Главный архитектор кремля. Архитектурный ансамбль кремля

Московский Кремль является крепостью в центре российской столицы. Это главный общественно-политический и художественный комплекс города и официальная резиденция Президента Российской Федерации. Расположен Кремль на высоком левом берегу Москвы-реки.

Сегодняшние сооружения были построены в основном в 1485-1495 годах на месте обветшалых белокаменных стен, возведённых в 1366 году. Крепость с двадцатью башнями, соединёнными стенами, имеет треугольную форму. Три угловые башни имеют круглую форму для ведения кругового обстрела, остальные – квадратные, сильно отличающиеся одна от другой.

Длина Кремлёвской стены составляет 2 335 м, высота – 8-19 м, а её толщина – 3,5-6,5 м. Башням присущи детали, характерны для итальянской архитектуры того времени, что неудивительно, так как строили их итальянские архитекторы.

Возраст архитектурного ансамбля Московского Кремля перевалил за 500 лет. В своё время его строительство затеял князь Иван ІІІ. Сегодня жители и гости города могут увидеть 20 башен, названия которых отображают их историю:

  • Свиблова;
  • Боровицкая;
  • Оружейная;
  • Кутафья;
  • Собакина;
  • Средняя арсенальная;
  • Колымажная;
  • Петровская;
  • Царская;
  • Набатная;
  • Сенатская;
  • Спасская;
  • Константино-Еленинская;
  • Москворецкая.

Цены: входной билет на территорию – 500 рублей (для студентов дневной формы обучения и пенсионеров – 250 рублей). Чтобы попасть в Московский Кремль, нужно приобрести единый билет на посещение архитектурного ансамбля Соборной площади, который также дает право на просмотр Церемониального развода конных и пеших караулов Президентского полка (по субботам в 12:00).

Билеты можно приобрести он-лайн (кроме льготных) или в кассах в Александровском саду (только в день посещения, то есть купить билет «на завтра» здесь нельзя).

Музей-сокровищница является частью комплекса Большого Кремлёвского дворца. Он размещается в здании, построенном в 1851 году архитектором Константином Тоном. Основу музейного собрания составили экспонаты, веками хранившиеся в царской казне и патриаршей ризнице.

Оружейная палата содержит древние государственные регалии, парадную царскую одежду и коронационное платье, облачения иерархов русской православной церкви, крупнейшее собрание золотых и серебряных изделий работы русских мастеров.

В музее представлено около четырёх тысяч памятников декоративно-прикладного искусства России, стран Европы и востока 4 – начала 20 века. Он назван в честь государственного казнохранилища, в состав которого в 1720 году вошли Кремлёвские мастерские. С 1806 г. функционирует как музей.


Расположение: Дворцовая площадь.

Алмазный фонд был создан при Петре Первом, когда в 1719 г. он определил регламент, согласно которому ценные предметы, в первую очередь коронационные регалии, принадлежали государству и хранились в казне, в сундуке за тремя замками.

Палата, построенная для хранения ценностей, называлась Алмазным фондом, позже – Алмазной комнатой. С течением времени фонд пополнялся, некоторые украшения переделывались, другие продавались. Устав менялся, но порядок хранения ценностей оставался неизменным.

В годы правления Романовых комната, в которой хранились драгоценности, называлась Бриллиантовой. С началом ВОВ возникла угроза ценностям, поэтому коллекция была перевезена из Петербурга в Оружейную палату Москвы.


Официальный сайт: http://www.gokhran.ru

Режим работы: с 10:00 до 17:00. Касса – с 09:00 до 16:30, перерыв с 13:00 до 14:00. Выходной – четверг.

Стоимость билета – 500 руб., льготного – 100 руб.

Успенский собор Московского Кремля расположен на Соборной площади. Простой, но одновременно и величественный храм является образцом соборной архитектуры. Это одно из старейших сохранившихся зданий Москвы. На протяжении нескольких веков являлся кафедральным храмом России.

Там, где сейчас расположен Успенский собор, ещё в конце 12 века находилась деревянная церковь, а в конце 13 в. сын Александра Невского Даниил построил на самой высокой точке Московского Кремля каменный храм, который стал первым каменным строением Москвы.

В 1472 г. церковь совсем обветшала, и было решено построить новый большой по размерам храм. За образец был взят Успенский собор во Владимире. Строительство началось, но завершить его так и не удалось. 20 мая 1474 г. храм разрушился. Причина – землетрясение в столице.

После революции храм был закрыт. С 1955 г. он работает как музей. С 1991 г. входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Здесь, по благословению Патриарха, в отдельные праздники проводятся богослужения.


Расположение: Соборная площадь. Официальный сайт: www.uspenskymos.moseparh.ru

Расположен в юго-западной части Соборной площади. Девятиглавый храм сияет золотыми куполами. Небольшой по размерам, но величественный православный собор построен в честь Благовещения Богородицы. Он является домовой церковью правителей – князей и царей. Во время торжественных церемоний, проходивших на Соборной площади, из храма выходил князь или царь и его свита.

Во время революции 1917 г. святыня пострадала от артобстрела. Снарядом было разрушено крыльцо храма. В марте 1918 г., когда правительство большевиков переехало в Москву, храм закрыли.


Расположение: Соборная площадь.

Церковь-колокольня в составе архитектурного ансамбля Соборной площади Московского Кремля. Построена в 1505-1509 г.г. по проекту итальянского архитектора Бона Фрязина. В период до 1815 г. неоднократно достраивалась, перестраивалась и расширялась. В 1992 г. после 74-летнего перерыва снова раздался звон с высоты колокольни Ивана Великого.

Архитектурный ансамбль колокольни включает в себя действующий православный храм, выставочный зал музеев и музей, посвящённый истории архитектуры Московского Кремля.

Добраться можно со станций метро «Александровский сад», «Библиотека им. Ленина», «Боровицкая», «Арбатская».


Время работы музея: с 9:00 до 17:00. Кассы – с 09:30 до 16:00. Без выходных.

Памятник архитектуры мирового наследия. Её история начинается с 1487 г., когда по приказу Ивана ІІІ итальянский архитектор Марко Фрязин приступил к строительству парадного тронного зала во дворце Великого князя всея Руси.

На протяжении нескольких столетий Грановитая палата была главным парадным приёмным залом в великокняжеском дворце. В наше время – представительский зал при резиденции президента России.

Это двухэтажное здание. Нижний цокольный этаж с верхним не сообщён. Согласно хранившейся документации, на нижнем этаже когда-то располагались печи, а на верхнем – огромный торжественный зал.


Сегодня через Святые сени палата соединяется с владимирским залом.

Время работы: среда с 10:00.

Памятник средневекового русского зодчества, расположенный в Москве на Красной площади. Открыт круглосуточно.

Создан предположительно в 16 в. До 1917 г. использовался при совершении крестных ходов в дни православных праздников, а также для публичного оглашения царских указов.


Выражение «лобное место» часто используется в значении «эшафот».

В 1980-1985 г.г. были проведены очередные крупные научно-реставрационные работы, результатом которых и стала современная экспозиция.

В 2010 годы экспозиция музея была несколько видоизменена. А в ходе ремонтных работ в 2013 г. раскрыты участки живописи 17 в. на стенах парадных сеней и приказных палат.


Расположение: Соборная площадь.

Храм Двенадцати апостолов в Московском Кремле является русским национальным памятником архитектуры. Он построен русскими мастерами, авторами царского Тюремного дворца, Бахеном Огурцовым и Антипой Константиновым в 1635-1656 г.г.

Храм Двенадцати апостолов не предназначался для проведения богослужений, а являлся патриаршим дворцом.

В 1917 г. собор пострадал во время обстрела Кремля, а в 1918 г. после запрета, наложенного новым правительством на религию, храм передали музею. После многолетней реставрации весь второй этаж стала занимать экспозиция музея прикладного искусства и быта России 17 века.


Расположение: Кремлёвская набережная. Открывается в среду с 10:00.

Белый величавый Архангельский собор внутри тих и сумрачен. Он словно наполнен глубокой печалью, потому что под этими сводами лежат великие князья и русские цари. Входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник.

Считается, что каменный Архангельский собор построили в 1333 г., разобрав старую церковь.


Расположение: Соборная площадь.

Православный храм на Соборной площади Московского Кремля, освящённый в честь ризы Пресвятой Богородицы. Был построен в 1484-1485 г.г., служил молельней московских митрополитов, а с учреждением патриаршества стал домовой церковью патриархов.

По состоянию на 2018 год северная галерея используется как выставочное пространство, где представлены деревянные скульптуры 15-19 века из Москвы, Новгорода, Ростова и монастырей Русского Севера, образцы церковного искусства, лики святых, иконы и др.


Мемориальный архитектурный комплекс, расположенный у стен Московского Кремля в Александровском саду. Сооружён в 1967 году по проекту архитекторов Дмитрия Бурдина, Владимира Климова, Юрия Рабаева и скульптора Николая Томского.

С 1997-го года у Могилы Неизвестного Солдата располагается Пост № 1. Монументу присвоен статус объекта культурного наследия России, а также Общенационального мемориала воинской славы. Открыт круглосуточно.


Памятник русского литейного искусства 18 в. Высота с перемычкой составляет 6,24 м, диаметр – 6,6 м, масса – 202 тонны. По назначению никогда не использовался. Колокол отлили по приказу императрицы Анны Иоановны в 1730 г. в память потомкам о её царствовании.

Колокол был повреждён в 1737 г. во время Троицкого пожара и пролежал в земле около века. В первой половине 19 в. его подняли и установили на постаменте в Московском Кремле возле колокольни «Иван Великий».


Расположение: на углу Спасской улицы и Ивановской площади, с восточной стороны колокольни Ивана Великого. Доехать туда можно от станций метро «Боровицкая», «Александровский сад», «Библиотека им. Ленина» и «Арбатская». Кассы находятся неподалеку от Кутафьей башни.

Пройдя через Троицкую башню, Вы попадете непосредственно в сам Кремль. Здесь нужно следовать по Троицкой улице через Ивановскую площадь.

Режим работы:

Артиллерийское орудие Русского Царства, памятник русского литейного искусства Нового времени. Шедевр тяжёлой крепостной артиллерии своего периода, наиболее значительное произведение русских оружейников, одна из самых больших пушек в мире.

Пушка отлита в 1856 г. В 30-х годах 19 в. вместе с другими пушками выставлена у фасада Оружейной палаты в качестве музейного экспоната. В настоящее время является экспонатом музея артиллерийских орудий.


Расположение: Ивановская площадь. Ближайшие к Кремлю станции метро – «Боровицкая», «Александровский сад», «Библиотека им. Ленина» и «Арбатская». Вам нужен выход к Александровскому саду (ориентируйтесь по табличкам). Выйдя из подземки, Вы окажетесь в длинном пешеходном переходе, около выхода из которого Вы увидите кассы, где можно купить билет на территорию Кремля (кассы расположены около Кутафьей башни в Александровском саду).

Затем через Троицкую башню нужно войти в сам Кремль. Далее пройти мимо Дворца Съездов и дойти до Царь-пушки (она находится с западной стороны Ивановской площади, между колокольней Ивана Великого и церковью Двенадцати апостолов).

Режим работы: четверг – выходной. С 15 мая по 30 сентября – с 9:30 до 18:00, с 1 октября по 14 мая – с 10:00 до 17:00.

Археологические окна – общеизвестный способ показывать культурные слои, так называемые «порталы в прошлое», в которых можно увидеть фундаменты утраченных монастырей и дворцов. В 2017 году на Ивановской площади были открыты два археологических окна. Это конструкция, позволяющая под стеклом увидеть место раскопок.

Посетители говорят, что окна не очень получились, т. к. видно плохо. Но идею считают хорошей.

C середины XX в. Кремль привлекает пристальное внимание археологов. Тем не менее, он недостаточно изучен: современные функции Кремля как места размещения высших органов государственной власти долгое время сдерживали археологические работы.

Демонтаж 14-го корпуса Московского Кремля, построенного в 1930-1932 гг., открыл уникальные возможности не только для археологического изучения восточной части Кремлёвского холма, но и для наполнения современного ансамбля Кремля подлинными элементами наследия, раскрывающими его исторический облик.


Один из дворцов Московского Кремля. Построен в 1838-1648 г.г. по повелению императора Николая І.

В настоящее время используется для государственных дипломатических приёмов и официальных церемоний и является парадной резиденцией Президента Российской Федерации.


Общественное сооружение, расположенное на территории Московского Кремля. Было построено по инициативе Никиты Хрущёва. Предназначался дворец для проведения съездов КПСС, а также выполнял функции площадки для театральных постановок, концертов и других общественных мероприятий. Открылся 17 октября 1961 г. 22-м съездом партии.

После развала СССР дворец сохранил статус одной из самых престижных театрально-концертных площадок страны. В 1992 г. был переименован в Государственный Кремлёвский дворец. На 2018 год является выявленным объектом культурного наследия в Московском Кремле. Однако из-за стилистического несоответствия исторической застройке модернистское здание не было внесено в список ЮНЕСКО. Находится в ведомстве управления делами Президента.


Памятник архитектуры 17-19 века. Расположен между Троицкой и Никольской башнями. Был заложен Петром І в 1701 г. Пострадал в Великом московском пожаре 1737 г., восстановлен в 1786-1796 г.г. Был взорван отступавшими наполеоновскими войсками в 1812 г.

В настоящее время в арсенале расположены казармы Кремлёвского полка и административные службы комендатуры Кремля.


Артиллерийские орудия

Музеи Московского Кремля обладают крупнейшим историческим собранием артиллерии в России – около 800 стволов. В количественном отношении оно уступает только Артиллерийскому музею в Петербурге.


Скульптурный монумент, посвящённый предводителям народного ополчения 1612 г. Является первым скульптурным памятником в Москве.


Расположение:

Здание на территории Московского Кремля, построенное в 1776-1787 г.г. Дворец построен по заказу императрицы Екатерины. Первоначально здание должно было служить резиденцией высшего органа власти Российской империи – Правительствующего сената, – откуда и получило своё название.

При советской власти во дворце находился кабинет В.И. Ленина, позднее он стал зданием Правительства СССР. В настоящее время Сенатский Дворец является рабочей резиденцией Президента Российской Федерации.


Адрес: Кремль, корпус № 1.

Находится на Кремлевской набережной. Располагается вдоль южной стены крепости, а свое название получил в честь Тайницкой башни.

Входит в список ЮНЕСКО. Часть парка, граничащая с Ивановской площадью, называется Большим Кремлёвским сквером.


Дворцовая постройка Московского Кремля, расположенная у западной Кремлёвской стены между Комендантской и Троицкой башнями на Дворцовой улице. Здание было построено в 1651 г. как жилые палаты боярина Ильи Даниловича Милославского – тестя царя Алексея Михайловича. Является единственным сохранившимся в Кремле образцом боярских хором.


Время работы: четверг – выходной, остальные дни – с 10:00 до 17:00.

Памятник архитектуры 17 в., расположенный на территории Московского Кремля. Дворец был построен в 1635-1636 г.г. по приказу Михаила Фёдоровича как парадные царские покои.

В настоящее время дворец входит в ансамбль Большого Кремлёвского дворца и является резиденцией президента России.


Верхоспасский собор

Собор большого Кремлёвского дворца, построенный в 1635-1636 г.г. Входит в комплекс домовых церквей при Теремном дворце.

Храм закрыт для свободного посещения, богослужения в нём не совершаются.


Древнейший из частично дошедших до наших дней памятников архитектуры Москвы. Входит в состав комплекса Большого Кремлёвского дворца.

Считалось, что храм был заложен в память Куликовской битвы, так как посвящён празднику Рождества Пресвятой Богородицы.


Монумент, установленный в Московском Кремле на месте убийства великого князя Сергея Александровича. Расположен у Никольской башни между зданиями сената и Арсенала.

Открытие памятника состоялось 2 апреля 1908 г. Снесён большевиками 1 мая 1918 г. Восстановлен по поручению президента России, открыт 4 мая 2017 года.


Главная площадь Москвы, расположена между Московским Кремлём и Китай-городом. Выходит к берегу Москвы-реки через пологий Васильевский спуск. Площадь тянется вдоль северо-восточной стены Кремля, от Кремлёвского проезда и проезда «Воскресенские Ворота» до Васильевского спуска, выходящего к Кремлёвской набережной.

На Красной площади находятся Лобное место, памятник Минину и Пожарскому, мавзолей Ленина, некрополь у Кремлёвской стены. В северной части площади расположены исторический музей и Казанский собор, в южной – Покровский собор.

Площадь с давних времен служила местом торга, где много веков подряд возводились временные и постоянные торговые ряды. В советское время на площади проходили военные парады и демонстрации. После распада СССР она стала использоваться для общественных мероприятий и концертов.


Общая длина – 330 метров, ширина – 75 метров, площадь – 750 кв. м.

Православный храм на Красной площади в Москве, памятник русской архитектуры. Строительство собора велось с 1555 по 1561 г.г. Храм Василия Блаженного был построен по приказу царя Ивана Грозного в память событий Казанского похода. Собор объединяет 11 церквей, часть из которых освящена в честь святых, дни памяти которых пришлись на решающие бои за Казань.

Собор в народе именовался Покрова на Рву. Ров, упомянутый в названии, проходил вдоль Кремлёвской стены и служил оборонительным укреплением. Его глубина составляла около 13 метров, а ширина – около 36 м.


Позднее в одном из приделов храма был похоронен Василий Блаженный, благодаря которому собор приобрёл своё название.

Собор входит в российский список ЮНЕСКО.

Памятник-усыпальница на Красной площади у Кремлёвской стены в Москве, где с 1924 года в прозрачном саркофаге выставляется тело В.И. Ленина.

Первый деревянный мавзолей возвели в январе 1924 года, второй деревянный – в мае 1924-го. Каменный мавзолей построили к октябрю 1930 года.

При мавзолее с 1924 года существует лаборатория по сохранению тела Ленина. Также в ней были забальзамированы тела нескольких известных политиков разных стран. С 1953 по 1961 год в мавзолее находился саркофаг и с телом Иосифа Сталина.


С 1989 года по настоящее время ведутся споры на тему перезахоронения Ленина и закрытия мавзолея.

Другие достопримечательности Московского Кремля

К другим достопримечательностям, расположенным на территории Москвы и которые стоит посетить, относят:

  • Третьяковскую галерею;
  • Московский зоопарк;
  • природно-ландшафтный парк «Зарядье»;
  • Московский планетарий;
  • Старый Арбат в Москве;
  • храм Христа Спасителя в Москве;
  • государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина;
  • Останкинскую телебашню;
  • Большой театр;
  • Новодевичий монастырь;
  • дом-музей В.М. Васнецова;
  • музей-заповедник Каломенское;
  • парк Горького в Москве;
  • парк Сокольники;
  • дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском;
  • канатную дорогу на Воробьёвых горах.

Достопримечательности Московского Кремля ‒ видео-обзор

В данном видеоролике рассказано о некоторых известных интересных местах и зданиях Московского Кремля:

Московский Кремль чрезвычайно богат различными достопримечательностями, в которые входят парки, сады, монументы, церкви, дворцы и пр. Все они являются памятниками архитектуры, которые сохранились с давних времён и сейчас радуют глаз туристов и жителей города.

В 1475–1479 гг. построен главный храм Москвы – Успенский собор, как мы его видим поныне. Создателем его был итальянский архитектор Родольфо Фьораванти, прозванный Аристотелем (ок. 1415/20 – ок. 1486). Вместе с Фьораванти в Россию приходит итальянское Возрождение. Как писал о том времени Η. М. Карамзин, "Италия дает первые плоды рождающихся в ней художеств". По мнению Г. В. Флоровского, Иван III имел несомненный вкус и склонность к Италии, откуда он вызывал мастеров обстраивать и перестраивать Кремль, дворец и соборы. Успенский собор Московского Кремля мало чем отличался от суздальских образцов, поскольку Аристотель Фьораванти руководствовался указанием Ивана III следовать древним типам русского каменного зодчества, прежде всего Успенскому собору во Владимире. Но Успенский собор в Москве масштабнее своего владимирского прототипа. Его внешний облик поражает целостностью и мощью объема. В его монументальных формах утонченность и изысканность мастерства владимирских зодчих органично слились с лаконизмом и суровой простотой профессионализма новгородских мастеров. Одновременно в нем отразилось и светское гуманистическое возрожденческое начало. Современники отмечали, что собор построен "палатным образом". Его интерьер напоминал (особенно до росписи) парадный зал. Архитектура Успенского собора была ранней ренессансной модификацией русского монументального историзма.

В 1484–1489 гг. псковские зодчие перестраивают Благовещенский собор Московского Кремля – домовой храм великих князей. Как отмечает Π. Н. Милюков, аркатурный пояс собора, венчавший апсиды, перекликался с арочным обрамлением глав и содействовал композиционной связи с Успенским собором. Эти владимиро-суздальские детали органично сочетались с характерной для Пскова конструктивной системой ступенчатых подпружных арок и раннемосковским приемом устройства кокошников. Здесь впервые в каменную московскую архитектуру проникают новые элементы, "происхождение которых приходится искать не на Востоке и не на Западе, а в строительных формах местного деревянного зодчества".

Проникновение в московскую архитектуру чисто русских форм покрытия в конце XV в. (Благовещенский собор) дало новый стимул для их развития. В результате мы имеем два выдающихся памятника русского стиля: собор Василия Блаженного и Вознесенский собор в селе Коломенском.

В те же годы (1484–1488) построен домовой храм московских митрополитов – церковь Ризположения, в которой также соединились художественные традиции разных школ. В 1505–1509 гг. архитектор Алевиз Фрязин строит Архангельский собор Московского Кремля. Соборы Московского Кремля рассматриваются как ступень русского Предвозрождения в области архитектуры.

В 1487–1491 гг. при участии итальянских архитекторов Марка Фрязина и Антонио Солари возводится Грановитая палата с парадным Тронным залом русских царей. Официальный вид палате придавала облицовка гранеными плитами из белого известняка (отсюда и название). Аналогичная одностолпная палата была сооружена за два года до Грановитой в Симоновом монастыре, а образцом послужила палата Владычного двора в Новгороде (1433).

В 1485 г. начинают возводить новые кирпичные стены Кремля. К началу XVI в. (в основном в 1485–1495 гг.) было закончено строительство укреплений Московского Кремля, впервые выполненных из кирпича. По своим техническим качествам Московский Кремль не уступал лучшим фортификационным сооружениям Западной Европы. До наших дней уцелела монументальная стрельница Троицких ворот, правда, потеряв боевые зубцы.

Ивановская колокольня (1505) увенчала композицию Московского Кремля. Столп звонницы был возвышен в 1600 г. по указу Бориса Годунова. Иван Великий стал самым высоким сооружением в Москве (80 м) и символом Русского государства. Он начинает и завершает развитие русского зодчества XVI в.

Основные сооружения Московского Кремля, дошедшие до наших дней, возводились примерно в одно время (с 1475 но 1505 г.). Они составляют единый ансамбль, имеющий огромное социальное, практическое и эстетическое значение. Как писал П. А. Вяземский:

Твой Кремль – алтарь наш и твердыня,

Он собрал Русь, скрепил, воздвиг;

Он наша сила и святыня,

Молебник и архистратиг.

В строительстве ансамбля Московского Кремля ярко проявляется подъем национального самосознания, вызванный обретением независимости. С этого момента началось победное шествие Русского государства, символом которого стал Московский Кремль. Одного слова "Кремль" достаточно для того, чтобы стало ясно, о чем идет речь.

С освобождением от монгольского ига архитектура меняется. Скромная и спокойная до XV в., она становится величавой и внушительной. Выражением этого служат Московский Кремль, собор Воскресения в Коломенском и собор Василия Блаженного. Архитектура Московского царства отличается и от раннемосковской архитектуры, и от творений зодчих Владимира, Новгорода и Пскова.

В 1492 г. строится крепость Иван-город напротив Парвского замка Ливонского ордена. В 1500–1511 гг. возникает каменный кремль Нижнего Новгорода, находящегося на важной торговой и стратегической дороге к Казанскому ханству. Затем последовали каменные крепости Тулы (1514–1521), Коломны (1525–1531), Зарайска (1531), Можайска (1541), Казани (1555), Серпухова (1556), Астрахани (1582–1589). В конце XVI в. строятся города-крепости на Волге – Самара, Саратов, Царицын, а также Архангельск на Двине (1583–1584), Тюмень (1586) и Тобольск (1587) после покорения в 1582 г. Сибирского ханства. Первоклассную каменную крепость в Смоленске (1597–1602) соорудил Федор Савельевич Конь. Как отмечает К. Г. Вагнер, характерен общий облик русских крепостных сооружений, лишенных устрашающей суровости и мрачности романских замков, словно ощеривших острия зубцов и шпилей против врага. От городских укреплений и монастырских стен Древней Руси веет сдержанной силой. Они не столько угрожали, сколько защищали горожан.

Своими укреплениями стали обзаводиться и крупные монастыри: Троице-Сергиев (1540–1550), Кирилло-Белозерский (конец XVI в.), Соловецкий (1584–1599) и многие другие. В Москве юго-западные рубежи охраняли Новодевичий (1524) и Донской (1592) монастыри. Возводятся стены Спасо-Андроникова, Симонова, Новоспасского и Данилова монастырей. После того, как в начале XVI в. был принят "общежительный устав", требовавший совместного питания монахов, стали строить трапезные с храмом, примыкающим к столовому залу. Столовая палата XVI в., как правило, имела квадратный план с центральным столбом. Вход в нее вел через "красное крыльцо".

В конце XV в. с усилением Московского государства утверждается палатно-дворцовый жанр (Грановитая палата в Москве, дворец в Угличе и т.п.). До сих пор в Москве сохранились жилые здания, возведенные на каменных подклетях XVI в., например палаты бояр Троекуровых, в которых сейчас находится музей музыкальных инструментов.

Наиболее новаторское направление в каменном зодчестве XVI в. представляют столпообразные шатровые храмы. Большинство шатровых церквей носило мемориальный характер и было связано с важными государственными событиями. Восьмерик с шатром (как писали летописцы, церковь "древяна вверх") был традиционно русской формой деревянного храма начиная с XII в. Шатровые деревянные храмы сыграли решающую роль в становлении новых форм каменного зодчества в XVI в. и возводились до конца XVIII в., хотя были запрещены уже в середине XVII в. патриархом Никоном как не отвечающие церковному чину, т.е. пятиглавию. Выше говорилось о пирамидальности раннемосковского зодчества (пример – Спасский собор Спасо-Лндроникова монастыря). Шатровое завершение храма – следующий этап развития идеи пирамидальности. В то же время здесь видны ренессансные черты: чистота форм; редкая, но изящная ренессансная лепнина; применение золотого сечения и т.п. Шатровые венчания сравнивались с силуэтами островерхих елей. Примером шатрового тина храма является собор Вознесения в селе Коломенском близ Москвы.

В историческом центре столицы находится самое узнаваемое архитектурное строение России – Московский Кремль. Главной особенностью архитектурного ансамбля является его укрепляющий комплекс, состоящий из стен в виде треугольника с двадцатью башнями.

Комплекс был построен в период с 1485 по 1499 годы и хорошо сохранился по сей день. Он несколько раз служил образцом для подобных крепостей, которые появились в других городах России – Казани, Туле, Ростове, Нижнем Новгороде и т. д. В стенах Кремля находятся многочисленные религиозные и светские здания – соборы, дворцы и административные постройки разных эпох. Кремль был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1990 году. Вместе с примыкающей Красной площадью, входящей в этот список, Кремль обычно считается главной достопримечательностью Москвы.

Соборы Московского Кремля

Архитектурный ансамбль формируют три храма, в центре находится . История собора началась в 1475 году. Он является старейшей полностью сохранившейся постройкой среди всех кремлевских зданий.

Изначально строительство проходило в 1326-1327 годах под руководством Ивана I. После завершения строительства собор служил домашней церковью митрополита Московского, который поселился в предшественнике нынешнего Патриаршего дворца.

К 1472 г. ныне разваленный собор был разрушен, а затем на его месте было построено новое здание. Однако оно рухнуло в мае 1474 года, возможно, из-за землетрясения или из-за ошибок в строительстве. Новую попытку возрождения совершил великий князь Иван III. Именно в этом соборе служили молебны перед важными походами, короновали царей и возводили в сан патриархов.

Посвящен Архангелу Михаилу, покровителю русских правителей, был построен в 1505 г. на месте одноименной церкви 1333 года. Он построен итальянским архитектором Алоизио Ламберти да Монтиньяна. Архитектурный стиль сочетает традиционную древнерусскую религиозную архитектуру и элементы итальянского Возрождения.

Расположен на юго-западном углу площади. В 1291 г. здесь была построена деревянная церковь, однако спустя столетие сгорела и была заменена каменной церковью. Собор из белого камня на фасадах имеет девять луковых куполов и предназначается для семейных церемоний.

Время работы соборов: 10:00 до 17:00 (выходной – четверг). Единый билет для посещений обойдется в 500 рублей для взрослых и 250 рублей для детей.

Дворцы и площади Московского Кремля

  • – это несколько представительных светских построек, созданных в разных веках и служивших в качестве дома для русских великих князей и царей, а в наше время для президентов.

  • – пятиэтажное здание, украшенное богатыми резными декоративными рамами, а также черепичной крышей.

  • – здание 17 века, сохранило редкие архитектурные особенности гражданского зодчества того времени. В музее представлены ювелирные работы, изысканная посуда, живопись, предметы царской охоты. Сохранился великолепный иконостас разрушенного в 1929 г. Вознесенского монастыря.

  • – трехэтажное сооружение, выполненное в раннем неоклассическом стиле. Изначально дворец должен был служить резиденцией сенату, однако в наше время существует в качестве центрального рабочего представительства президента России.

Среди популярных мест в Московском Кремле следует отметить следующие площади:


Башни Московского Кремля

Длина стен составляет 2235 метров, их максимальная высота – 19 метров, а толщина достигает 6,5 метров.

Насчитывается 20 схожих в архитектурной стилистике оборонительных башен. Три угловые башни имеют цилиндрическое основание, остальные 17 – четырехугольные.

Башня Троицы является самой высокой, возвышаясь ввысь на 80 метров.

Самая низкая – башня Кутафья (13,5 метров), расположенная за пределами стены.

Четыре башни имеют проездные ворота:


Вершины этих 4-рех башен, которые считаются особенно красивыми, украшены символическими красными рубиновыми звездами советской эпохи.

Часы на Спасской башне впервые появились в 15 столетии, однако сгорели в 1656 году. 9 декабря 1706 г. столица впервые услышала бой курантов, который возвещал о новом часе. С тех пор произошло много событий: велись войны, переименовывались города, менялись столицы, однако знаменитые куранты Московского Кремля остаются главным хронометром России.

Колокольня (высота 81 метр) является самым высоким зданием в кремлевском ансамбле. Она была построена между 1505 и 1508 годами и по-прежнему исполняет свою функцию для трех соборов, которые не имеют собственных колоколен – Архангельского, Успенского и Благовещенского.

Рядом находится небольшая церковь Св. Иоанна, откуда и появилось название колокольни и площади. Она существовала до начала XVI века, потом разрушилась и с тех пор существенно обветшала.

Грановитая палата – основной банкетный зал московских царевичей, это старейшее сохранившееся светское здание в городе. В настоящее время это официальный церемониальный зал для Президента России, поэтому он закрыт для экскурсий.

Оружейная палата и алмазный фонд

Палата построена по указу Петра I, чтобы в ней хранилось добытое в войнах оружие. Строительство затянулось, начавшись в 1702 году и закончившись лишь в 1736 году по причине финансовых трудностей. В 1812 палата была взорвана в войне против Наполеона, реконструировалась только в 1828 году. Сейчас Оружейная палата является музеем, посетить который можно в любой день недели с 10:00 до 18:00, за исключением четверга. Цена билета для взрослых – 700 рублей, для детей – бесплатно.

Здесь находятся не только экспонаты оружейного промысла, но и Алмазный фонд. Постоянная выставка Государственного алмазного фонда впервые открылась в Московском Кремле в 1967 году. Здесь особенно ценны уникальные ювелирные изделия и драгоценные камни, большинство из них были конфискованы после Октябрьской революции. Время работы – с 10:00 до 17:20 в любой день, кроме четверга. За билет для взрослых придется отдать 500 рублей, детский стоит 100 руб.

Два выставляемых алмаза заслуживают отдельного внимания, так как принадлежат к самым известным в мире образцам этого драгоценного камня:


  1. Это не только крупнейшая средневековая крепость в России, но и самая большая активная крепость во всей Европе. Конечно, таких конструкций было больше, но Московский Кремль – единственный, который все еще используется.
  2. Кремлевские стены были белыми. Стены «приобрели» свой красный кирпич в конце XIX века. Чтобы увидеть Белый Кремль, ищите работы художников 18-го или 19-го века, таких как Петр Верещагин или Алексей Саврасов.
  3. Красная площадь не имеет ничего общего с красным цветом. Название происходит от древнерусского слова «красный», что означает красивое, и никоим образом не связано с цветом зданий, которые, как мы теперь знаем, были белыми до конца 19-го века.
  4. Звезды Московского Кремля были орлами. Во времена царской России четыре кремлевские башни были увенчаны двуглавыми орлами, которые с XV века были русским гербом. В 1935 г. советское правительство заменило орлов, которые были расплавлены и заменены пятиконечными звездами, которые мы видим сегодня. Пятую звезду на Водовзводной башне добавили позже.
  5. У кремлевских башен есть имена. Из 20-ти кремлевских башен только две не имеют собственных имен.
  6. Кремль плотно застроен. За 2235-метровыми кремлевскими стенами находятся 5 площадей и 18 зданий, среди которых наиболее популярны Спасская башня, Колокольня Ивана Великого, Успенский собор, Троицкая башня и Теремной дворец.
  7. Московский Кремль практически не пострадал во Второй мировой войне. Во время войны Кремль был тщательно замаскирован, чтобы выглядеть как жилой строительный блок. Купола церкви и знаменитые зеленые башни были окрашены в серый и коричневый цвета соответственно, поддельные двери и окна были приделаны к стенам Кремля, а Красная площадь была обременена деревянными конструкциями.
  8. Кремль находится в Книге рекордов Гиннеса. В Московском Кремле можно увидеть самый большой в мире колокол и самую большую в мире пушку. В 1735 году из металлического литья был изготовлен колокол высотой 6,14 метра, царь-пушка весом 39,312 тонны была потеряна в 1586 г. и никогда не использовалась в войне.
  9. Звезды Кремля всегда светят. За 80 лет существования освещение звезд Кремля было отключено только дважды. Первый раз во время Второй мировой войны, когда Кремль был замаскирован, чтобы скрыть его от бомбардировщиков. Во второй раз они были отключены для фильма. Оскароносный режиссер Никита Михалков снимал сцену для Сибирского цирюльника.
  10. Кремлевские часы имеют глубокую тайну. Секрет точности Кремлевских часов буквально лежит под нашими ногами. Часы соединены с часами управления в Астрономическом институте Штернберга через кабель.

Древнейший центр Москвы - московский Кремль - заложен был в качестве укрепления небольшого поселения, расположенного на Боровицком холме, когда и началась его история.

Первые упоминания о Москве обнаружены в летописях за 1147 год. В них же сообщается о том, что деревянные стены Кремля были возведены по приказу Юрия Долгорукого. Изначально размеры крепости были невелики, длина стены достигала 1200 метров.

Версий происхождения слова «Кремль» существует несколько.

По одной из них, это название произошло от названия центральной части древних городов, называемой «Кром». Другая версия предполагает, что слово это могло произойти и от «кремленого», очень прочного дерева, идущего на постройку крепостных стен. Есть даже предположение, что корни этого слова греческие, т. е. «кремнос» - крутая гора, крутизна над оврагом или берегом. Судя по тому, где построена крепость, версия эта имеет полное право на существование.

Но все это не меняет сути, которая заключена в том, что Московский Кремль является крупнейшей из сохранившихся в Европе крепостей.

А поначалу это было небольшое укрепление на площади около девяти гектар, где могли укрыться при угрозе вражеского нападения жители посадов, расположенных за стенами крепости. Со временем посады разрастались, с ними вместе разрасталась и крепость.

Новые стены Кремля возвели во время правления Ивана Калиты. Были они внутри каменными, а снаружи деревянными и обмазанными глиной.

Примечателен тот факт, что даже в нелегкие годы ига на Руси московские князья перестраивали существующие и возводили новые крепости. Так, при Дмитрии Донском Кремль, пострадавший в пожаре 1365 года, был перестроен. Для строительства стен, длина которых стала около двух километров, и кремлевских башен использовали белый камень. С тех пор в летописях Москву стали называть белокаменной.

В самом начале XVIII столетия Петр I приказывает вынести за пределы Кремля правительственные учреждения. Сносятся все ветхие здания, и закладывается здание Арсенала . Строится оно с 1702 по 1736 год. С 1776 по 1788 год в Кремле построено здание Сената с перекрытым куполом эффектным круглым залом.

В середине девятнадцатого века появляется идея возведения Большого Кремлевского дворца . Проектов было множество, но построили его по чертежам зодчего К.А. Тона. Годы строительства - 1839-1849.

Ощутимый урон нанесен постройкам Московского Кремля в 1812 году.

Наполеон во время отступления из Москвы приказал взорвать Кремль. Мины заложили под здания, стены и башни. Некоторые взрывы были предотвращены, благодаря русским патриотам, но, тем не менее, значительные разрушения все же произошли. После того как французский император был изгнан из страны, приступили к восстановлению разрушенных дворцов, башен и стены, затем достроили Оружейную палату и Большой Кремлевский дворец. В те времена Московский Кремль был доступным для посещения. Посетители входили на территорию через открытые Спасские ворота, поклонившись предварительно иконе Спаса.

Кремль в Москве после революции 1917 года

В 1917 году на территории Кремля находились юнкера. В результате обстрела, который был произведен революционными войсками, Московский Кремль был частично разрушен: повреждены стены, Малый Николаевский дворец, почти все соборы, Беклемишевская , Никольская и Спасская башни.

В 1918 году в Кремль переезжает В.И. Ленин и все правительство советской России, поскольку столица переносится в Москву. Из-за этого колокола в Кремле замолкают, храмы закрываются, москвичи лишаются свободного доступа на территорию.

Недовольство верующих закрытием соборов быстро прекращено Яковом Свердловым, который не замедлил объявить о главенстве интересов революции над всеми предрассудками. В 1922 году из культовых зданий Московского Кремля изъяли более тридцати килограммов золота, около пятисот килограммов серебра, раку патриарха Гермогена и более тысячи различных драгоценных камней.

Кремлевский архитектурный ансамбль за время советской власти пострадал более чем за всю предыдущую историю своего существования.

Из 54 сооружений, обозначеных на плане Кремля в самом начале прошедшего века, осталось меньше половины. Снесены памятники Александру II, великому князю Сергею Александровичу. В большом Кремлевском дворце стали проводить съезды Советов, в Грановитой палате устроили общественную столовую, а в Золотой палате - кухню. Екатерининскую церковь Вознесенского монастыря приспособили под спортивный зал, в Чудовом монастыре расположилась кремлевская больница. В тридцатых годах Малый Николаевский дворец и все монастыри с постройками были снесены. В руины превратилась практически вся восточная часть Московского Кремля. Советской властью уничтожено 17 храмов.

Прошло немало лет, прежде чем Московский Кремль начали восстанавливать.

К празднованию восьмисотлетия Москвы провели тщательную реставрацию башен и стен. Художниками Палеха в Благовещенском соборе была открыта стенопись 1508 года. Большой объем реставрационных работ проведен в Архангельском соборе (восстановлена настенная живопись). В Успенском соборе также проведена большая реставрация.

Запрет на проживание в Кремле был введен с 1955 года, и древний архитектурный ансамбль становится музеем, частично открытым для посещения.

В современной многоликой Москве Кремль остается историческим местом, которое стремятся посетить миллионы туристов, в надежде прикоснуться там к истории белокаменной столицы, почувствовать и понять ее.

Московский Кремль и по сей день является основным общественно-политическим, художественным, историческим и религиозно-духовным центром России. Кроме того, Московский Кремль - официальная резиденция Президента Российской Федерации.

ЮНЕСКО в 1990 году включила Московский Кремль, история которого продолжается, в список всемирного культурного наследия.

История Москвы ведет свое начало от 1147 года, когда ростово-суздальский князь Юрий Владимирович Долгорукий собрал на пир союзников во главе с новгород-северским князем на берегу Москвы-реки. Через девять лет он приказал заложить на том месте новую крепость. С этого времени и началась история кремлевского ансамбля - самого крупного и важного архитектурного ансамбля России.

До основания Кремля

Кремлевский архитектурный ансамбль находится в сакральном месте - здесь еще во 2-м тысячелетии до нашей эры находилось языческое ритуальное место, а вокруг - древнейшие поселения и погост, на котором хоронили волхвов. Возвышенность, на которой возникло первое укрепление при Юрии Долгоруком много веков назад, называлась Ведьминой горой и располагалась в месте впадения реки Неглинной в Москву-реку. Позже возвышенность получила название Боровицкий холм. Именно здесь сейчас находится уникальный архитектурный ансамбль столичного Кремля.

Начало формирования ансамбля

Итак, на первом этапе формирования в Москве архитектурного ансамбля Кремль представлял собой всего лишь земляной вал и защищавший его извне ров. По иным сведениям? часть укреплений была деревянной.

У Москвы-реки территории в те времена были вполне обжитыми, ведь здесь проходили важные торговые пути, хоть эти земли и были окраиной и пограничным пунктом Ростово-Суздальского княжества. Все поселения возле реки и Боровицкого холма принадлежали боярину Кучке. Незадолго до возведения первых крепостных укреплений Долгорукий казнил Кучку. Причины, побудившие его к этому, доподлинно неизвестны.

Рядом с Кремлем были возведены княжеские палаты. Возникли новые поселения переселенцев. Все села объединились вокруг Боровицкого холма под защитой крепостных стен в единое городское формирование. Новый город первоначально был назван Кучковым, но потом поменял свое название на Москву, что было обусловлено его местонахождением.

Слабое укрепление, построенное не по традициям древнерусского оборонного зодчества? было захвачено и разрушено монгольскими ордами, но при Иване Калите в первой половине XIV века среди прочих была восстановлена и Москва. Постепенно Московское княжество укрепляло свои позиции среди других крупных русских княжеств, и даже стало соперничать с Тверским, Суздальско-Нижегородским и Рязанским, причем наиболее серьезно с первым из трех. Все княжества боролись в Орде за престижный ярлык великого князи Владимирского, владение которым давало огромные преимущества, прежде всего, власть над другими княжествами и особые привилегии в Орде. Иван Калита при помощи дипломатии, хитростей и подкупов сумел обзавестись этим ярлыком, в результате чего смог на долгое время освободить русские земли от ордынского ига. Будучи князем московским, он присоединил к своему княжеству и прочие, объединив тем самым многие русские земли. Москва стала центром нового княжества. Случилось это после того, как Иван Калита уговорил владимирского митрополита Петра перенести свою резиденцию на берега Москвы-реки. С этого момента Москва стала и церковным центром всех русских земель. Началось быстрое возвышение Москвы над другими городами.

Иван Калита отстраивает деревянный Кремль - из дуба, но как он выглядел, неизвестно. В течение последующих 25 лет Кремль многократно страдал от пожаров, и в 1366 году князьями Дмитрием Донским и Владимиром Андреевичем он перестраивается в камне. Но по непонятным причинам вскоре разрушится. Следующая версия крепостного укрепления будет возведена по указу Ивана III. В течение нескольких веков Кремль достраивался, возводились его башни. Современный вид Кремль получил лишь в правление Иоанна Грозного.

Строение Кремля

Форма кремлевской территории напоминает неправильный многоугольник, и ограничена Красной площадью, Кремлевской набережной и Александровским садом. Стены и башни выложены из красного кирпича. Высота стен - 5-19 м, башен - 16,7 м - 80 м. Всего на кремлевской стене 20 башен.

Начало формирования архитектурного ансамбля Соборной площади

История Соборной площади началась гораздо раньше, чем принято считать. Еще в 1272 году, согласно преданию, в этом месте князь Даниил Александрович повелел возвести небольшую деревянную церковь и освятить как церковь Спаса на Бору. В летописях упоминается, что вокруг этой церкви в XIV веке располагался мужской монастырь. Сын его, Иван Калита, вместо деревянной церкви возвел каменный собор. Случилось это в 1330 году.

В архитектурном ансамбле московского Кремля начала XX века храм занимал важное место, однако в 1933 году по указу Президиума КПСС был снесен.

За четыре года до сооружения Иваном Калитой Спаса на Бору им же был заложен рядом первый храм архитектурного ансамбля Соборной площади. Речь идет об Успенском соборе, в озведенн ом в память об усопшем единоутробном брате Ивана Юрии Даниловиче , убитом тверским князем в Орде .

Предполагают, что ранее здесь уже также располагался деревянный храм. Согласно неподтвержденной информации, неподалеку, здесь же, на Боровицком холме, находился и еще один деревянный храм, построенный сыном Александра Невского Андреем Александровичем в 1291 году. В начале XV века его расширили и укрепили.

В 1333 году среди прочих храмов на Боровицком холме на месте скромной деревянной церкви XIII века была возведена белокаменная Архангельская церковь, в которой по указу Ивана Калиты оборудовали княжескую усыпальницу. Захоронения по традиции продолжались до смерти Петра II, а усыпальница сохраняется как памятное место и сейчас в новом храме.

Архангельский собор

Новый храм на месте церкви святого Архангела Михаила строился здесь в начале XVI века архитектором Алевизом Новым. Начали его строительство при жизни Ивана III, а закончили уже после его смерти. Храм по древнерусской традиции имеет крестово-купольную конструкцию, а своды его покоятся на шести столпах. Пятикупольный храм богато декорирован снаружи: фасады членятся на равные части лопатками с причудливыми капителями, а сверху оформлены закомарами. Декор дополнен белокаменной резьбой и сложным карнизом с высокими узкими окнами. Фресковые росписи времен Иоанна Грозного внутри храма не сохранились - в XVII веке они были заменены росписями Симона Ушакова, Иосифа Казанцева и Сидора Поспелова.

Успенский собор

Иван III на месте прежнего собора возводит новый, архитектором которого становится болонский мастер Аристотель Фиораванти. Происходит это через 153 года после постройки первого храма Успения.

Собор строится по образу Успенского Владимирского собора. Архитектура его, однако ж, не похожа на древнерусскую. Храм вытянут в длину и имеет шесть столпов круглой и квадратной формы, разделяющих собор на три одинаковой ширины нефа. Крестовые своды ребрами в плане образуют крест. С восточной стороны имеет три апсиды, две боковые из них - сдвоенные. Храм венчают пять куполов на барабанах. Центральный - крупнее и выше. Вся купольная конструкция намеренно сдвинута к востоку.

Снаружи храм имел привычные для русского церковного зодчества формы: лопатки делят фасады на равномерные части и завершаются полукруглыми закомарами. Вместо окон - щелевидные отверстия, частично заходящие в область закомар. Декора почти нет, лишь колончатый пояс. Вход оформлен вертикально вытянутыми порталами.

Внутреннее пространство храма полностью расписано фресками. Считается, что в работе над росписями участвовал древнерусский иконописец Дионисий.

Благовещенский собор

"Каменная" история храма начинается с конца XV века, и связана с именем объединителя русских земель Ивана III. Старый собор был разобран. Построен новый, белокаменный. Имел он всего одну апсиду и один массивный столп, на который опирались арки сводов.

Современный облик собор получил лишь в 1560-х годах. Собор имеет форму пирамиды, увенчан девятью золотыми куполами. Входы с севера и с запада оформлены фигурными порталами из белого резного камня, выполненными итальянскими мастерами. Основными мотивами резьбы стали изображения ваз, дельфинов, сфинксов. Возможно, они имели многоцветную окраску. Сейчас (с XVIII века) - двуцветную. Галереи, которыми они украшены, имели полы, выложенные в виде узоров плиткой из керамики, но позже заменены на резные белокаменные с черным орнаментом. Полы же в самом храме выложены кремниевыми плитками. Они разных размеров и оттенков. Примечательны и тяжелые двустворчатые деревянные двери, ведущие в храм. Они обиты листами меди с вычеканенными сценами библейских сюжетов. С юго-востока к собору пристроено крыльцо из резного белого камня.

Уникальные фресковые росписи были сделаны замечательными иконописцами Феофаном Греком и Андреем Рублевым. В этом соборе находилась и личная молельня Иоанна Грозного.

Колокольня Ивана Великого

В правление Ивана Калиты была построена на Боровицком холме и церковь для колокола. Ее архитектором был Иван Лествичкин. Она простояла здесь 179 лет и была снесена, а на ее месте итальянский архитектор Бон Фрязин соорудил каменную церковь в память об Иване III. Чуть меньше чем через четверть века была построена звонница, а к расположенному на третьем ярусе храму - лестница. Через 68 лет церковь была увеличена за счет дополнительного яруса цилиндрической формы, в начале XVII века при Михаиле Федоровиче Романове - Филаретова пристройка. Именно с этого времени церковь начинает использоваться только в качестве колокольни-звонницы. Во время сожжения Москвы Наполеоном церковь сгорела, уцелела лишь колокольня. А звонница и Филаретова пристройка были реконструированы через семь лет.

Сейчас сооружение оборудовано 21 колоколом, они подвешены на металлических балках взамен старых - деревянных.

Церковь Ризоположения

Церковь располагается в архитектурном ансамбле Московского Кремля рядом с Митрополичьим дворцом, связана с ним крытыми переходами и ранее являлась дворцовой церковью митрополитов. Она возведена в честь удивительного события, связанного с победой над ордынским войском, подошедшим к Кремлю в 1451 году и пытавшимся его захватить. Согласно летописям, произошло это в Дени Обретения Ризы Пресвятой Богородицы. Монгольское войско, ночью стоявшее в осаде, вдруг увидело огромную рать, двигавшуюся на подмогу кремлевским защитникам, и в панике бежало. Митрополитом Ионой было принято решение о строительстве памятной церкви. А в конце века храм был снесен и на его месте возведена новая каменная церковь.

Однокупольный храм на высоком подклете с крыльцом, ведущим к одному из входов, увенчан шлемовидной главкой на высоком барабане. С восточной стороны располагаются по древнерусской традиции три равновеликие апсиды. В оформлении фасадов использованы членения лопатками, резные белокаменные ленточные колончатые орнаменты, кокошники, узкие вертикальные полуарочные окна, порталы, завершающиеся формой кокошника на витых столбиках-колоннах, перекликающиеся с орнаментальным декором.

Многократно страдавшая от пожаров, в Смутное время церковь была разграблена, уничтожены почти все интерьеры. После восстановления была передана во владение Царскому двору и соединена переходами с палатами царицы и царевен, и долгое время выполняла функцию домового храма царской семьи. К церкви была пристроена часовня Печерской Богоматери. Вход в храм украшает горельеф с изображением Георгия Победоносца, аллегорически напоминающий о победах русского войска над монголо-татарами.

Памятники на кремлевской территории и вокруг

В архитектурный ансамбль московского Кремля также входят два памятника - Царь-Колокол и Царь-Пушка, а также Митрополичий двор, Большой Кремлевский дворец, Грановитая палата, Теремной дворец, здания Арсенала и Оружейной палаты, Сенат и Государственный Кремлевский дворец, Тайницкий сад.

К Кремлю примыкают и историко-культурные памятники Красной площади - Собор Василия Блаженного и памятник Минину и Пожарскому, здание Исторического музея, Большие (ГУМ) и Малые Торговые ряды, "лобное место" и Мавзолей В. И. Ленина. А также некрополь в Кремлевской стене и Мемориал "Могила Неизвестного Солдата" со стороны Александровского сада.

Московский Кремль - один из красивейших и мощнейших архитектурных ансамблей Москвы и Российской Федерации и визитная карточка нашей Родины.