знали орнитологию, но и разбирались в государственных делах. Сокольничий был доверенным лицом царя и его советчиком. То было вхождение в высший свет. А вот содержание самих пернатых оставалось делом воистину народным.

Ольга Кучеренкова: « Был огромный голубиный двор и на этом голубином дворе содержали голубей. Были тысячи голубиных гнезд и крестьяне были обложены голубиной повинностью, должны были на этот двор голубей поставлять ».

Виктор Федоров, заведующий сектором птиц отдела живой природы музея - заповедника "Коломенское": « Охота сейчас больше спорт. Она и при Алексее Михайловиче уже больше развлекуха была - добыча не играла роли. А у нас это чисто для показухи и для повышения уровня наших школьников »

Странные ответы от Виктора Федорова получаю не только я. Цитата выше - это его ответ телеканалу "Столица" в июле 2010 года. У Алексея Михайловича, оказывается это была "развлекуха", как считает Федоров. А вот все историки Охоты у нас считают по-другому, и великий труд об Охоте "Царская и Великокняжеская Охота" - считает по-другому. Наверное, Федоров решил переписать историю соколиной охоты на свой лад. Потому мне, наверное, и рассказал историю что Герб Украины - это, оказывается изображение падающего сокола.

Задал я вопрос Федорову и по поводу его личного мнения, - нужно ли музею участвовать в восстановлении исторических традициях соколиной охоты на Руси, а ему лично в создании какой-нибудь общественной ассоциации или федерации по охоте с ловчей птицей. На что получил суммарный и простой ответ в духе его прежних ответов ТВ "Столица": "А зачем? Кому это нужно?" Я ответил: "Наверное для того, чтобы восстановить соколиную охоту как национальное достояние, чтобы Россия на мировой арене выступала на соревнованиях хотя бы на равных с другими странами, а не была сырьевым придатком для экспорта белых кречетов", а Виктор мне в ответ: "А зачем это нужно?" Ну, раз Федорову не нужно, то, может России, все-таки нужно, я так считаю.

На все мои предложения как-то поучаствовать в этом общественном процессе - Виктор отвечал, что со всем этим нам нужно обращаться в пресс-службу музея, а не к нему, а он занимается только своим конкретным делом в этом домике, и больше ни в чем участвовать не хочет. Ну, тоже позиция. Хотя, непонятная для сотрудника музея, который, вроде бы как, - ОБЯЗАН по статусу и по финансированию заниматься именно тем от чего Федоров открещивается.

Ну, наше дело предложить, а уж их дело отказаться. Поговорим о птицах. Все птицы (кроме красавца Фили) здесь от Петра Дудина . Липецких соколов-балабанов из птичьего питомника "Галичья гора" привезли в Москву из известного питомника Галичья Гора. Ничего интересного мы про соколиную охоту в Коломенском не узнали, зато бывших "птенцов Дудина" навестили.

Руководитель питомника "Галичья Гора" Петр Дудин: "Партию птиц заказал архитектурно-исторический музей в Коломенском, - отметил он. - В этом месте под Москвой находилась сокольня царя Алексея Михайловича - отца Петра Первого, и сотрудники музея решили воссоздать ее у себя".

В прошлом году Петр так комментировал свои успехи в данной области: Большой заказ на липецких хищных птиц поступил и из Объединенных Арабских Эмиратов. В минувшем году "прописку" в этой стране получили 15 соколов. Вырученные от их продажи средства дали возможность сотрудникам питомника реконструировать вольеры и сделать новые инкубаторы. "Разрешение Росприроднадзора на экспорт этих птиц позволило значительно расширить их воспроизводство. В этом году в питомнике родилось 70 птенцов - вдвое больше, чем в предыдущие годы, - рассказал Дудин. - В ближайшие годы мы намерены выращивать до 100 птенцов в сезон".

Птичий питомник "Галичья гора" - крупнейший в центральной России. "Соколов можно назвать символом России. Эти удивительные птицы действительно достойны того, чтобы серьезно заниматься их воспроизведением", - подчеркнул Дудин.

Уже выйдя из "Соколиного двора" (хотя, по анонсу Коломенского о "типовых домах" я так понял что называть его они хотели все-таки "Сокольничьим двором"), и убедившись в том, что "сокольничий" и "соколиный" для них "один черт", в котором историчности тут нисколько и нет. Да и особого желания что-то "возрождать" тоже нет. Как правильно заметил Федоров - одна "развлекуха". Впрочем, грустная.

И тут как раз надо мной пролетели со свистом зимующие в Москве утки. Должно быть - в Московский зоопарк летят на кормежку или погостить у "тамошних". И, ведь, не боятся. И не только эти не боятся. Тысячи других тоже не боятся - и все в непосредственной близости от "Соколиного двора" с семью нешуточными ловчими птицами.

Видать, соколы и ястребы вообще не особенно тут и летают не только в наш визит, но и в другое время. Иначе, тут среди жирующих уток такой переполох поднялся бы - не приведи Бог. А им тут санаторий, - все дорожки заполонили что голуби, - каляски проехать не могут, через уток пробираясь.

Так им лень лапки морозить - они на пузе ездят как на санках. Непуганные сроду. Вот вам и соколиный двор.

Стоит только бросить хлеба - давка что на пруду в Московском зоопарке. И даже в воду не идут греться, - настолько отжировались, что им и мороз не страшен. И это в 200 метрах от воды. Нет, не боятся ничего. Никаких соколов и ястребов. А, ведь, если бы те летали - боялись бы наверняка.

Так что нет в Коломенском никакой соколиной охоты. А есть утиное лежбище на которое с удовольствием ходят смотреть дети. Пора Коломенскому быстренько строить не "Рыбацкий двор", а утиную ферму . Кстати, прибыльная штука, - они же тут сами разводятся без всякой "историчности", а вопреки ей.Выпуск 17.pdf (10,2 мб)

  • Выпуск 18 4.02 МБ.pdf - 2009 год
  • Выпуск 19 2.94 МБ.pdf - 2010 год
  • В Москве Коломенское знают и любят все, а вот про недавно открывшуюся экспозицию «Соколиная охота», уверен, слышали пока немногие. Придется исправить этот пробел, сейчас расскажу и покажу, как в Коломенском проходит охота с ловчими птицами. Честно говоря, не ожидал увидеть такое зрелище в столичном парке. Но в Коломенском много сюрпризов, об остальных расскажу позже, а пока давайте посмотрим на птиц.

    2. Охота с ловчими птицами была очень дорогим удовольствием, царь Алексей Михайлович любил это дело. В Коломенском располагался соколиный двор, сейчас он воссоздан, на нем живет несколько видов хищных птиц.

    3. Недавно в Сытном дворе, который находится около Церкви Вознесения Господня, открылась отдельная экспозиция, посвященная царской забаве. Нам повезло, мы увидели не только ее, но и послушали русские народные песни.

    4. Эту девушку не мог не сфотографировать отдельно. Красавица.

    5. На выставке о соколиной охоте представлены исторические документы, различные приспособления, картины, посвященные этому увлечению, и чучела ловчих птиц. Больше всех поразил беркут. Не думал, что птица способна охотиться на волков.

    6. Тут же можно сфотографироваться в исторических костюмах с ловчей птицей.

    7. Но самое интересное, конечно, увидеть процесс охоты вживую. Вот и наш красавец Гамлет. Полный достоинства.

    8. В Коломенском у соколиной охоты есть свои особенности. Это все-таки музей-заповедник, сюда приходят дети, поэтому кровавых зрелищ вы не увидите. Все будет деликатно, охотятся птицы на учебную приманку.

    9. Зато можно понаблюдать за полетом вблизи, если подняться по лестнице на обзорную площадку.

    10. Хищник. Правильное название этой птицы канюк, семейство ястребообразных. Название получил от того, что «канючит». Питается Гамлет мышами и перепелами. Коломенское относится к министерству культуру, птицам полагается такой же рацион, как в московском зоопарке, в общем, птицы не бедствуют.

    11. Детишки от зрелища в полном восторге. Взрослые, кстати, тоже.

    12. В общем, всем советую посмотреть. А я скоро расскажу и о других развлечениях, которые приготовило Коломенское своим гостям. Спасибо пресс-службе Коломенского и сообществу

    В 2010 году был воссоздан комплекс Соколиного двора, где сейчас также расположена очень интересная экспозиция «Соколиная охота царя Алексея Михайловича». Она посвящена царской охоте с соколами, которая в царствование Алексея Михайловича буквально процветала. На территории двора находилась кречатня, где содержались прекрасные ловчие птицы. Были среди них соколы, ястребы и прочие хищники. Сегодня в Коломенском тоже можно стать свидетелем настоящих птичьих потех. Посмотрим?

    2. Знакомьтесь, это великолепный канюк Гамлет.

    3. Птичка семейства ястребиных, хищный, суровый, но очень послушный и воспитанный.

    4. Живые ловчие птицы - неотъемлемая часть экскурсии на Соколином дворе.

    5. Соколы-балoбаны и ястребы-тетеревятники - наиболее распространенные виды, участвовавшие в соколиных охотничьих потехах царя Алексея Михайловича на территории излюбленного им села Коломенского.

    7. Итак, на охоту, соколики!

    8.

    9.

    10.

    11. Дальше продолжим нашу экскурсионную программу в музейном помещении, где расположилась выставка.

    12. Реконструкция Соколиного двора сделана на основе архивных материалов, а среди экспонатов очень много интересных вещей.

    13. Помимо осмотра, посетители экспозиции смогут посмотреть фильм на тему соколиной охоты.

    15. И мне, и сыну было очень интересно, тем более на настоящей соколиной охоте мы бывали пару раз.

    16.

    17.

    18.

    19.

    20.

    21. Огромное спасибо сообществу

    Соколиную охоту трудно назвать настоящей охотой. Это, скорее, развлечение и самое настоящее искусство. Ведь связь сокольника, а именно так называется человек, который выходит на охоту с соколом, и самой птицы просто завораживает. И объяснить её, кажется, просто невозможно. Там, высоко в небе, сокол выполняет все команды человека, который находится на земле. И не это ли можно назвать самым настоящим волшебством?

    Соколиная охота – это не просто бессмысленное преследование добычи. Когда-то давно считалось, что только Бог, только Небеса могут помочь человеку заколоть избранную добычу. А если Бог решит, что этого делать не стоит, то значит, никакой добычи просто не будет. Такой подход к соколиной охоте всегда притягивал к ней большое количество людей. Однако с развитием земледелия и сельского хозяйства соколиная охота стала настолько редким явлением в нашей жизни, что о ней теперь можно читать только в книгах. Увидеть настоящую соколиную охоту на самом деле сегодня, наверное, просто не реально.

    На Руси соколиная охота - это яркая страница в истории. Но ещё это и национальная традиция, и праздник, и особый дух соперничества, и просто хорошее времяпрепровождение. Ко всему этому стоит добавить и то, что у соколиной охоты был даже свой святой – покровитель, которому молились перед каждым выездом сокольники. Особенно расцвела соколиная охота во время правления царя Алексея Михайловича Романова. И если раньше царский двор выезжал на соколиную охоту довольно редко, то с приходом власти этого царя такая охота обрела особый статус. Статус избранной охоты.

    Птиц для соколиной охоты выбирали очень тщательно. Это должна быть сильная, быстрая и умная птица, которая готова работать в паре с человеком. Перед началом охоты птица поднимается высоко – высоко в небо и уже оттуда своим острым соколиным глазом высматривает добычу. После того, как цель определена, сокол с большой скоростью ныряет вниз и с пойманной добычей устремляется к земле. Затем он пробивает своей добыче голову и готовится приступить к трапезе. Вот здесь и должен появиться сам охотник или сокольник. В награду за удачную охоту соколу нужно обязательно дать кусочек сырого мяса и только после этого можно забирать добычу. Довольный сокол садится на руку хозяина и начинается их победное шествие.

    Кроме соколов в охоте с прирученными хищными птицами принимали участие орлы, ястребы, кречеты. В Англии в 18 веке был закон, по которому с орлами могли охотиться только высшие лица государства, а вот соколиная охота была прерогативой графов и герцогов.

    Сегодня соколиная охота большая редкость. В России действует только один национальный фонд, который пытается возродить это славное прошлое нашей страны. Фонд имени святого Трифона пытается возродить национальные традиции нашего государства. И у них это получается. Соколиная охота, под покровительством Национального Фонда Святого Трифона, проводится вот уже которую зиму. Да и теперь очередная зима не за горами. И соколы с нетерпением ждут того, когда же они, наконец, смогут показать всё своё искусство и порадовать своих хозяев – сокольников.