Сицилия мессина землетрясение 1908 г. Землетрясение в италии

Мессинское землетрясение (или землетрясение в Мессине и Реджио) произошло 28 декабря 1908 года ранним утром в регионах Сицилия и Калабрия (Южная Италия). Магнитуда землетрясение была 7,1, считается, что это немного, но по интенсивности землетрясение было катастрофическим и по шкале Меркалли его интенсивность определяется в XI баллов. Города Сицилии и Реджио ди Калабрия были практически разрушены, а от 75 до 200 тысяч человек погибли.
Землетрясение. 28 декабря 1908 года около 5 часов 20 минут по местному времени в районе сицилийского города Мессина произошло землетрясение силой 7,1 магнитуд. Эпицентр находится очень близко от Мессины. Вторым пострадавшим регионом был Реджио, который находится на континентальной части Италии. Подземные толчки продолжались 30 – 40 секунд, зона разрушений 300-километровым кольцом опоясывала Мессину. Через несколько минут после землетрясения двенадцатиметровое цунами нахлынуло на ближайшие побережья, вызывает еще большие разрушения. 91% городских структур Мессины было разрушено, а 70 тысяч жителей города погибли.

Спасатели искали людей в развалинах несколько недель, и целые семьи живыми откапывали позже, но тысячи остались похороненными там. Здания в этой области строились неустойчивые, и не могли выдержать сильные толчки, почти все дома имели тяжелые крыши и плохие фундаменты и стены.
Причины. Землетрясение было вызвано движением литосферных плит. Италия расположена вдоль границы континентальной Африканской плиты и эта плита сталкивается под дном Средиземного моря с также континентальной Евразийской плитой, движение плит идет с скоростью до 25 мм в год.
Происхождение цунами в Мессине по-прежнему остается нерешенной геологической проблемой. Этот регион находится, конечно, в зоне влияния большой рифтовой зоны, на калабрийской дуге, образованной путем медленного движения океанической коры в Ионическом море.
Такие тектонические условия характеризуются наличием разломов с направленными вверх движениями, которые могут в определенные периоды вызывать цунами. До сегодняшнего дня не было обнаружено никаких разломов или движений в Мессинском проливе или вдоль берегов Сицилии. В конце концов, очень странно, что цунами произошло через 8-10 минут после землетрясения, что затем привело исследователей к мысли, что цунами непосредственно с землетрясением не связано. Совсем недавно было высказано предположение, что цунами вовсе не генерировалось самим землетрясением, однако его вызвал огромный оползень в море.

Исследования дна моря показали, что цунами происходят в Средиземном море нередко, если брать геологические отрезки времени. В отложениях бухты Аугуста обнаружено двенадцать слоев, датируемых периодов в 4500 лет, с микроорганизмами, особенно фораминиферами, жившими вдоль берегов острова. Эти слои, возможно, сформировались после цунами, когда отложения были снесены с пляжей и транспортированы течениями в залив.
Также землетрясение привело к тысячам пожаров, которые еще больше разрушили дома и превратили их в полные руины.
Восстановление и помощь. Новость о катастрофе дошла с итальянскими подводными лодками до Никотеры, где были работающие телеграфные линии, но люди смогли добраться до телеграфа только в полночь следующего дня. Железнодорожные линии в районе были разрушены, часто вместе со станциями.
Итальянский военно-морской флот и армия пришли на помощь, моряки и солдаты стали разбирать завалы, лечить раненых и эвакуировать беженцев (как делал каждый корабль). Мародеров и бандитов расстреливали. Позже в Мессину прибыли король Виктор Эммануил III и королева.
Было объявлено о необходимости получения международной помощи по всему миру. С помощью Красного Креста и моряков флотов России и Англии поиск раненых и очистка города были усилены и ускорены. Российские боевые корабли «Цесаревич» и «Слава», крейсера «Адмирал Макаров» и «Богатырь», британский линкор «Эксмут» и крейсера «Эуриалус», «Минерва» и «Сатледж» пришли в Мессину для оказания помощи, а корабль «Афонвен» был в Мессине во время землетрясения. Французские броненосцы «Хустисе» и «Верите» и три миноносца были также направлены в Мессину. Американский «Большой Белый Флот» и корабли снабжения «Селтик» и «Кульгоа» также направлены для помощи населению.
Афтершоки. Повторные землетрясения различной силы (до 6,3) продолжались до 1913 года, то есть почти 5 лет.

Известные люди, погибшие во время землетрясения
Луиджи Карло Инверницци (1827 – 1908), гарибальдиец
Домимико Боссо (1827 – 1908), патриот Италии
Плачидо Лука Тромбетта (1828 – 1908), художник
Гаэтано Микале (1828 – 1908), скульптор и гравер
Франчески Перрони Паладини (1830 – 1908), юрист, гарибальдиец
Джузеппе Ла Маэстра (1831 – 1908), музыкант и художник
Джакомо Макри (1831 – 1908), юрист и политик, бывший ректор Мессинского университета
Рафаэле Вильяри (1831 – 1908), писатель и художник
Грегорео Заппала (1833 – 1908), скульптор
Отец Джамбатиста да Франкавильи (1836 – 1908), монах из секты капуцинов в Мессине.
Отец Агостино да Мессина (1838 – 1908), монах из секты капуцинов в Мессине
Рафаэле Сильваньи (1838 – 1908), юрист, судья апелляционного суда.
Франческо Физичелла (1841 – 1908), священник, философ и юрист.
Нино де Лео (1843 – 1908), гарибальдиец и политик
Плачидо ди Белья (1843 – 1908), художник.
Кресчензо Грильо (1845 – 1908), генеральный прокуратор короля в Мессине
Джузеппе Галати (1846 – 1908), заместитель прокуратора короля в Мессине
Алессио Валори (1846 – 1908), поэт и публицист
Гаэтано Руссо (1847 – 1908), скульптор
Сальваторе Капальбо (1848 – 1908), судья апелляционного суда.
Грегорио Панебьянко (1848 – 1908), художник и профессор университета.
Раймондо Сан Мартино де Спуччес герцог Санто-Стефано (1850 – 1908), дворянин и мэр Сан-Стефано
Луиджи Фаччиоли (1851 – 1908), доктор и профессор Мессинского университета
Даниэль Стасси (1851 – 1908), в прошлом настоятельно католической церкви в Мессине.
Джакомо Перрони Ферранти (1851 – 1908), юрист и адвокат, профессор уголовного права Мессинского университета
Фердинандо Пуглия (1853 – 1908), юрист и адвокат, профессор процессуального права Мессинского университета
Амалия Эльвира Мондио (1854 – 1908), дворянка, мать Мичелло Грисафульо Мондио, итальянского политика, сподвижника Муссолини
Николо Фульчи (1857 – 1908), политик и юрист, бывший заместитель министра
Пауло Каррузо (? – 1908), квестор из Мессины
Джиоаччино Чиниго (1858 – 1908), поэт и литературный критик
Джузеппе Ариго (1858 – 1908), юрист, мэр Мессины с 1897 по 1899, член парламента.
Джованни Сеска (1858 – 1908), философ
Соттиле Себастьяно (1858 – 1908), юрист и политик
Гаспаре де Урсо (1861 – 1908), медик, академик, декан медицинского факультета Мессинского университета
Джованни Дандоло (1861 – 1908), профессор
Джованни Цикала (1861 – 1908), финансист
Никола Петрина (1861 – 1908), политик и профсоюзный деятель
Джузеппе Апенапримо барон де Лихтенберг (1862 – 1908), историк, поэт
Джузеппе де Агуанно (1862 –1908), юрист и социолог, профессор университета
Плачидо Чезарео (1862 – 1908), ученый и поэт
Чарльз Босфильд Хулеатт (1863 – 1908), священник англиканской церкви, тренер футбольного клуба Мессины
Луиджи Ломбардо Пеллегрино (1864 – 1908), инженер, политик и общественный деятель.
Арнольдо Саббатини (1864 – 1908), директор университетской библиотеки в Мессине
Мария Тереза Бари (1864 – 1908), директор библиотеки в Мессине
Бенедетто Кракси (? – 1908), профессор гуманитарных наук
Эдуардо Джакомо Бонер (1866 – 1908), поэт, писатель и журналист.
Джованник Ноэ (1866 – 1908), политик
Карло Руффо (1866 – 1908), аристократ и художник
Филиппо Ре Каприата (1867 – 1908), физик, профессор университета
Агатино Джованни Барбера (1867 – 1908), врач и ученый, профессор физиологии университета
Габриэле Грассо (1867 – 1908), географ
Виргилио Сачча (1867 – 1908), писатель и журналист, поэт
Артур Сэнфорд Чейни (1869 – 1908), американский консул в Мессине, погиб вместе с женой Лаурой (1870 – 1908)
Мария Патерно Ареппо (1869 – 1908), аристократка и филантроп
Винченцо Страззулья (1870 – 1908), археолог
Анджело Гамба (1872 – 1908), тенор местного театра, в ночь перед землетрясением пел партию Радамиса в театре
Альфредо Де Медио (1875 – 1908), юрист, профессор римского права университета
Луиджи Плаканика (1876 – 1908), административный деятель
Джузеппе Ориолес (1878 – 1908), юрист и депутат
Анджело Тоскано (1879 – 1908), поэт
Вальтер Оутс (1879 – 1908), английский предприниматель и футболист клуба Мессины
Фрэнк Джон Картер (1879 – 1908), английский предприниматель и футболист клуба Мессины
Рикардо Касалаина (1881 – 1908), композитор
Фрэнк Вуд (1889 – 1908), английский предприниматель и футболист клуба Мессины
Амалия Крисафульи Мондио (1890 – 1908), дворянка

Здания, разрушенные землетрясением
Дом отца Минорити, Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (Мессина), Церковь чистилища душ (Мессина), Церковь Святого Филиппа Черного (Мессина), Церковь Сан-Грегорио (Мессина), Церковь Санта-Мария-делла-Скала (Мессина), Церковь Санта-Тереза (Мессина), Коллегиум иезуитов (Мессина), Монастырь Святого Франциска (Мессина), Отель «Тринакрия», Дворец Джиокомо Минутоли, Дворец Арена, Дворец Аварна, Дворец Бруначчини, Дворец Трибунала, Дворец Дель Аппалто, Торгово-промышленная палата, Дворец Грано, Дворец Моло, Мэрия Мессины, Дворец Писторио-Кассибиле, Королевский дворец Мессины, гражданская больница Мессины

Мессинское землетрясение (итал. Тerremoto di Messina) магнитудой 7,5 произошло 28 декабря 1908 года в Мессинском проливе между Сицилией и Апеннинским полуостровом. В результате были разрушены города Мессина и Реджо-Калабрия. Это землетрясение считается сильнейшим в истории Европы.
Землетрясение началось около 5:20 утра 28 декабря в море, на дне Мессинского пролива. Толчки вызвали смещение участков дна, после чего на Мессину с интервалами в 15-20 минут обрушилось три волны цунами высотой до трёх метров. В самом городе в течение одной минуты произошло три сильных удара, после второго начались обрушения зданий. Всего от землетрясения пострадали более двадцати населённых пунктов в прибрежной полосе на Сицилии и в Калабрии. Повторные толчки продолжались в январе 1909 года. Существуют разные оценки общего количества погибших, максимальная цифра - 200 000 человек. Чаще всего называются цифры в 70 000-100 000 человек, в том числе от 60 000 - в Мессине, население которой составляло около 150 000 человек[. В двух поселках на восточном берегу (в Калабрии) погибло 43,7 % жителей.
Первыми в Мессину прибыли корабли Балтийского флота «Цесаревич», «Слава» и «Адмирал Макаров» и чуть позже «Богатырь» под командованием контр-адмирала Литвинова. Российские корабли входили в учебный отряд, совершавший плавание по Средиземному морю. Помимо основных экипажей, для прохождения практики на кораблях находились еще 166 гардемаринов - выпускников Морского кадетского корпуса.
Контр-адмирал Андрей Августович Эбергард


27 (14) июля 1908 г. А. Эбергард сдал отряд контр-адмиралу Владимиру Ивановичу Литвинову, который сразу же начал готовить его к заграничному плаванию для прохождения практики с гардемаринами. Были разработаны 2 маршрута с учетом политической ситуации в европейских странах, один из которых (№2) был утвержден (по первому маршруту возвращение в Либаву планировалось 28 (15) апреля, а по второму 10 апреля (28 марта) 1909 г. Морской министр адмирал И. М. Диков 2 сентября (20 августа) дал приказание отряду возвратиться к 3 апреля (21 марта), поэтому первый маршрут был отвергнут). Что касается захода отряда в итальянские порты, то из Министерства иностранных дел России был получен ответ, в котором говорилось что: «…Итальянское Правительство не встречает препятствий к заходу и пребыванию нашей эскадры в итальянских водах, присовокупляет, что качество порта Аугуста считается лучше Сиракуз». По первоначально утвержденному плану заход отряда должен был быть в Сиракузы (город на юго-востоке Сицилии, центр морской торговли).
«Адмирал Макаров»

В Кронштадте приняли новую смену практикантов, состоящую из произведенных 19 (6) мая 1908 года 135 корабельных гардемарин морского корпуса (ныне военно-морской институт – морской корпус Петра Великого), 23 корабельных гардемарина-механика и 6 корабельных гардемарин-судостроителей инженерного училища (ныне военно-морской инженерный институт им. А. Н. Крылова), а также учеников строевых унтер-офицеров (учеников квартирмейстеров) Балтийского флота, и 22 (9) июля вышли в практическое плавание по Финскому заливу.
Предполагавшееся включение в состав отряда крейсера «Олег», состоявшего в Гвардейском экипаже, не произошло.
В центре - "Адмирал Макаров", слева - "Олег" и "Богатырь"

Корабль 10 октября (27 сентября) попал в аварию у маяка Стейнорт по пути к Либаве (сел на мель). Взамен него был назначен крейсер «Адмирал Макаров» (позже обсуждался вопрос с Морским министром о включении крейсера «Олег» после ремонта 5-м кораблем в состав отряда). Гардемарины, находившиеся на крейсере «Олег» были распределены по другим кораблям, чем было ухудшено условие службы и жизни всех гардемарин отряда из-за увеличения их на каждом корабле, не приспособленном к этому. 3 октября (20 сентября) 1908 года гардемаринский отряд удостоился Высочайшего посещения Государём Императором Николаем II на рейде Биорке. В своей речи Государь Император призывал корабельных гардемарин помнить о том, что при посещении далёких заморских стран они являются представителями Его - Всероссийского Императора и нашей славной Родины - России. «…Ведите себя достойным образом, чтобы поддерживать честь русского имени среди народов стран, которые вам придётся посетить...», - так закончил свою речь Государь Император.
7 (4) октября 1908 г. Балтийский гардемаринский отряд под командованием контр-адмирала В. И. Литвинова в составе линейных кораблей «Цесаревич» и «Слава», а также крейсера «Богатырь» вышел из Либавы и отправился в учебное плавание в Средиземное море в соответствии с утвержденным планом.
«Цесаревич»

3 ноября (20 октября) корабли отряда прибыли в порт Виго, расположенный на Атлантическом побережье северо-запада Испании. В виду хорошей погоды на кораблях отряда проводились всякого рода рейдовые учения и занятия, особенно важные в первый период плавания после очень больших перемен в составе экипажей кораблей (это объяснялось недостатком офицерского состава вследствие гибели многих во время русско-японской войны 1904-1905 гг. и ухода большого числа офицеров в отставку, не видевших в будущем ничего светлого для флота. Их осталось на службе немного и по большей части это были молодые офицеры, обязанные служить за полученное образование). В этот же период состоялись парусные офицерские соревнования (гонки) при свежем шквалистом ветре, из-за которого часть шлюпок не окончила гонку. Вельбот с линкора «Слава» завоевавший первый приз, после прохождения дистанции перевернулся, но его команда была подобрана подошедшими шлюпками. В воскресенье 15 (2) ноября на кораблях отряда были приспущены флаги и гюйсы, в связи с известием о кончине Великого Князя генерал-адмирала Алексея Александровича. По уведомлении береговых властей о причине траура, флаги были приспущены на кораблях и судах испанского флота стоящих в гавани и на рейде, а также на крепости. На кораблях отряда было отслужено торжественное заупокойное богослужение.
Русский крейсер "Богатырь" на фоне разрушенной Мессены

17 (4) ноября во второй половине дня отряд В. Литвинова покинул Виго и взял курс на тунисский порт Бизерту, куда прибыл 23 ноября (10 ноября). В Бизерте корабли отряда отрабатывали подготовительные упражнения, предшествующие практическим и боевым стрельбам, которые планировалось выполнить в районе Аугусты. 2 декабря (19 ноября) в Бизерту прибыл крейсер «Адмирал Макаров», совершивший 16-ти дневной форсированный переход из России. Перед выходом из Либавы он был доукомплектован 30-ю человеками, вместо 149, из команды крейсера «Олег», поэтому для пополнения некомплекта команды ему в Бизерте пришлось передать из других судов отряда около 60 нижних чинов, что несколько ослабило эти корабли. На последней неделе стоянки в Бизерте для корабельных гардемарин были проведены вторые проверочные испытания, после чего гардемарины, плававшие ранее на крейсере «Олег» (до выхода отряда в Средиземное море), были переведены на крейсер «Адмирал Макаров». Из Бизерты пришлось отправить в Россию 2-х корабельных гардемарин: Иосса Андрея Александровича и барона Курта Мантейффеля. Первый совершенно не переносил качки, а второй был настолько с расслабленной нервной системой, что к военной службе, а тем более к военно-морской, совершенно не пригоден.
Адмирал Макаров в Мессене

12 декабря (30 ноября) отряд в составе уже четырех кораблей во главе с «Цесаревичем», вышел из Бизерты и 14 (1) декабря 1908 г. пришел в порт Аугуста (восточное побережье острова Сицилии, в 70 милях к югу от Мессины). Стоянка в порту Аугуста была использована для производства всевозможных учений и занятий, положенных по программе соревнований и стрельб. Итальянский флот пользовался Аугустой для выполнения практических и боевых стрельб.
28 (15) декабря 1908 года отряд после отработки совместного плавания и выполнения учебных артиллерийских стрельб встал на якорь в порту Аугуста. Внезапно среди ночи послышался мощный гул. Корпуса кораблей стали содрогаться, будто по ним молотили здоровенной дубиной. Ворвавшаяся в бухту огромная волна развернула стоящие на якоре суда почти на 360 градусов. Через несколько минут гул прекратился, хотя волнение еще некоторое время продолжалось. На отряде сыграли боевую тревогу, но, убедившись, что корабли в порядке и им ничего не угрожает, дали отбой.
Вечером из Катании (город и порт на восточном побережье острова Сицилия, у подножия вулкана Этна, административный центр провинции Катания) к командиру отряда В. Литвинову, державшему флаг на «Цесаревиче», прибыли капитан порта и российский вице-консул А. Макеев. Они сообщили, что накануне на юго-западе Италии в Сицилии и Южной Калабрии произошло землетрясение силой 7.5 баллов с эпицентром в Мессинском проливе.
Район землетрясения

Города Meccинa, Реджо-ди-Kaлaбpия и ещё 40 oкpecтных селений были полностью разрушены. Под их развалинами и в трех огромных морских волнах (пришедших одна за другой через несколько минут после начала толчков) погибли десятки тысяч людей, в очертаниях берегов Мессинского пролива и его дна произошли значительные изменения.

Портовый начальник вручил В. Литвинову телеграмму от префекта Сиракуз, в которой тот просил «дружественную нацию не отказать в помощи населению».
Командир отряда телеграфировал о случившемся в Петербург и, не дожидаясь ответа, дал команду кораблям готовиться к походу. Ночью 29 (16) декабря В. Литвинов приказал отряду сняться с якоря и следовать в Мессину для помощи пострадавшим жителям города. Крейсер «Богатырь» был оставлен в порту Аугуста для связи.
Месси́на (итал. Messina, сиц. Missina, лат. Messana, греч. Μεσσήνη) - город в итальянском регионе Сицилия, административный центр одноименной провинции. Третий по величине город на острове Сицилия.
Покровителем города считается Madonna della Lettera. Праздник города - 3 июня.
Дворец построенный Джино Коппеде. 1900

Мессина расположена на севере Сицилии, на западном берегу Мессинского пролива, отделяющего остров от материковой Италии (область Калабрия).
Старая ратуша, построенная в 1820 году по проекту Джеймса Минутоло

Высота над уровнем моря - 3 метра. Город занимает территорию 211,73 квадратных километра.
Проспект Виктора Эммануила до землетрясения

Мессина находится в 90 км от Катании, расстояние до Палермо - 230 км. Город тянется на 30 км вдоль Мессинского пролива, на суше обрамлен Пелоританскими горами.
Мессина до землетрясения

Центром города считается территория, занимающая 10 км, которая расположена между речками Аннунциата и Сан Филиппо, в настоящее время скрытыми под улицами. Порт Мессины (имеющий военное и торговое значение) расположен в естественной бухте Ионического моря.
Панорама гавани

Благодаря морской торговле Мессина достигла своего расцвета в XV столетии и в XVII веке была настолько богатой, что претендовала на восточную часть Сицилии и даже пыталась отделиться от Испании при поддержке французского короля Людовика XIV.
Собор на Виа Сеттембре

Хотя Мессина не обрела независимости и была разрушена во время землетрясения 1783, город снова восстановился и в XIX веке среди первых участвовал в итальянском Рисорджименто.
Фонтан Нептуна

Мессина - очень древний город, не раз за свою историю переживавший периоды расцвета и упадка. От материковой части Италии он отделен узким Мессинским проливом. Древнегреческая легенда гласит, что в этом проливе обитали морские чудовища Сцилла и Харибда. Харибда топила корабли у сицилийской стороны, а Сцилла губила моряков у итальянского берега. В одном из своих странствий по Средиземноморью Одиссей (в греческой мифологии царь Итаки, участник осады Трои, главный герой «Одиссеи». Славился умом, хитростью, изворотливостью и отвагой) сумел успешно миновать пролив. И с тех пор появилось выражение «быть между Сциллой и Харибдой», т.е. выбирать между двумя опасностями.

В 1860 Мессина был освобождена войсками Джузеппе Гарибальди. Катастрофическое землетрясение 28 декабря 1908, когда погибло почти 70 тыс. жителей, оказалось настоящим ударом для города; почти все средневековые здания были разрушены. Мессину восстановили, но город снова пострадал при американских бомбардировках 1943.
Фотографии Мессины до катастрофы

Во время перехода шли экстренные приготовления к спасательным работам. Для высадки на берег экипажи кораблей разбили по сменам. Сформировали спасательные команды и снабдили их шанцевым инструментом, водой и продовольствием. Уже в море обнаружилась масса плавающих обломков строений, шлюпок и рыбачьих судов. Всех их смыло в море или сорвало с якорей обрушившийся на город циклопической почти 5 м высоты придонной волной.
Погода испортилась, через несколько часов впереди по курсу отряда показалось зарево, горела Мессина. Утром 29 (16) декабря корабли отряда прибыли на рейд Мессины. Взорам моряков открылась страшная картина.

Курортный город, славившийся своей изысканной архитектурой и красивейшей набережной, являл ужасающую картину тотального разрушения. Во многих местах полыхали пожары. На берегу лежали выброшенные волной мелкие суда, набережная и портовые сооружения были разрушены.

Все прекрасно знают, что Мессина великолепное место для отдыха , которое славится не только на всю Италию, как прекрасный курорт, но и на весь мир. Древняя история, корнями, уходящая в восьмой век до нашей эры и отличное географическое расположение, делают этот город хорошим местом для всех любителей европейского отдыха. Красивые морские заливы, торговые площади, огромные цитрусовые сады – все это про Мессину. Но сегодня рассказ будет про одну из самых страшных страниц в истории Мессины и Сицлии: землетрясении на Сицилии 1908 года.

Древние греки верили, что именно в этой области живут страшные чудовища из мифов . Но, больше всего их пугали землетрясения, то и дело сотрясающие весь «итальянский сапожок».

Землетрясение в Мессине 1908 года

Однако самое жуткое землетрясение в Мессине, да и во всей Европе, кстати, произошло не в древности, а относительно недавно – 28 декабря 1908 года . Произошло это ранним утром, когда практически все жители города мирно спали в своих постелях. Один только первый толчок дал начало самому грандиозному и ужасающему из землетрясений Европе. На земле и под водой начались сдвиги, быстро расходящиеся в стороны. Через несколько часов Мессина и практически все близлежащие рыбацкие деревни уже не были похожи на места обитания людей, но выглядели сплошными мрачными руинами.

Но, это был далеко не конец. Спустя некоторое время воды моря отошли на пятьдесят метров от берега, а после все побережье от Катании до Мессины испытало на себе огромную шестиметровую волну , прорвавшуюся вглубь острова. Калабрия пострадала еще больше. Возле Реджио толчки были также большей силы, чем где-либо еще на Сицилии, но именно Мессина потеряла больше всего своих жителей и туристов, любивших город в качестве места своего отдыха. Связь со всеми другими поселениями Италии была полностью прервана, из-за чего помощь долгое время не высылали, попросту не зная об ужасном происшествии на острове.

Русская спасательная экспедиция в Мессину: Подготовка

Удивительно, но первыми на зов о помощи откликнулись моряки из России . Уже через сутки на берег высадились моряки русского военно-морского флота с целым штатом врачей, способных оказать первую помощь пострадавшим. Шесть сотен моряков быстро восстановили порядок среди руин, оставшихся от городов и деревень. Через несколько часов к берегу причалили и английские моряки , которые взяли под контроль города и деревни, где у русских матросов не хватало людей и времени установить порядок.

Русские моряки оказались поблизости не просто так. После того, как была завершена русско-японская война , в целом крайне неудачная для Российской Империи, военно-морской флот был в одном из худших своих состояний за всю историю. Чтобы обучить новый командный состав, в 1906 году командование сформировало целую эскадру для длительного похода за границу. Два линкора и два крейсера находились под командованием Литвинова В.И . Главная цель – обмен опытом с союзниками и обучение личного состава по новому образцу. Главное правило – с честью представить свое государство за рубежом и перенять как можно больше положительного опыта у своих коллег из других стран.

В 1908 году вся эскадра через Финский залив, огибая Европу, направилась в воды Средиземного моря, как и было указано в изначальном плане учений. Всего в нескольких километрах от берегов Испании было проведено несколько учебных маневров, которые были направлены на воспитание новых лучших офицеров для русских ВМС. После этого путь кораблей лежал в Италию – место прибытия порт Аугуста , который находится на востоке Сицилии , всего в 150 километрах от Мессины. Корабли прибыли в Аугусту в штатном порядке 15 декабря 1908 года и уже на месте продолжили учения.

Утро 28 декабря стало временем жуткой трагедии . Мессина содрогнулась от страшных подземных толчков, сместивших целые пласты земли и разрушив 95% всех построек в регионе. Трех толчков хватило для того, чтобы все на побережье Сицилии и Калабрии превратить в дымящиеся руины.

Ранним утром матросы русских военно-морских сил проснулись от очень сильного и громкого гула , после которого последовало несколько ударов по корпусам кораблей, пришвартованных в порту Аугусты. За этим последовала высокая волна , захлестнувшая бухту. Она была настолько сильной, что все корабли у берега развернуло вокруг своей оси . Прошло еще десять минут и ситуация успокоилась. О толчках напоминала только рябь на морской воде.

К вечеру до командования русской эскадры стали доходить слухи о масштабах случившегося. Уже вечером к Литвинову обратился А. Макеев , служивший на должности посла Российской Империи в Италии. Он попросил моряков помочь пострадавшим от землетрясения близ Мессины. Отправив письмо в Петербург, Литвинов незамедлительно организовал спасательную экспедицию, в которую вошел весь личный состав, находящийся под его командованием.

Пока корабли были в море на пути к побережью Мессины, на борту проводился инструктаж относительно оказания быстрой первой помощи людям, которые пострадали от мощного землетрясения. Формировались специальные спасательные группы, каждая из нескольких матросов, врача и других специалистов. Была организована грамотная выдача инструментов и продовольствия, которые могли понадобиться во время спасения пострадавших. Также оперативно подготавливались мед. части линкоров и крейсеров для приема людей на борт. Полное руководство над медицинским штатом экспедиции взял на себя доктор Бунге – известный специалист, долгие годы работавший в Заполярье .

Землетрясение в Мессине: Помощь пострадавшим

По прибытии в Мессину перед русскими матросами открылась ужасная картина . Практически все постройки лежали в руинах , от большого торгового порта города ничего не осталось. Жители , сумевшие остаться в живых, не помня себя от горя, просили им помочь . Тысячи завалов не были безмолвными – люди плакали и кричали среди обломков разрушенных зданий. По всей территории города были видны пожары разной величины.

Первым делом была организована расчистка завалов , под которыми находились люди. Сложнее всего было в первый день, когда толчки все еще продолжались время от времени. Новые обрушения могли стать причиной смерти и тех, кто оказывал помощь.

На берегу быстро развернули несколько крупных медицинских пунктов , где можно было получить первую помощь. Там перевязывали больных и даже делали операции , практически в полевых условиях. Как покажет время, эти пункты спасли тысячи жизней . Без помощи русских моряков и медиков многие жители Мессины погибли бы . Также, огромную поддержку оказали английские моряки , прибывшие в эпицентр землетрясения в Мессине всего на несколько часов позже.

Работа по спасению пострадавших от землетрясения на Сицилии продолжалась двадцать четыре часа в сутки . Из-под завалов только за первые два дня удалось извлечь почти две тысячи пострадавших. Детей, стариков, женщин и тяжело раненных больных российские корабли целыми группами переправляли к ближайшим уцелевшим населенным пунктам, где они могли получить квалифицированную медицинскую помощь, ночлег и пищу. На обратном пути корабли загружали провизией, водой и медикаментами, которые практически сразу раздавались нуждающимся.

Последствия землетрясения в Мессине на Сицилии

До сих пор точное количество погибших во время землетрясения в Мессине 1908 года неизвестно. По некоторым данным простились с жизнью почти 45% всего населения региона . Это около ста тысяч человек, которые просто были не готовы к столь мощному удару стихии и за день до случившегося ничего не подозревали.

Когда спасательная операция закончилась, итальянские врачи отправили командованию ВМС Российской Империи письмо со своими благодарностями , за труд и заботу, за помощь всем, кто пострадал от ужасного землетрясения.

Правительство Италии наградило русских врачей, работавших в Мессине, орденами и личной благодарностью. Также не забыли и о командирском составе русской эскадры, который сумел правильно скоординировать действия личного состава кораблей и вовремя оказать помощь жителям региона. В память о том, что сделали моряки из России , все они были представлены к награде серебряными медалями . В спасательной операции участвовали шесть тысяч моряков и три сотни медиков .

После завершения своей миссии, российские моряки продолжили свою экспедицию, отправившись к берегам Александрии .

Городские власти Мессины также не забыли подвига русских моряков. Два года спустя после землетрясения, жители собрали деньги на большую медаль из чистого золота , которую вручили всему российскому флоту. Также в городе находится скульптура , изображающая спасателей жителей Мессины, которые в 1908 году пришли на помощь в трудную минуту. Награды были переданы лично в руки командиру «Авроры» — корабль специально прибыл в порт Мессины в 1910 году.

Память о помощи моряков хранится мессинцами по сей день . Многие улочки города названы в честь русских матросов и врачей , которые особенно отличились во время спасательной операции. Одна из памятных досок на здании городского совета Мессины также установлена в честь всего состава эскадры , пришедшей на помощь во время землетрясения 1908 года.

Среди местных жителей до сих пор принято называть русских матросов «Голубыми ангелами». В памяти потомков людей, переживших страшную трагедию начала века, российский флот действительно остался именно таким – они пришли с моря, внезапно, в ярко-голубой форме, и спасли тысячи жизней. Годы идут, но память об этом подвиге останется еще на многие века…

Землетрясения на Сицилии в наши дни

Сицилия – сейсмоопасный регион. Периодически тут бывают землетрясения, но, как правило, они очень слабые. Последнее произошло в феврале 2016 года с амплитудой в 4 балла по шкале Рихтера. Никаких жертв и разрушений с 1908 года на Сицилии не было.

Мессина - город и порт в Италии, расположенный на острове Сицилия. Административный центр провинции Мессина. Кварталы города тянутся по берегу вдоль одноименного Мессинского пролива, протекающего между Апеннинским полуостровом и о. Сицилия. Длина его 33км., ширина 3-22км. Глубина судоходной части 72-1220м. Пролив известен своим коварством и водоворотами - Сцилла и Харибда. Мессина основана около 730 лет до н.э. под названием Занкла - греческими колонистами.

В настоящее время в городе проживает более 500 тысяч человек. Главная отрасль - судостроение и судоремонт, в основном кораблей среднего водоизмещения. Здесь же находится военно-морская база ВМС Италии, хотя протяженность причального фронта незначительна. Глубина у причалов до 9м., а у входа в гавань, ширина которой 457м., до 8м.

Катастрофическое землетрясение 28 декабря 1908 года навечно запечатлелось в памяти и сердцах жителей города Мессины, как и самоотверженность, героизм русских моряков, пришедших на помощь. Тот подвиг вошел почетной страницей в историю Российского военно-морского флота. Трагедия внесена во все справочники как одна из крупнейших в истории человечества, повлекшая за собой огромные жертвы.

Первый толчок поднял людей с кроватей в 5:25. Второй, нарастающий толчок длился около 10 секунд. Затем толчки последовали один за другим. От каждого очередного колебания земной поверхности разваливались здания. Рухнули гостиница и собор, в руины превратился целый городской квартал. В развалины превратился Большой Норманнский собор Благовещенья, хранивший на протяжении столетий в своих стенах сокровища древнего искусства. Теперь он похоронил их под гранитными обломками. В прах рассыпались замечательные архитектурные творения - театры Мунизоне и Виктора Эммануэля. Роскошные, переполненные туристами гостиницы "Виктория", "Метрополь", "Тринакриа" и "Франция" пошатнулись и рухнули, похоронив своих постояльцев. Развалился собор Диомо - еще одно хранилище бесценных сокровищ искусства. Уцелела только колоссальная мозаичная статуя Христа на куполе аспиды восточной оконечности собора.

Но все это составило лишь небольшую часть трагической истории. Дома похоронили целые семьи, городские кварталы своих обитателей. Развалившиеся армейские казармы Сантелия отняли жизни у спящих солдат и внесли свою лепту в трагедию. В своих домах погибли начальник полиции и большинство представителей городских властей. Землетрясение освободило в тюрьме Капуччини 750 заключенных. Они разбрелись по улицам и грабежами и убийствами создавали дополнительную опасность для жителей города.

Когда, наконец, толчки прекратились, из 147 тысяч жителей в живых осталось 65т. Остальные погибли. Кто был раздавлен обломками рухнувших зданий, кто сгорел в пожарах, возникших из-за повреждения газопровода, кто утонул в водах разлившихся городских резервуаров. Жители прибрежной полосы подверглись ударам цунами. Повсюду царил полнейший хаос, который стал превращаться в сумасшедший дом. Чтобы снять с погибших украшения, грабители обрубали им пальцы. Полуголодные толпы на полуразрушенных складах забивали друг друга до смерти из-за куска хлеба. Казалось, что нет никакой силы, способной противостоять разбушевавшейся стихии, панике, мародерству.

В это время у берегов Сицилии находился отряд кораблей Балтийского флота под командованием контр-адмирала В.И. Литвинова в составе: "Цесаревич", "Слава", "Адмирал Макаров" и "Богатырь". В октябре 1908 года корабли вышли из Либавы в практическое плавание и в декабре стояли на якорях в глухой бухте Аугуста на Сицилии, где занимались учебными минными и артиллерийскими стрельбами. Как только стало известно о сильном землетрясении командир отряда телеграфировал в Петербург, запросив инструкции. Но еще до получения ответа выяснились масштабы разрушений. И тогда Владимир Иванович Литвинов, не дожидаясь ответа, поднял сигнал: "Отряду готовиться к походу". Утром 29 декабря русские корабли были у Мессины.

Войдя в гавань, моряки увидели, что города практически не существовало. Кругом груды развалин, подернутые облаками дыма и пыли. Уцелевшие люди, в большинстве своем полуголые и невменяемые, нуждались в срочной медицинской помощи, в пропитании и обогреве. Но первейшей задачей стало спасение людей засыпанных обломками зданий.

Для участия в спасательных работах с кораблей сошло 113 офицеров, 164 гардемарина, 42 кондуктора, 2599 нижних чинов, а с подошедших чуть позже канонерских лодок "Гиляк" и "Кореец" еще 20 офицеров, 4 кондуктора и 260 нижних чинов.

В первый же день под открытым небом русскими моряками был открыт госпиталь, где оказывали первую помощь. Тяжелораненых размещали на кораблях, а затем их доставляли в Неаполь. Так "Слава" и "Адмирал Макаров" перевезли более двух тысяч человек. Причем ни докторов, ни санитаров не хватало и офицерам и матросам самим приходилось ухаживать за ранеными. Пожалуй, самая трудная работа как физически, так и морально была при разборке развалин. Смрад, трупный запах, изуродованные тела погибших... но уже в первый день удалось спасти более ста человек. Раскапывали вручную, причем на развалинах при продолжающихся подземных толчках, опасность грозила почти одинаково как спасаемым, так и спасателям. Но моряки пробирались туда, куда, казалось, невозможно было проникнуть. Команды отказывались от пищи и отдыха - их приходилось отправлять на корабли силой приказа. В пять дней по приблизительному подсчету русского штаба, было спасено нашими командами около 2400 человек, на деле, вероятно, спасенных было больше. Статистикой никто не занимался. В полдень прибыла английская эскадра. Моряки Британии развернули походные кухни, помогли восстановить порядок в борьбе с грабителями и мародерами.

К этим строкам остается лишь добавить, что немало ярких свидетельств героизма и самоотверженности русских моряков содержится в мало кому известной книге А.М. Горького "Землетрясение в Калабрии и Сицилии" изданной в 1909 году в Санкт-Петербурге. Горький, живший в то время на Капри, выезжал в Мессину вскоре после землетрясения, провел там несколько дней и записал рассказы очевидцев.

Итальянское правительство в 1910 году наградило всех участников спасения. Контр-адмирал В.И.Литвинов получил Большой крест Итальянской короны, командиры кораблей и врачи - Командорские кресты. И все без исключения получили "Памятную медаль о землетрясении в Калабрии-Сицилии 28 декабря 1908 года"

В феврале 1911 года крейсер "Аврора" (так нам хорошо знакомый) совершал учебное плавание в Средиземном море, в ходе которого зашел в Мессину за получением наград и подарков участникам спасательной эпопеи. Муниципалитет передал крейсеру и мемориальную грамоту, впоследствии попавшую в собрания Санкт-Петербургского военно-морского музея. После мессинских событий население Италии стало с еще большим уважением относится к русским морякам. Во всех итальянских приморских городах, которые они посещали, жители выражали им свою глубокую признательность. Командир крейсера "Олег", находившегося в Средиземном море в 1913-14 гг. писал в своем отчете, что экипаж "встречал в итальянских портах самое радушное и внимательное отношение...

Чувства благодарности русским за Мессину еще неизменно свежи в памяти итальянцев". Примером может служить и тот факт, что скульптор Куфферле создал макет памятника русским морякам, оказавшим помощь Мессине, разрушенной землетрясением в 1908 г. О тех днях Валентин Пикуль написал свой рассказ "Ничего синьор, ничего синьорита" , который нельзя не прочитать!

Помнят ли нынешние жители Мессины о самоотверженной помощи русских моряков? Помнят! В нынешней "большой Мессине" (как впрочем в любом городе) есть новые районы, прежде бывшие окраинными деревнями, которые, как и весь город, тоже были полностью разрушены землетрясением. Так вот, в каждом из этих районов есть улица, посвященная памяти русских моряков. Все они носят похожие названия: "Улица российских героев-моряков 1908 года", "Улица русских моряков", "Улица русских моряков Балтийской эскадры". В последующие годы, неоднократно, местные городские власти приглашали наших военных моряков в гости. Так в январе 1930 году здесь впервые побывали советские моряки - балтийцы, совершавшие переход из Кронштадта в Севастополь в составе линкора "Парижская Коммуна" и крейсера "Профинтерн" во главе с Л.М.Галлером, а в октябре отряд кораблей Черноморского флота, включавший крейсер "Червона Украина", эскадренные миноносцы "Незаможник" и "Шаумян" под командованием Ю.В. Шельтинга. В Мессине итальянцы в беседах с краснофлотцами с чувством признательности вновь вспоминали самоотверженные действиях русских моряков в 1908 году, а также выражали свою благодарность советским людям, принявшим в 1928 году активное участие в поисках экипажа дирижабля "Италия", потерпевшего аварию в Арктике. В том январе корабли посетил А.М.Горький. Он присутствовал на вечере самодеятельности и выступил с коротким докладом о своей творческой работе.

Как-то еще в период моей службы в кубрике зашел разговор о визитах, а их в ту пору было немало как официальных, так и деловых. Различались они и как по содержанию, так и по отношению к нам - советским военным морякам. Помнится, прикомандированный старшина рассказал нам о недавнем визите в Италию.

Упомянул о необычайно теплом приеме и радушии итальянцев. Честно говоря, я не совсем этому поверил. И вот почему. В те годы шла "холодная война", к тому же Италия - член НАТО. Нет, в это верилось с трудом, но оказывается я действительно ошибался. В том 1973 году после сорокалетнего перерыва возобновились взаимные визиты военных кораблей СССР и Италии. Во второй половине сентября в Севастополе и Одессе побывал отряд итальянских военных кораблей, а с 15 по 22 октября ответный визит нанесли советские корабли в составе крейсера "Адмирал Ушаков" и БПК "Отважный" под командованием контр-адмирала Л.Я.Васюкова. Сначала они побывали в порту Таранто, а затем и Мессина. Их пребывание здесь явилось большим событием для итальянских жителей.

Прошло 65 лет после мессинской трагедии 1908г, но подвиг русских матросов в Италии не забыт. Из поколения в поколение передается в семьях потомственных мессинцев рассказ о благородстве моряков российской эскадры. "Они первыми пришли к нам на помощь", - под таким заголовком была опубликована корреспонденция в местной газете перед визитом наших кораблей. В дни их визита советских моряков посетил Альмейдо Аттилло, который рассказал о том, как его, 11-летнего мальчика, извлекли из развалин российские моряки.

В те дни посланцы советского флота осмотрели знаменитые пещеры Гротта ди Кастелано, в окрестностях Таранто, древний театр на острове Сицилия, в котором некогда разыгрывались жестокие трагедии гладиаторов и другие достопримечательности. Военные и гражданские власти этих городов, где активно действуют не только прогрессивные общественные организации, но и неофашистские элементы, сделали все, чтобы визит прошел успешно.

Через три года, в 1976 г. с 17 по 22 сентября в порту Мессина гостил другой отряд советских кораблей в составе крейсера управления "Жданов" и большого противолодочного корабля "Смелый". К тому времени корабли уже четыре месяца находились на боевой службе в Средиземном море. Возглавил визит командующий 5 эскадрой вице-адмирал В.И.Акимов.

Вот что вспоминает о том событии старшина 1 статьи запаса Владимир Патосин, служивший на крейсере в БЧ-5, первое машинное отделение. "Заход великолепный и по теплоте приема, и по красоте мест. Запомнилась необычная бухта со старинной крепостью. Самое потрясающее, что в городе до сих пор помнят события 1908 года и чтят! Для посещения крейсера был прибран носовой кубрик, за дни визита на корабле побывали тысячи мессинцев. В город на экскурсии удалось сходить по 1-2 раза, кто-то побывал в городе Таормина и еще где-то.

фото В.Патосина

А вот, что пишет о тех днях Сергей Филипповский, служивший в РТС. "Мне, как пожалуй и другим, запомнилось радушие мессинцев, их открытость. Все это мы ощущали и во время автобусных экскурсий в Таормино и Серакузы, пеших прогулок по городу и встречах на борту кораблей. Вспоминая те дни, припомнился и такой курьезный момент, случившийся в первые минуты визита. Наш крейсер первым подошел к причалу. После оканчания шватровки, флаг перенесли с гафеля на флагшток на корме. По кораблю был обьявлен "Большой сбор" на юте. В это время рядом с нами швартовался БПК "Смелый". Однако командир "Смелого" чуток не подрасчитал скорость, вследствии чего БПК стал наваливаться форштевнем на наш флагшток с флагом. На глазах сотен мессинцев и всего нашего экипажа флаг упал... Это были непередаваемые секунды, возникло смешанное чувство ужаса, позора и обиды... Спасли положение сигнальщики. От какой-то швабры быстренько оторвали черенок и приладили к нему флаг, а один из них встал вместо флагштока. Ну, а после построения устранили повреждение".

Другой участник того визита Валерий Дмитриенко, служивший на "Жданове", в БЧ-4, первый дивизион, рассказывает: "Во второй декаде сентября 1976 года штаб эскадры перешел на ПКР "Ленинград". Экипаж крейсера приступил к подготовке официального визита в Италию, порт Мессина. Рано утром 11 сентября связисты нашего дивизиона установили УКВ связь с итальянцами. Об этом я как помощник дежурного по связи доложил командиру боевой части связи капитану 2 ранга Фещуку Ан.А. Вскоре пред нами раскинулась величественная панорама бухты, города и его окрестностей. Крейсер "Жданов" и БПК "Смелый" были пришвартованы как бы в центре города и как нам говорили итальянцы, именно в том месте, где стояли корабли Балтийской эскадры.

Принимали нас хорошо. В один из дней состоялась торжественная церемония возложения венка. В ней участвовал почетный караул с наших кораблей, а также военный атташе СССР в Италии, командир крейсера капитан 1 ранга Шакун Ан.М., командир "Смелого", командование военно-морской базы и другие официальные лица.

На баке и юте крейсера были организованы небольшие экспозиции о ВМФ СССР, на кораблях побывало множество жителей города, матросов и офицеров итальянских военно-морских сил. Под теплым солнцем Мессины на этих встречах часто звучал смех, на лицах светились улыбки и, конечно, бойко шел обмен сувенирами. Особенно из флотской атрибутики. Экипажам наших кораблей были выделены автобусы, на которых мы совершили поездки в соседние города, такие как Сиракузы и в ту же Таормину. Получились они интересными, познавательными. Одно могу сказать, что те впечатления остались на всю жизнь!

фото из альбома Валерия Дмитриенко

фото из альбома Алексея Курданина

В 1978 году Мессина отметила семидесятилетие трагических событий. В связи с этим была издана книга Розы Марии Палермо ди Стефано и Витторио ди Паоло. "1908. Русские моряки в Мессине". В тот год на здании городского муниципалитета была установлена памятная доска. Надпись на ней гласит: "В память щедрой помощи, оказанной экипажами русских военных кораблей "Богатырь", "Цесаревич", "Макаров", "Слава" - жителям Мессины, пострадавшей от землетрясения 28 декабря 1908 года. Муниципалитет, высоко оценивающий жест человеческой солидарности и высочайшего героизма, установил эту мраморную доску по случаю желанного визита советских представителей как свидетельство вечной памяти и братской дружбы города Мессина с русским народом”.

Как почетного гостя, принимала Мессина тогда большой противолодочный корабль "Решительный", прибывший с визитом. Отмечалась та дата и в Советском Союзе. Так, например, была выпущена вот эта почтовая марка.

Прошло еще двадцать лет, когда по приглашению муниципалитета Мессины, туда отправился БПК "Керчь", чтобы принять участие по случаю 90-летия мессинского землетрясения и героической помощи русских матросов. Возглавил тот визит заместитель командующего Черноморского флота контр-адмирал А.Ковшарь.

Летят годы. Но есть полная уверенность, что пока жива благодарная Память мессинцев, в гавани этого чудесного города-порта еще не раз будет развиваться российский Андреевский флаг!

Мессинское землетрясение (итал. Тerremoto di Messina) магнитудой 7,5 произошло 28 декабря 1908 года в Мессинском проливе между Сицилией и Апеннинским полуостровом. В результате были разрушены города Мессина и Реджо-Калабрия. Это землетрясение считается сильнейшим в истории Европы.
Землетрясение началось около 5:20 утра 28 декабря в море, на дне Мессинского пролива. Толчки вызвали смещение участков дна, после чего на Мессину с интервалами в 15-20 минут обрушилось три волны цунами высотой до трёх метров. В самом городе в течение одной минуты произошло три сильных удара, после второго начались обрушения зданий. Всего от землетрясения пострадали более двадцати населённых пунктов в прибрежной полосе на Сицилии и в Калабрии. Повторные толчки продолжались в январе 1909 года. Существуют разные оценки общего количества погибших, максимальная цифра - 200 000 человек. Чаще всего называются цифры в 70 000-100 000 человек, в том числе от 60 000 - в Мессине, население которой составляло около 150 000 человек. В двух поселках на восточном берегу (в Калабрии) погибло 43,7 % жителей.
Первыми в Мессину прибыли корабли Балтийского флота «Цесаревич», «Слава» и «Адмирал Макаров» и чуть позже «Богатырь» под командованием контр-адмирала Литвинова. Российские корабли входили в учебный отряд, совершавший плавание по Средиземному морю. Помимо основных экипажей, для прохождения практики на кораблях находились еще 166 гардемаринов — выпускников Морского кадетского корпуса.
Контр-адмирал Андрей Августович Эбергард

27 (14) июля 1908 г. А. Эбергард сдал отряд контр-адмиралу Владимиру Ивановичу Литвинову, который сразу же начал готовить его к заграничному плаванию для прохождения практики с гардемаринами. Были разработаны 2 маршрута с учетом политической ситуации в европейских странах, один из которых (№2) был утвержден (по первому маршруту возвращение в Либаву планировалось 28 (15) апреля, а по второму 10 апреля (28 марта) 1909 г. Морской министр адмирал И. М. Диков 2 сентября (20 августа) дал приказание отряду возвратиться к 3 апреля (21 марта), поэтому первый маршрут был отвергнут). Что касается захода отряда в итальянские порты, то из Министерства иностранных дел России был получен ответ, в котором говорилось что: «…Итальянское Правительство не встречает препятствий к заходу и пребыванию нашей эскадры в итальянских водах, присовокупляет, что качество порта Аугуста считается лучше Сиракуз». По первоначально утвержденному плану заход отряда должен был быть в Сиракузы (город на юго-востоке Сицилии, центр морской торговли).
«Адмирал Макаров»


В Кронштадте приняли новую смену практикантов, состоящую из произведенных 19 (6) мая 1908 года 135 корабельных гардемарин морского корпуса (ныне военно-морской институт - морской корпус Петра Великого), 23 корабельных гардемарина-механика и 6 корабельных гардемарин-судостроителей инженерного училища (ныне военно-морской инженерный институт им. А. Н. Крылова), а также учеников строевых унтер-офицеров (учеников квартирмейстеров) Балтийского флота, и 22 (9) июля вышли в практическое плавание по Финскому заливу.
Предполагавшееся включение в состав отряда крейсера «Олег», состоявшего в Гвардейском экипаже, не произошло.
В центре — «Адмирал Макаров», слева — «Олег» и «Богатырь»


Корабль 10 октября (27 сентября) попал в аварию у маяка Стейнорт по пути к Либаве (сел на мель). Взамен него был назначен крейсер «Адмирал Макаров» (позже обсуждался вопрос с Морским министром о включении крейсера «Олег» после ремонта 5-м кораблем в состав отряда). Гардемарины, находившиеся на крейсере «Олег» были распределены по другим кораблям, чем было ухудшено условие службы и жизни всех гардемарин отряда из-за увеличения их на каждом корабле, не приспособленном к этому. 3 октября (20 сентября) 1908 года гардемаринский отряд удостоился Высочайшего посещения Государём Императором Николаем II на рейде Биорке. В своей речи Государь Император призывал корабельных гардемарин помнить о том, что при посещении далёких заморских стран они являются представителями Его - Всероссийского Императора и нашей славной Родины - России. «…Ведите себя достойным образом, чтобы поддерживать честь русского имени среди народов стран, которые вам придётся посетить …», - так закончил свою речь Государь Император.
7 (4) октября 1908 г. Балтийский гардемаринский отряд под командованием контр-адмирала В. И. Литвинова в составе линейных кораблей «Цесаревич» и «Слава», а также крейсера «Богатырь» вышел из Либавы и отправился в учебное плавание в Средиземное море в соответствии с утвержденным планом.
«Цесаревич»


3 ноября (20 октября) корабли отряда прибыли в порт Виго, расположенный на Атлантическом побережье северо-запада Испании. В виду хорошей погоды на кораблях отряда проводились всякого рода рейдовые учения и занятия, особенно важные в первый период плавания после очень больших перемен в составе экипажей кораблей (это объяснялось недостатком офицерского состава вследствие гибели многих во время русско-японской войны 1904-1905 гг. и ухода большого числа офицеров в отставку, не видевших в будущем ничего светлого для флота. Их осталось на службе немного и по большей части это были молодые офицеры, обязанные служить за полученное образование). В этот же период состоялись парусные офицерские соревнования (гонки) при свежем шквалистом ветре, из-за которого часть шлюпок не окончила гонку. Вельбот с линкора «Слава» завоевавший первый приз, после прохождения дистанции перевернулся, но его команда была подобрана подошедшими шлюпками. В воскресенье 15 (2) ноября на кораблях отряда были приспущены флаги и гюйсы, в связи с известием о кончине Великого Князя генерал-адмирала Алексея Александровича. По уведомлении береговых властей о причине траура, флаги были приспущены на кораблях и судах испанского флота стоящих в гавани и на рейде, а также на крепости. На кораблях отряда было отслужено торжественное заупокойное богослужение.
Адмирал Макаров в Мессене


12 декабря (30 ноября) отряд в составе уже четырех кораблей во главе с «Цесаревичем», вышел из Бизерты и 14 (1) декабря 1908 г. пришел в порт Аугуста (восточное побережье острова Сицилии, в 70 милях к югу от Мессины). Стоянка в порту Аугуста была использована для производства всевозможных учений и занятий, положенных по программе соревнований и стрельб. Итальянский флот пользовался Аугустой для выполнения практических и боевых стрельб.
28 (15) декабря 1908 года отряд после отработки совместного плавания и выполнения учебных артиллерийских стрельб встал на якорь в порту Аугуста. Внезапно среди ночи послышался мощный гул. Корпуса кораблей стали содрогаться, будто по ним молотили здоровенной дубиной. Ворвавшаяся в бухту огромная волна развернула стоящие на якоре суда почти на 360 градусов. Через несколько минут гул прекратился, хотя волнение еще некоторое время продолжалось. На отряде сыграли боевую тревогу, но, убедившись, что корабли в порядке и им ничего не угрожает, дали отбой.
Вечером из Катании (город и порт на восточном побережье острова Сицилия, у подножия вулкана Этна, административный центр провинции Катания) к командиру отряда В. Литвинову, державшему флаг на «Цесаревиче», прибыли капитан порта и российский вице-консул А. Макеев. Они сообщили, что накануне на юго-западе Италии в Сицилии и Южной Калабрии произошло землетрясение силой 7.5 баллов с эпицентром в Мессинском проливе.
Район землетрясения


Города Meccинa, Реджо-ди-Kaлaбpия и ещё 40 oкpecтных селений были полностью разрушены. Под их развалинами и в трех огромных морских волнах (пришедших одна за другой через несколько минут после начала толчков) погибли десятки тысяч людей, в очертаниях берегов Мессинского пролива и его дна произошли значительные изменения.

Портовый начальник вручил В. Литвинову телеграмму от префекта Сиракуз, в которой тот просил «дружественную нацию не отказать в помощи населению».

Командир отряда телеграфировал о случившемся в Петербург и, не дожидаясь ответа, дал команду кораблям готовиться к походу. Ночью 29 (16) декабря В. Литвинов приказал отряду сняться с якоря и следовать в Мессину для помощи пострадавшим жителям города. Крейсер «Богатырь» был оставлен в порту Аугуста для связи.
Месси́на (итал. Messina, сиц. Missina, лат. Messana, греч. Μεσσήνη) - город в итальянском регионе Сицилия, административный центр одноименной провинции. Третий по величине город на острове Сицилия.
Покровителем города считается Madonna della Lettera. Праздник города - 3 июня.
Дворец построенный Джино Коппеде. 1900


Мессина расположена на севере Сицилии, на западном берегу Мессинского пролива, отделяющего остров от материковой Италии (область Калабрия).
Проспект Виктора Эммануила до землетрясения


Мессина находится в 90 км от Катании, расстояние до Палермо - 230 км. Город тянется на 30 км вдоль Мессинского пролива, на суше обрамлен Пелоританскими горами.
Мессина до землетрясения


Центром города считается территория, занимающая 10 км, которая расположена между речками Аннунциата и Сан Филиппо, в настоящее время скрытыми под улицами. Порт Мессины (имеющий военное и торговое значение) расположен в естественной бухте Ионического моря.
Панорама гавани


Благодаря морской торговле Мессина достигла своего расцвета в XV столетии и в XVII веке была настолько богатой, что претендовала на восточную часть Сицилии и даже пыталась отделиться от Испании при поддержке французского короля Людовика XIV.
Собор на Виа Сеттембре


Хотя Мессина не обрела независимости и была разрушена во время землетрясения 1783, город снова восстановился и в XIX веке среди первых участвовал в итальянском Рисорджименто.
Фонтан Нептуна

Мессина - очень древний город, не раз за свою историю переживавший периоды расцвета и упадка. От материковой части Италии он отделен узким Мессинским проливом. Древнегреческая легенда гласит, что в этом проливе обитали морские чудовища Сцилла и Харибда. Харибда топила корабли у сицилийской стороны, а Сцилла губила моряков у итальянского берега. В одном из своих странствий по Средиземноморью Одиссей (в греческой мифологии царь Итаки, участник осады Трои, главный герой «Одиссеи». Славился умом, хитростью, изворотливостью и отвагой) сумел успешно миновать пролив. И с тех пор появилось выражение «быть между Сциллой и Харибдой», т.е. выбирать между двумя опасностями.


В 1860 Мессина был освобождена войсками Джузеппе Гарибальди. Катастрофическое землетрясение 28 декабря 1908, когда погибло почти 70 тыс. жителей, оказалось настоящим ударом для города; почти все средневековые здания были разрушены. Мессину восстановили, но город снова пострадал при американских бомбардировках 1943.
Фотографии Мессины до катастрофы


Во время перехода шли экстренные приготовления к спасательным работам. Для высадки на берег экипажи кораблей разбили по сменам. Сформировали спасательные команды и снабдили их шанцевым инструментом, водой и продовольствием. Уже в море обнаружилась масса плавающих обломков строений, шлюпок и рыбачьих судов. Всех их смыло в море или сорвало с якорей обрушившийся на город циклопической почти 5 м высоты придонной волной.
Погода испортилась, через несколько часов впереди по курсу отряда показалось зарево, горела Мессина. Утром 29 (16) декабря корабли отряда прибыли на рейд Мессины. Взорам моряков открылась страшная картина.

Курортный город, славившийся своей изысканной архитектурой и красивейшей набережной, являл ужасающую картину тотального разрушения. Во многих местах полыхали пожары. На берегу лежали выброшенные волной мелкие суда, набережная и портовые сооружения были разрушены.



Телеграмма контр-адмирала В. Литвинова Морскому министру гласила: «Мессина многие города на побережье Сицилии и Калабрийском берегу совершенно разрушены население в панике засыпанных и раненых насчитывают тысячами точка команды заняты откапыванием людей оказываем помощь пострадавшим точка сегодня посылаю крейсер Адмирал Макаров для отвоза Неаполь четырехсот раненных. 2495. Подписал Литвинов».
Панорама Мессины со стоящими на рейде русскими кораблями

С кораблей на берег были немедленно направлены спасательные группы, включавшие в свой состав спасателей, медиков и санитаров. Погрузив в баркасы, паровые и моторные катера медикаменты, хирургические инструменты, носилки, матросы, врачи и санитары в 8 часов 30 минут утра двинулись к берегу.



То, что моряки увидели на берегу, превзошло все самые мрачные прогнозы. Разрушенный водопровод, полное отсутствие еды и лекарств - такой предстала Мессина перед спасателями. Из-под развалин доносились стоны и крики раненых, а у уреза воды толпились тысячи полуодетых, обезумевших от горя и боли жителей города. Как вспоминал один из очевидцев трагедии: «…Они простирали к нам руки, матери поднимали детей, моля о спасении…».
Развалины жилых домов


Город или то, что от него осталось, разбили на участки и улицы, и каждой группе поставлена была задача - искать живых. Уцелевшие люди, в большинстве своем полуголые и невменяемые, нуждались в срочной медицинской помощи, в пропитании и обогреве. Но первейшей задачей стало спасение людей засыпанных обломками зданий.
Моряки с русского броненосца «Слава» помогают в расчистке завалов


Не теряя времени, моряки приступили к расчистке завалов и спасению людей, засыпанных в ближайших к набережной домах. Ориентировались по крикам и стонам людей, раздававшихся из развалин.
Моряки на расчистке завалов

Тут же организовали перевязочные пункты и своего рода «госпиталь», на которые стали переносить раненых. Организовал этот «госпиталь» и перевязочные пункты флагманский врач Балтийского отряда действительный тайный советник Александр Александрович Бунге, в прошлом известный полярный путешественник. В этом ему помогали: младший судовой врач линейного корабля «Цесаревич» коллежский асессор Адам Александрович Шишло, старший судовой врач линейного корабля «Слава» коллежский асессор Евгений Вячеславович Емельянов, младший судовой врач крейсера «Адмирал Макаров» надворный советник доктор медицины Владимир Казимирович Лубо, старший судовой врач крейсера «Богатыр» коллежский советник Флориан Францевич Гласко, старший судовой врач линейного корабля «Цесаревич» коллежский советник Николай Новиков, младший судовой врач линейного корабля «Слава» коллежский асессор Евгений Каллина, младший судовой врач крейсера «Богатырь» коллежский асессор Петр Бачинский, старший судовой врач крейсера «Адмирал Макаров» коллежский советник Юрий Каружась. По прибытии в бухту Мессины канонерских лодок «Кореец» и «Гиляк» к ним присоединились судовые врачи этих кораблей: коллежский асессор Николай Востросаблин и коллежский советник Владимир Госс соответственно. Необходимо отметить, что Н. Востросаблин был первым врачом созданного в Кронштадте в 1904 г. накануне русско-японской войны 1904-1905 гг. первого соединения первых подводных лодок. Это он разработал первую инструкцию «О санитарных мероприятиях на подводных лодках».
Оказание помощи местным жителям


Ни докторов, ни санитаров при оказании помощи пострадавшим Мессины, как на берегу, так и на кораблях не хватало и офицерам и матросам самим приходилось ухаживать за ранеными. Так существенную помощь медицинскому персоналу оказал младший штурманский офицер линейного корабля «Цесаревич» Иван Кононов 2-й, умея делать перевязки. Извлеченных из-под развалин потерпевших русские моряки переносили к созданным под навесами медицинским пунктам. Многие раненые добирались сюда сами. Прямо под открытым небом были установлены столы, на которых корабельные врачи с помощью санитаров оказывали им первую хирургическую помощь, накладывали повязки, приводили в чувство потерявших сознание, делали операции. Хотя они и не были тщательными, но были своевременными, и это спасло жизни многим пострадавшим.


У пострадавших в основном были как закрытые повреждения (ушибы, ранения и разрывы мягких тканей, повреждение костей и суставов, закрытые переломы костей, вывихи) так и открытые повреждения, раны сопровождающиеся нарушением целостности кожных покровов, ожоги различных степеней. У тяжело пострадавших были множественные переломы ребер. Страх породил шок, коллапс, травматический невроз.
Жертвы землетрясения




А на улицах и пустырях лежали и ползали раненые. По развалинам бродили обезумевшие от пережитого, оборванные, полунагие люди, разыскивавшие своих родных, зовущие детей.
Русские моряки переносят тела жертв


Пожалуй, самая трудная работа как физически, так и морально была при разборке развалин.
Извлечение тел из под обломков


Смрад, трупный запах, изуродованные тела погибших, но уже в первый день удалось спасти более ста человек.
Итальянские моряки переносят раненных


В полдень прибыли корабли английской эскадры, также, по счастью, оказавшейся неподалеку от бедствующего города. Моряки Британии развернули походные кухни, помогли восстановить порядок в борьбе с грабителями и мародерами. Экипажи с кораблей английской эскадры присоединились к русским морякам по спасению пострадавших.

Раскопки велись с большой опасностью для самих спасателей. Время от времени ощущались подземные толчки, грозившие дальнейшим обрушением зданий.

Расчистка завалов



Из представления командира линейного корабля «Цесаревич» командиру отряда контр-адмиралу В. Литвинову: «…Старший механик вверенного мне корабля штабс-капитан Федоров при откапывании человека, засыпанного развалинами дома в Мессине, подвергал свою жизнь весьма серьезной опасности, самоотверженно пролезши в прорытую пещеру, и будучи засыпан обвалом, он спасся случайно только тем, что соседняя стена обвалилась в другую сторону. При обвале стены в сторону разрушенного дома, пещера в которой находился штабс-капитан Федоров не выдержала бы, и он был бы раздавлен. За такой самоотверженный и человеколюбивый поступок прошу ходатайства Вашего Превосходительства о награждении его медалью за спасение погибающих. Рейд г. Виго 11 февраля 1909 г. Командир линейного корабля «Цесаревич» капитан 1 ранга Любимов».
Американские моряки пытаются обнаружить среди руин тела американского консула и его супруги


Из рапорта командира Балтийского отряда контр-адмирала В. Литвинова Начальнику Главного морского штаба: «…Прошу ходатайства Вашего Превосходительства о награждении старшего инженер механика корабля «Цесаревич», штабс-капитана Федорова медалью «За спасение погибавших» 4-й степени. Виго 13 февраля 1909 г. Начальник Балтийского отряда контр-адмирал В. Литвинов».



Смена команд происходила через шесть часов, но многие по-прежнему отказывались от заслуженного отдыха. О русских моряках итальянцы говорили: «Их послало нам само небо, а не море!». Русские корабли забирали по 400-500 пострадавших на борт и отвозили их в Сиракузы, Неаполь и Таранто. Линкор «Слава» с 600 ранеными, женщинами и детьми на борту вышел в Неаполь с приказанием после передачи людей немедленно вернуться в Мессину, закупив лишь дезинфицирующие средства, перевязочные материалы и свежую провизию.
Лишенные крова жители Мессины

Из телеграммы Литвинова Морскому министру от 31 (18) декабря, посланной из Неаполя: «…Сегодня прибывшие в Мессину Король и Королева Италии посетили корабли «Цесаревич» и «Славу» и благодарили за помощь населению. Бедствие ужасное. Средств для спасения засыпанных мало. Погибших не менее 50.000 в одной Мессине, не считая унесенных волною в море. Работа всего личного состава вверенного мне отряда выше похвалы».

Из письма Морскому министру из г. Бари, полученного 7 января 1909 г. (по новому стилю): «Ваше Превосходительство! Позвольте и нам присоединить наши голоса к всеобщему хору благословений, исходящих из глубины сердец Итальянской нации, за подвиги героизма, проявленные доблестными Вашими моряками в ужасной катастрофе, постигшей нашу родину. Мы пришли в Неаполь на Вашем прекрасном крейсере «Адмирал Макаров», направлявшемся в Мессину для того, чтобы разыскивать там наших родных. Мы не в силах описать Вашему Превосходительству все, более чем братские заботы, которыми командир этого судна и все его офицеры нас окружали. Мы на месте бедствия были свидетелями сверхчеловеческих подвигов этих божественных героев, которые будто сошли к нам с небес. Память об этих подвигах никогда не изгладится из наших сердец. Русские моряки начертали свои имена золотыми буквами для вечной благодарности всей Италии, и мы были бы глубоко признательны Вашему Превосходительству, если бы Вы соблаговолили выразить от себя командиру и всему экипажу крейсера «Адмирал Макаров» нашу бесконечную благодарность и вечную преданность; тем более что командир этого крейсера, по своей непостижимой скромности (еще большей, чем его доброта) не пожелал выслушать нашу сердечную признательность. Да поймет Ваше Превосходительство наши чувства лучше, нежели мы умеем их выразить словами, т. к. никакое слово не в силах передать грандиозность подвигов этих героев. Да здравствует Россия! Искренне преданны Вашему Превосходительству доктор Константино Скиорчи и доктор Антонио Де-Викарис».
1 (14) марта в мессинскую гавань под звуки оркестра вошел крейсер «Аврора». Повсюду развевались русские и итальянские флаги. Набережная была запружена ликующим народом. На борт корабля прибыли представители властей города. Они передали командиру памятную золотую медаль, панно с изображением русских моряков, спасающих жителей многострадальной Мессины, и благодарственный адрес. В нем были строки: «Вам, славным сынам благородной земли, героизм которых войдет в историю, первым поспешившим на помощь тем, кому грозила верная смерть от ярости стихии…».
Итальянское правительство наградило участников спасения. Контр-адмиралу Литвинову вручили Большой крест Итальянской короны, командирам кораблей и врачам — Командорские кресты. И все без исключения получили «Памятную медаль о землетрясении в Калабрии-Сицилии 28 декабря 1908 года».
Благотворительные марки разных стран выпущенных в пользу жителей Мессины



Благодарность жителей Мессины русским морякам за великое чувство сострадания, проявленное в их самоотверженной помощи, трудно переоценить. Рассказывали, что когда один русский морской офицер, участник «мессинских дней», после революции 1917 г. случайно оказался на Сицилии без средств к существованию, жители острова, увидев у него серебряную медаль с бело-зеленой лентой, через муниципалитет предложили ему пожизненную пенсию и небольшой дом с виноградником. События вековой давности не забыты. О русских моряках рассказывают и сегодня на уроках истории в школах Италии. В новых районах нынешней «большой Мессины», прежде бывших окраинными деревнями, как и весь город, лежавшими в развалинах после землетрясения, можно встретить таблички с названиями «Улица российских героев-моряков 1908 года», «Улица русских моряков», «Улица русских моряков Балтийской эскадры».
Что же до самих моряков… По возвращении в Петербург император Николай II, пожимая руку командующему эскадрой контр-адмиралу Литвинову, так выразил свою оценку действиям моряков: «Вы, адмирал, со своими моряками в несколько дней сделали больше, чем мои дипломаты за все мое царствование…»
Передача членами Мессинского муниципалитета диплома и золотой медали «за самоотверженность и человеколюбие». Борт КР Аврора, 12 марта 1911 года


Награды за участие в спасении жителей Мессины во время землетрясения