Разработка мероприятия с образовательным туристическим маршрутом. Проект по созданию туристического маршрута

Разработка маршрутов - сложная многоступенчатая процедура, требующая достаточно высокой квалификации и являющаяся основным элементом технологии туристского обслуживания. Данная процедура длительна во времени и подчас занимает несколько месяцев. Если маршрут является заказным (разовым), то процедура его создания упрощается, за исключением мероприятий, обеспечивающих безопасность.

В бывшем СССР в системе профсоюзного туризма существовало около 24 тыс. маршрутов, в том числе около 400 всесоюзных.

При разработке представленных в работе маршрутов я придерживалась следующих этапов:

Исследование туристских ресурсов по предполагаемой трассе маршрута.

Выявление ограничений по потреблению туристских ресурсов.

Маркетинг рынка на туристские услуги по данной трассе маршрута.

Определение типа маршрута.

Построение эскизной модели маршрута.

Построение трассы маршрута.

Составление календарного плана путешествия, графика движения группы.

Привязка маршрута к пунктам жизнеобеспечения.

Разработка схемы безопасности на маршруте.

Разработка паспорта маршрута.

Согласование паспорта с соответствующими службами.

Пробный поход по маршруту.

Внесение изменений в схему маршрута.

Рассмотрение и утверждение маршрута.

Кроме того, при разработке любого маршрута необходимо определиться со следующими вопросами:

1. Выбор маршрута - один из наиболее важных моментов подготовки. Зависит он, как правило, от цели, которую ставит перед собой группа, от круга интересов ее участников. Как бы разнообразны ни были их цели, их можно сгруппировать следующим образом: посещение исторического или природного памятника; отдых на природе; физическая тренировка, связанная с длительными пешими переходами. На практике они, естественно, могут сочетаться.

2. Определение сложности маршрута.

Отдельные части маршрутов проходят по вполне “приличным” дорогам и поэтому не связаны с преодолением естественных препятствий. Они не требуют и картографического материала - вполне достаточными оказываются дорожные указатели и обзорные схемы, расположенные в местах массового отдыха. Во время таких походов не обязательно устраивать длительные привалы, так как время активного передвижения невелико.

Другие маршруты проложены не только по дорогам, но и по лесным тропам и просекам; по берегам рек и озер; по болотам и вырубкам; горам и перевалам. Здесь могут встретиться отдельные естественные препятствия: буреломы, кочки, камни, ручьи, канавы. Требуется карта или туристская схема. Обязательное условие - длительные привалы, ночлег.

А также соблюдать следующие правила:

по сложности и протяженности участок маршрута дневного перехода должен быть по силам всем туристам;

для передвижения между туристскими и объектами использован местный транспорт, а также транспорт принадлежащий турфирме организующей путешествие, значительные часть маршрута преодолеваются пешком и другими способами активного передвижения;

места для длительных привалов и ночлегов по возможности комфортно оборудованы с запасом топлива и продовольствия, а также оснащены связью;

при планировании маршрута учитывается резерв времени на случай непредвиденной задержки в пути.

При разработке маршрута использован самый разнообразный материал: справочники, путеводители и другая краеведческая литература, картографический материал. Обзорные схемы путеводителей - использованы для общей проработки. Для более точного построения маршрутной нитки пользовалась специальными туристскими схемами, атласами автомобильных дорог, картами области. Маршруты согласованы с расписанием движения транспорта, режимами допуска в заповедники и так далее.

Разработка маршрута завершается согласованием и утверждением паспорта маршрута. Паспорт маршрута используется при формировании туров.

Туристский поход - это путешествие по маршруту, проложенному по пересеченной местности, с использованием активных способов передвижения.

Поход или туристская поездка - туристская услуга (комплекс туристских услуг, туристский продукт), обеспечивающая удовлетворение оздоровительных и познавательных потребностей туристов (если поход многодневный) при организованных активных способах передвижения или перемещения по туристскому маршруту. Походы могут различаться по цели: оздоровительные, приключенческие (экзотические), спортивные (категорийные маршруты), учебно-тренировочные, научно-познавательные и другие. Длительная экскурсия также относится к категории походов. Могут быть пешеходные походы, с использованием средств активного передвижения (велосипедов, мотоциклов, автомобилей, плотов, байдарок и лодок, других средств передвижения, вплоть до воздушных шаров).

Походы подразделяются по видам туризма (пешеходные, лыжные, горные, водные и др.), по протяженности маршрута, по категории сложности, по продолжительности.

Туристская тропа есть предмет и объект туристского интереса. Она всегда является завлекательной и несет определенную познавательную нагрузку. Это особое понятие исходит из двух разновидностей туризма. Первый и самый распространенный - это тропа пешеходная в санаториях, домах отдых, предназначенная для совершения легких прогулок с контролируемой протяженностью, физическими нагрузками. Обычно тропы прокладывают в виде односторонней петли, начинающейся и заканчивающейся в одном и том же месте. Такие тропы являются обычно самопутеводными. На них устанавливаются указатели и информационные плакаты. Особую категорию составляют заповедные тропы, предназначенные для самостоятельных походов посетителей и туристов по принципу увидеть и открыть. Подготовленные тропы либо снабжаются информационными средствами, указателями, плакатами, либо специальными брошюрами с подробным описанием. Имеется специальная методология подготовки туристских троп с учетом безопасности, целевого назначения, устройства смотровых площадок.

Есть тропы, прохождение которых туристскими группами требует сопровождения проводника, знающего маршрут, а прохождение туристами-одиночками не рекомендуется или воспрещается. Особо сложные маршруты оснащаются приютами и домиками для отдыха туристов, часто снабжаются провизией на непредвиденные случаи.

Другой вариант туристской тропы - апробированный маршрут, с одной стороны проходящий через (или в доступной близости для посещения или обзора) наиболее интересные объекты туристского интереса, с другой стороны, отличающийся оптимальными нагрузками и трудностью его преодоления. Многие тропы проложены в незапамятные времена охотниками, первопроходцами, местными жителями. Затем они были освоены вездесущими туристами, которые немедля устроили места для бивуаков в самых красивых и доступных местах. Понятие туристская тропа исходит также к проблемам устройства национальных и иных природных парков. Для туристов прокладываются тропы, с одной стороны, безопасные и наиболее привлекательные, с другой стороны, эти тропы учитывают требования экологии и сохранения природы, по мере возможности нанесения наименьшего ущерба растительному и животному миру. Согласно "Правилам проведения туристских спортивных походов…" спортивные походы проводятся по семи видам туризма, а также по 6 категориям сложности:

3. Горный 2 к.с.

4. Водный 3 к.с.

5. Велосипедный 4 к.с.

6. Автомобильный и мотоциклетный 5 к.с.

7. Спелеологический 6 к.с. - самая сложная

Подробнее остановлюсь на следующих:

Горный - поход в горной местности с преодолением препятствий. В пешеходном походе это переправы, болота, растительность, движение без троп и т.п. В горном походе главное препятствие - перевал. Перевал это самая низшая точка горного хребта, разделяющего две речные долины. Выделяют виды спорта:

Горный туризм, альпинизмом и скалолазание.

Горный туризм - это путешествие из пункта А в пункт Б через перевалы и через горные вершины. Альпинизм - это восхождение налегке на вершину, спуск в лагерь, отдых и на следующую вершину. А между выходами - альплагерь или гостиница с горячей баней (душем), нормальным питанием в столовой,телевизором,танцами… Скалолазание - это лазанье по стене. Горный туризм находится на стыке разных спортивных дисциплин. Причем альпинизм и скалолазание "туризмом" не являются.

По статистике, больше всего туристы ходят в горные и водные походы.

Водный . Это вид туризма сразу разделяется на 3 типа по типам судов. Первый тип - байдарка. Одноместная байдарка называется каяк. Второй тип - надувные суда. К надувным судам относятся всякого рода катамараны, надувные лодки и плоты. Третий тип - парусные суда.

Спелео . Это походы по пещерам. Пещеры бывают горизонтальные, вертикальные, основные препятствия которых колодцы, и комбинированные. В последних встречаются горизонтальные препятствия вместе с колодцами. Самое интересное, что альпинизм и скалолазание "туризмом" не являются, а спелеопоход - является.

Данные виды туризма характеризуются способом передвижения, видом преодолеваемых препятствий, протяженностью, снаряжением, категорией сложности.

Походы разделяются по сложности прохождения маршрута.

В спортивном туризме различают 6 категорий сложности. От первой (самой простой) до шестой (самой трудной). Поход 1 к.с. (обозначается именно так) должен иметь продолжительность не менее 6 дней, 2 к.с. - не менее 8 дней и т.д. Есть требования и по протяженности. Так пешеходный и лыжный маршруты 1 к.с. должны иметь протяженность не меньше 130км, 2 к.с - не меньше 160км. Для горного маршрута цифры такие: 1 к.с. - не меньше 100км,2к.с.-неменьше120км. Помимо продолжительности и протяженности есть еще и требования к препятствиям, встречаемым на маршруте. Самые сложные препятствия встречаются в шестерках, а простые - в единичках. Все что ниже 1 к.с. относится к разряду некатегорийных походов.

В поход определенной сложности можно идти, если есть опыт предыдущей категории сложности данного вида туризма. Так в горную четверку можно идти, если есть опыт горной тройки. Руководить же можно, если уже есть опыт участия в походах этой же категории сложности и руководства походами предыдущей категории сложности данного вида туризма. В пешеходные походы 1 к.с. допускаются люди не моложе 13 лет, в остальные - не моложе 14 лет, во 2 к.с. - не моложе 15 лет. К руководству допускаются лица старше: 1 к.с. - 18, 2 к.с. - 19 лет…

Итак, поход 1 к.с. это, с одной стороны, самый простой спортивный поход, с другой стороны, это спортивное мероприятие. Успешно пройдя его, каждый участник ВЫПОЛНИЛ ТРЕБОВАНИЯ НА ПОЛУЧЕНИЕ 3-го СПОРТИВНОГО РАЗРЯДА ПО ТУРИЗМУ. Для 2-го разряда требуется еще 2 похода: 2 и 3 к.с. Но для 3-го разряда достаточно пройти поход 1 к.с.

Организация походов и путешествий в рамках самодеятельного туризма проводится специально подготовленными, в ряде случаев имеющими лицензию, квалифицированными специалистами, к числу которых относятся:

туристский организатор;

руководитель туристского похода;

инструктор по туризму;

судьи по туризму;

методисты;

работники контрольно-спасательных служб (КСС).

Организация и проведение туристских походов регламентированы «Правилами Проведения туристских спортивных походов», «Инструкциями по организации и проведению туристских походов, экспедиций», «разрядными требованиями по спортивному туризму» и другими рекомендациями туристско-спортивного союза России.

В соответствии с данными требованиями численность группы определяется категорией и сложностью маршрута и требованиями по безопасности. Оптимальной считается группа в количестве 10-12 человек. Участник похода должен хорошо знать правила проведения спортивных и туристских походов, быть достаточно подготовленным и тренированным, дисциплинированным и выполнять указания руководителя.

Руководитель группы - штатный инструктор-проводник туристской фирмы, занимающейся организацией экстремальных походов.

Существует несколько званий инструктора:

инструктор по туризму;

старший инструктор;

инструктор-методист;

инструктор-тренер.

Требования к походам различных категорий сложности определяются в соответствии с таблицей нормативов.

Таблица №1

Минимальный состав группы в походах низшей категории сложности для взрослых - 4 человека. Максимальное число участников похода зависит от его сложности:

прогулки, одно-двухдневные походы, экспедиции, экскурсии - до 30 человек;

походы 1,2,3 степени сложности - до 20 человек;

К руководителю туристской группы предъявляют требования, изложенные в таблице.

таблица №2

Руководитель группы должен иметь достаточный туристский и специальный (по видам туризма) опыт. Для походов 1 категории сложности необходима подготовка в объеме семинара инструкторов экстремального туризма, 2 категории - в объеме средней туристской подготовки.

В числе дополнительных требований к руководителю группы следует отнести:

знание основ психологии, возрастной физиологии;

способность оказать доврачебную медицинскую помощь.

Руководитель группы отвечает за безопасность, здоровье и жизнь ее участников, а

также за проведение похода в соответствии с намеченным маршрутом и планом.

Подготовка похода требует выполнения следующих этапов:

изучение трассы маршрута и ее особенностей;

определение цели, вида и категории (степени) сложности;

определение суммы расходов затрат;

расчет продолжительности похода в днях;

разработка мероприятий по безопасности, заблаговременно поставить в известность контрольно-спасательную службу, в зоне действия которой проходит маршрут, о проведении похода;

комплектация и испытание необходимого снаряжения;

заготовка продуктов питания;

разработка плана графика по срокам и мероприятиям;

подбор состава участников и распределение обязанностей;

оформление туристской документации;

медицинской освидетельствование участников;

практическая и теоретическая подготовка участников к походу;

упаковка снаряжения, оборудования, продуктов и др.

Сложные и опасные участки маршрута следует проходить маленькими группами под контролем руководителя-инструктора. Участки маршрута преодолеваются в определенном порядке с выделением направляющего и замыкающего; инструктор-руководитель группы корректирует их действия.

Группа на маршруте не должна разделяться, если этого не требуют специальные условия безопасности. Особое внимание следует уделять движению во время плохой погоды, недостаточной видимости, сильного ветра и т.д. Руководитель при этом принимает решение о внеплановой остановке.

Место остановки должно выбираться с учетом его безопасности, удобства, близости к источнику воды. Лагерь разбивается по установленным правилам с учетом пожарной и экологической безопасности, если на маршруте нет оборудованных стоянок.

Руководитель группы должен иметь подробную карту маршрута, компас, средства связи, а также регулярно получать от ККС прогноз погоды.

Разработка туристского маршрута

Качество туристского путешествия зависит от множества факторов, и одним из существенных является логичность маршрута. Этот географический фактор влияет на популярность, полезность, эффективность и безопасность туристского путешествия. Практика туризма показывает, что существуют маршруты логичные и нелогичные, и вторых гораздо больше. Для составления логичных маршрутов требуется не только максимум региональной информации, но и опыт, талант и вдохновение разработчика. Рассмотрим элементы логики маршрутов на примере эталонных (классифицированных) путешествий в спортивном туризме, принимая во внимание то, что ни логика составления маршрута, ни сами эталонные маршруты не получили должного анализа в научной литературе.

Понятие «эталонный туристский маршрут» появилось в пределах спортивного туризма в Советском Союзе в 60-70-х гг. ХХ в. и способствовало развитию отечественного туризма. Разработка и утверждение эталонных маршрутов в сочетании со строгой системой оценки категорийности путешествий стали основой самоорганизации спортивного туризма и фактором его высокого уровня безопасности.

Будучи в основном самодеятельным, спортивный туризм в СССР отличался популярностью и массовостью, что явилось следствием, в частности, его самоорганизующегося характера. Были найдены оптимальные формы, позволившие этой деятельности быстро и устойчиво развиваться. Эти организационные находки появились благодаря коллективному опыту и большой практике туристских путешествий. Такой методической находкой являлись эталонные (классифицированные) маршруты. Уже в те годы ощущалась необходимость теоретического обоснования этого понятия, разработки методических принципов построения маршрутов, оценки оптимальности системы эталонных маршрутов в различных регионах. Тем не менее, научные подходы к этим вопросам до сих пор не разработаны. Учитывая полезность эталонных маршрутов для развития советского спортивного туризма, можно предположить их целесообразность в нынешнее время, когда резко меняются цели туризма, его система организации, географические направления туристских потоков.

Эталонный маршрут является формой качественной оценки сложности туристского путешествия. В спортивном туризме применяются многочисленные критерии определения степени трудности преодоления естественных препятствий, в том числе и количественные. С помощью количественных критериев формируется оценка сложности пещер, горных перевалов или путей восхождений на вершины. При этом даже на этапе оценки сложности преодоления отдельных объектов (горных перевалов, речных порогов) интегральным показателем является балльный показатель категорий трудности препятствия (1А, 1Б, 2А, 2Б и т.д.), т.е. не только количественный критерий, но еще и качественный. Если же необходимо решить задачу оценки сложности не отдельного препятствия, а всего туристского маршрута, то без качественной формы оценки не обойтись. Такой качественной оценкой фактически выступает метод соотнесения данного маршрута с Эталонный маршрут - предпосылка безопасности туристского путешествия. Спортивный туризм для обеспечения безопасности путешествий использует принцип постепенного нарастания сложности в процессе приобретения человеком туристского опыта. Для этого туристские маршруты оцениваются категориями сложности по видам спортивного туризма, а каждая категория предполагает определенный набор туристских препятствий. Тем не менее, по каждому туристскому району СНГ для разных категорий сложности разработаны эталонные маршруты, которые рекомендуются для путешествий и с которыми соотносятся иные маршруты для оценки сложности последних. В связи с этим эталонный маршрут участвует в формировании системы безопасности в туризме.

Эталонные маршруты являлись основой построения системы спортивного туризма в СССР, а сейчас выполняют эту роль в России. Кроме того, использование метода эталонных маршрутов помогает в формировании системы координации деятельности общественных туристских организаций. Такие маршруты представляют основу регулирования самодеятельного туризма и информирования его участников.

Эталонные маршруты концентрируют многолетний коллективный опыт и талант путешественников. Разработкой, прохождением эталонных и других маршрутов, определением категории трудности и классифицированием горных перевалов в районах России и республик СНГ начиная с тридцатых годов прошлого столетия и по настоящее время занимались многие известные спортивные туристы, в том числе и профессиональные географы. Невозможно упомянуть всех, кто причастен к этой огромной работе. Большой вклад в изучение туристских возможностей Кавказа внесли В.В. Арсенин, К.Э. Ахмедханов, Б.М. Бероев, Н.Д. Бондарев, Ю.В. Гранильщиков, Е.П. Титкова, Н.Р. Элбакян; Памиро-Алая - А.Л. Гарцевич, Л.А. Максимов; Памира - С.И. Алимов, В.М. Абалаков, Н.Н. Волков, Н.П. Горбунов, И.Г. Дорофеев, Д.М. Затуловский, В.Ю. Попчиковский; Тянь-Шаня - С.Я. Волков, Б.Г. Карпов, Н.В. Малых; Джунгарского Алатау - В.Н. Вуколов, В.С. Тихонов; Алтая - М.В. Тронов, С.Р. Громов, В.А. Поляков, А.Ф. Харченко; Тывы - Ю.П. Селиверстов; Забайкалья - В.С. Преображенский, Ю.А. Штюрмер, Урала - А.О. Кеммерих, С.А, Торопов, Р.Б. Рубель.

Одним из центральных понятий в туризме является понятие «маршрут». Категория «маршрут» обладает и общеупотребительным, и географическим, и туристским смыслом. В общепринятом значении маршрут - это путь с заранее заданной траекторией. Отметим, что эта категория имеет пространственный, а не временной оттенок. В этой связи понятие маршрута часто имеет географическое или даже астрономическое содержание, если его траектория выходит за пределы географической оболочки.

Маршрут - одно из сущностных понятий в сфере туризма, поскольку туризм по своей сути - это маршрут. От других видов деятельности туризм отличается именно маршрутным характером, который выражает его отраслевую технологию и образ деятельности. Рассмотрим топологические особенности туристского маршрута.

Туристские маршруты отличаются по конфигурации, т.е. форме «нитки», линии пути. Можно выделить четыре основных типа маршрутов. Три первые из них - элементарные, четвертый - составной.

Линейный маршрут - это маршрут, который начинается в одном пункте и заканчивается в другом. Туристы при этом на протяжении всего маршрута не повторят пройденный путь.

Кольцевой маршрут - маршрут, имеющий кольцевую форму, который начинается и заканчивается в одной точке. При этом туристы так же, как и в первом случае, постоянно следуют новым для себя путем.

Радиальный маршрут - это маршрут «туда и обратно». Он начинается и заканчивается в одной и той же точке. Туристы возвращаются к пункту начала маршрута тем же путем, что и двигались вперед.

Комбинированный маршрут как модель туристского путешествия употребляется чаще всего. Обычно основная линия такого маршрута линейная, иногда кольцевая, а от главной линии маршрута в стороны организуются радиальные выходы, которые могут быть двух видов: кольцевые и линейные. Радиальные выходы организуются с целью посещения каких-либо интересных туристских объектов или препятствий, которые находятся в стороне от линии основного маршрута.

Туристский маршрут является понятием социально-экономической географии, поскольку в составе и в организации туристского маршрута соединяются следующие разнохарактерные компоненты системы:группылюдей, туристские препятствия, экскурсионные объекты, транспортные пути и средства, объекты туристской инфраструктуры и многое другое. Понятие «туристский маршрут» тесно связано с такими понятиями отечественной и зарубежной географии, как «территориальная рекреационная система», «дестинация» и «туристский район».

Эталонные (классифицированные) маршруты были приняты туристскими общественными и спортивными организациями в Советском Союзе, а сейчас применяются по районам СНГ и разным видам туризма. Их можно проанализировать на предмет логичности маршрута. Далеко не все предлагаемые маршруты логичны. Маршрут, принципы составления которого невыразительны, является слабо популярным или вообще невостребованным.

Примером непопулярного эталонного маршрута может являться рекомендовавшийся во многих официальных справочниках пешеходный (лыжный) маршрут III категории сложности (далее - к.с.) на Северном Урале (пос. Кытлым - г. Конжаковский Камень - г. Денежкин Камань -с. Всеволодо-Благодатское). При внешней привлекательности (соединение в одном путешествии двух интересных отдельных горных массивов) маршрут оказался «неблагодарным» в связи с большим расстоянием между двумя горными областями, которое следует преодолеть по закрытым пространствам буреломной увалистой тайги. При составлении маршрута победил формальный подход (необходимое количество естественных препятствий и километров). Здесь не просматривается идея, тактическое решение и логика. Примером логичного и популярного эталонного маршрута можно считать пешеходный маршрут III к.с. по Восточному Саяну (пос. Аршан - перевал Аршанский - р. Китой - р. Шумак - пер. Шумакский - пос. Нилова Пустынь).

Именно логика маршрута является наиболее сложной задачей его организации, где требуются широкие географические и туристско-тактические знания и способности к творчеству. Все наиболее известные географические экспедиции и путешествия, удачные туристские походы и мероприятия отличались «маршрутной идеей», ясной логикой проекта маршрута.

Отметим, что логические аспекты разработки маршрутов, стратегия и тактика его составления исключительно редко рассматриваются в научной, да и в прикладной литературе. Тем не менее, есть публикации, авторы которых очень тонко чувствуют эти аспекты. Примером такой оригинальной работы по составлению и организации туристского маршрута является статья Б. Б. Родомана «Искусство путешествий».

Спортивный туристский маршрут его конфигурация выстраивается первоначально мысленно, сообразно главной идее, т.е. должен обладать логикой построения, которая определяет его маршрутную линию, особенности организации и проведения путешествия. В составлении маршрута путешествия может быть заложена различная логика. Ниже последовательно приведены возможные подходы к логике построения маршрута.

Логика пересечения (рис. 5) подходит, например, для отдаленных и труднодоступных географических районов, где внутри района нет транспортных путей. Для того чтобы подробно изучить этот район, его нужно пересечь насквозь, потому что пути подъезда имеются только с одной его стороны, а пути выезда есть только с другой стороны. При этом иногда приходится пересекать не только туристский район (район концентрации наиболее интересных туристских объектов), но и географический район, который обычно намного больше. Например, пересечение Памира, Тибета или какого-либо значительного острова, где транспортные пути, как правило, имеются только по окраинам или берегам острова. В таких местах можно, конечно, осуществлять и более короткие радиальные выходы - от подъездных путей в глубь района, но полного знакомства с этим районом такие маршруты не дадут.

Логика нанизывания (соединения, траверса) свойственна не самым протяженным маршрутам, обычно в пределах одного туристского района, где одним линейным маршрутом можно соединить несколько объектов туристского интереса. Логика нанизывания не подразумевает обязательно, что нитка основного маршрута пройдет именно траверсом через интересующие туристов вершины - достаточно, что она подойдет к ним максимально близко, откуда уже можно будет совершить короткий радиальный выход. Логика нанизывания позволяет посмотреть наиболее интересные туристские объекты в данном районе, при этом маршрут по конфигурации может быть кольцевым или линейным, имеющим очень извилистую линию.

Логика посещения (восхождения) подразумевает наличие одного (нескольких рядом расположенных) крупного и наиболее интересного туристского объекта, пещеры или горной вершины, ради которых и осуществляют туристы свое путешествие. Конфигурация таких маршрутов будет, как правило, радиальной, а логика такого маршрута состоит в подходе к объекту интереса и возвращению к путям подъезда. Характерным примером такого маршрута будет путешествие на плато Мань-Пупу-Нер на Северном Урале, куда можно добраться только с одной стороны. Соответственно и конфигурация маршрута будет радиальной, а цель - именно посещение уникального ландшафта Мань-Пупу-Нера.

Логика прохождения (преодоления) (рис.8.). Маршруты с такой целью чаще встречаются в таких техничных видах туризма, как горный и водный. Здесь смысл маршрута заключается в преодолении каких-либо конкретных сложных естественных препятствий (горных перевалов или речных порогов), и данный маршрут строится таким образом, чтобы пройти именно через них, заключается в подходе к ним, преодолении препятствия и далее выходе с маршрута.

Логика «великой тропы» путешественников пройти полностью протяженных, линейно вытянутых природных зон, побережий.

Известны примеры организации такой тропы в разных странах (Большая Аппалачская тропа, Большая Уральская тропа, Большая Саянская тропа). При этом сама вытянутая форма географического района задает направление маршрута и стимулирует желание человека если не ногами, то с использованием какого-то транспорта или хотя бы мысленно пройти его вдоль. Примеров таким образом построенных маршрутов достаточно. Было много путешественников, которые прошли полностью вдоль всех Уральских гор, от степных Мугоджар до побережья Северного Ледовитого океана. Одним из наиболее массовых известных путешествий была экспедиция «Большой Урал, 91» под руководством Н. Рундквиста (Екатеринбург). Подобной логикой - «великой тропы» руководствовался известный российский путешественник Г. Травин: он собирался полностью пройти вдоль границы Советского Союза. Начал он свою экспедицию в 1929 г. В течение нескольких лет путешествовал на велосипеде вдоль границы СССР, включая и арктическое побережье.

В 80-е гг. прошлого века была проведена российская экспедиция «Великой Северной тропой» на собачьих упряжках, которая проходила по побережью Северного Ледовитого океана от Чукотки до Мурманска под руководством С. Соловьева (Екатеринбург).

Логика направления. Это может быть направление на сторону горизонта. Путешественники, например, ставят цель двигаться на восток или преимущественно на восток.

Данная логика присутствует обычно в довольно крупных путешествиях. Например, стремление путешественников прошлых столетий достичь максимально высокой широты в Северном или Южном полушарии при движении строго на север или на юг. Сюда также относится

и стремление достичь Северного или Южного полюса Земли. В современных менее крупных спортивных путешествиях тоже иногда присутствует логика направления. Например, при путешествиях в труднодоступных районах, подъезды и подходы к которым возможны только с одной стороны. Так, при путешествии по плато Путорана туристы стремятся максимально далеко продвинуться на восток, потому что подъезды к данной территории возможны только с запада, в связи с чем восточные части плато менее исследованы, а значит, и более интересны. Часто такую же цель - как можно дальше уйти на север - преследуют и туристы, путешествующие по Заполярному Уралу, подходы к которому наиболее удобны с юга, от железной дороги Сейда -Лабытнанги.

Логика исторического пути. Такие типы маршрутов в последнее время встречается довольно часто.

Многие туристские группы планируют свои путешествия не столько со спортивной целью, сколько с познавательной. При этом возможны крупные экспедиции, например движение по Великому Шелковому пути или плавание путем Христофора Колумба или Магеллана. Возможны и менее грандиозные - путем Ермака или маршрутом «Из варяг в греки». Возможны совсем небольшие - пройти пешком тропой инков или проехать на велосипеде по заброшенной Бабиновской дороге в Пермском крае и Свердловской области от Соликамска до Верхотурья. Причем в этом случае туристам важнее максимально точно повторить линию старинного тракта, маршрута путешественников древности, а не найти сложный или более простой путь, осуществить маршрут по наиболее красивым местам.

Логика исследования (экспедиции). Полевое исследование (экспедиция) отличается от туристского путешествия целями и логикой построения маршрута.

Логика обучения (альплагеря). Это маршрут от одного базового лагеря к различным объектам, например на горные вершины, при котором происходит нарастание сложности радиальных маршрутов. Часто такая логика используется именно с целью обучения горным путешествиям под руководством инструктора посредством тренировок в преодолении переправ через реки, скальных, ледовых участков, а затем и сложных восхождений на вершины.

Наиболее совершенным вариантом нитки маршрута является тот, который спланирован на основе нескольких факторов, где прослеживается логика построения маршрута с позиции многих аспектов. Именно таким образом желательно формировать систему эталонных маршрутов в туристских районах.

Современное расширение активных форм и видов туризма приводит к похожему использованию территории, помимо спортивного туризма, такими новыми смежными видами деятельности, как активный (приключенческий) туризм, экстремальный туризм, экологический туризм и др. В этой связи появляется необходимость разработки научных географических основ применения эталонного подхода в туризме. Возможности применения такого подхода к маршрутам за пределами спортивного туризма возрастают. Появляются новые задачи маршрутного эталонирования в туризме, продиктованные необходимостью обеспечения полноценного отдыха и оздоровления людей, удовлетворения их потребности в познании территорий при соблюдении условий безопасности.

Одной из задач является разработка абстрактной модели эталонного маршрута. Показанная модель может подходить практически для любого туристского района, особенно для таких видов туризма, как пешеходный, горный и лыжный.

При яркой индивидуальности каждого туристского маршрута можно выделить их типичные свойства и составить их общую конфигурационную модель. Туристский маршрут, как правило, начинается от какого-либо транспортного узла, куда добираются дально-магистральными средствами транспорта - поездами или самолетами. Этот транспортный узел (пункт подъезда) находится обычно в пределах географического района, в котором будет проходить путешествие. Из транспортного узла туристы обычно автотранспортом доезжают до пункта входа в район, который расположен уже в пределах непосредственно туристского района. Здесь начинается активная часть маршрута.

Подход к основной части путешествия происходит обычно по дорогам или тропам. На маршруте препятствия, которые выбраны для преодоления, всегда начинаются (по крайней мере, так рекомендуется) с более простых, которые располагаются на подходах к основной части маршрута, где сконцентрированы объекты туристского интереса.

Как правило, простые препятствия в горном путешествии - это несложные перевалы, переправы, каньоны, вершины или траверсы. После нескольких более менее простых препятствий, когда туристы уже втягиваются в походный ритм и у них происходит некоторая акклиматизация к высокогорным условиям среды (или другим, отличающимся от привычных), они входят в район концентрации туристских объектов, ради которых обычно и осуществляется путешествие в данном туристском районе.

Посещение такого наиболее интересного для туристов места может быть осуществлено как в линейном непрерывном маршруте, так и при совершении кольцевых радиальных выходов. Здесь встречаются уже более сложные препятствия, - может быть, даже максимально сложные в техническом и физическом плане. Осуществить знакомство с ареалом концентрации туристских объектов лучше ближе ко второй половине путешествия, когда туристы уже достаточно акклиматизировались, вошли в свою максимальную физическую и техническую форму.

В середине маршрута довольно часто есть точка, где пересекаются маршруты многих туристских групп, путешествующих в данном туристском районе. Обычно это красивое место с хорошим обзором, с условиями, удобными для стоянки большого количества туристов, где могут формироваться элементы туристской инфраструктуры (базы, избы, вертолетные площадки). В таких местах туристские группы часто оставляют запасы продуктов и часть снаряжения и отсюда совершают кольцевые и линейные радиальные выходы.

Ближе к концу путешествия, когда группа уже хорошо акклиматизировалась и еще достаточно физических и моральных сил, туристы совершают линейный радиальный выход для преодоления какого-либо основного (ключевого) препятствия, обычно более сложного по физическим показателям. После этого они, как правило, проходят еще одно сложное препятствие (но уже не максимальной сложности для данного маршрута), которое отделяет туристов от уже довольно простых путей выхода из туристского района.

После этого последнего сложного препятствия начинается не сложный ни в физическом, ни в техническом плане выход из туристского района - обычно по тропам и дорогам, который завершается или в каком-либо населенном пункте, или в месте, куда подходит дорога, пригодная для проезда автотранспорта. Отсюда туристы выезжают из данного туристского района на рейсовом или на нанятом автотранспорте к транспортному узлу (пункту выезда), который расположен уже за пределами туристского района, но обычно находится еще в пределах данного географического района. Затем туристы дально-магистральными средствами транспорта (поездами или самолетами) возвращаются домой.

Примеров соответствия такой абстрактной модели спортивного туристского маршрута можно привести множество практически по всем туристским районам. Мы проиллюстрируем данную модель маршрутом спортивного путешествия по Катунскому хребту на Алтае.

Географическим районом данного маршрута является Алтай, пунктом подъезда, транспортным узлом, куда добираются дально-магистральными средствами транспорта, выступает город Бийск. Из него туристы уже добираются рейсовым или нанятым автотранспортом до туристского района - Катунского хребта.

Пунктом входа непосредственно на активную часть маршрута, до которого можно добраться на автотранспорте, является поселок Тюнгур. Дальше по дороге и тропе идет подход к основной части маршрута, где сконцентрированы объекты туристского интереса, через несложные перевалы (Казуяк - некатегорийный перевал, Кара-Тюрек - перевал 1А категории трудности). Основная часть путешествия по Катунскому хребту может осуществляться в разных его частях в зависимости от того, какие из них более интересны конкретной группе туристов.

Это могут быть прохождения перевалов в бассейне реки Аккем или в бассейне реки Кучерла -в кольцевом радиальном выходе; а могут и в районе истока реки Катунь (но тогда в этом случае это уже будет непрерывный линейный маршрут). Место пересечения маршрутов многих туристских групп - это или озеро Аккемское, или озеро Кучерлинское, или ледник Братьев Троновых, откуда обычно совершаются восхождения на гору Белуха.

После путешествия по ареалу концентрации объектов туристского интереса туристы иногда совершают радиальный выход для восхождения на гору Белуху - высшую вершину Алтая. Далее маршрут проходит через сложный перевал (чаще всего это перевал Делоне - 2А-2Б категории трудности, или перевал Буревестник - 2А категории трудности) и начинается выход к долине реки Катунь по одному из ее правых притоков, по тропам.

Пунктом выхода является один из поселков на Катуни, чаще всего поселок Тюнгур, который являлся и пунктом входа. Далее туристы выезжают автотранспортом к транспортному узлу -Бийску.

Авторы считают, что представленная абстрактная модель активного туристского маршрута является не надуманной, а выражает сложившийся в многолетней практике подход к осуществлению спортивных путешествий. Модель представляется оптимальной - она опробована многими поколениями туристов по разным видам туризма и в различных районах.

Эталонные туристские маршруты фактически являются районо-образующими потоками и в этой связи могут служить критериями туристского районирования территории. Сеть маршрутов, ее иерархия может лежать в основе туристской топологии региона и формировать мозаику туристских районов.

Эталонные туристские маршруты выполняют связующие, организующие роли в территориальных рекреационных системах, учение о которых разрабатывалось выдающимися географами, являющимися также специалистами и в спортивном туризме, и является наиболее научно оформленным и состоявшимся . Такие маршруты фиксируют и увязывают основные структурные элементы территориальных рекреационных систем, особенно в периферийных и горных областях.

Использование понятия «эталонный туристский маршрут» невозможно без изучения многих социально-экономических вопросов, например вопросов нынешней инфраструктурной обеспеченности эталонных маршрутов, соответствия свободного времени и доходов современного человека его «маршрутным» потребностям и возможностям, соответствия конкретных траекторий пространственно-временного поведения людей линиям эталонных маршрутов и т.д.

В заключение отметим, что отечественный туризм имеет особенную историю, традиции и специфику, опираться на которые целесообразно при современном планировании и управлении туристскими процессами в регионах. Самодеятельный туризм являлся в СССР особенно удачной формой туризма, обеспечивая возможности занятия этой деятельностью большой доли населения.

1. Определение «портрета» целевой туристской группы.

На основании маркетинговых исследований составляется «портрет» потенциальных групповых/индивидуальных туристов. В результате анализа определяется структура спроса, емкость и конъюнктура рынка. Составление «портрета» включает в себя моделирование специфических особенностей группы: психо-физиологические, национальные, религиозные, социально-культурные, профессиональные и т.п., которые необходимо будет учесть в дальнейшем при разработке программы туристского маршрута и обслуживании туристов.

2. Постановка цели и определение задач туристского маршрута.

На данном этапе разработки, необходимо четко сформулировать цели, поставленные туристами перед будущей поездкой. По своей сути, цели путешествий – это мотивы, определяющие стремление туристов, так или иначе, реализовать свои потребности во время путешествия. Как сказано выше, цели путешествий являются основой для лассификации видов туризма. Если четко обозначена цель (мотив) путешествия, далее следует сформулировать задачи (мероприятия, программные действия), которые помогут туроператору создать условия на маршруте, соответствующие потребностям туристов. Так, если цель – «отдых на морском побережье», то задачами должно быть обеспечение отелем, оборудованным пляжем и т.п. Если цель познавательная, то задачами должно быть обеспечение маршрута экскурсионным содержанием и т.п.

3. Определение сезона и сроков действия маршрута

На третьем этапе предстоит выбрать сезон и сроки действия маршрута.

Выбор сезона во многом определяет цель маршрута и возможности привлекаемых для него туристских ресурсов региона. Такой же подход необходим и к определению сроков действия маршрута. Однако здесь необходим маркетинговый взгляд, т.е. учет структуры свободного времени у различных сегментов туристского рынка. Так, например, эксперты Всемирной туристской организации (ВТО), выделяя сегменты туристов по возрасту, обращают внимание на то, что «молодежный туризм» регламентируется каникулярными днями, «туризм среднего возраста» (30-60 лет), включающий в себя людей семейных и работающих, использует для поездок отпуск и каникулы детей. Для экономически активных туристов можно использовать «блок свободного времени» - праздники плюс выходные дни. «Туризм третьего возраста», куда входят люди пенсионного возраста, не имеет ограничений во времени путешествий, более того, здесь отсутствует ярко выраженная сезонность, наоборот, такие туристы избегают

периодов пиков туристских сезонов, предпочитают «бархатные», спокойные периоды.

Результатом данного этапа должно быть определение:

    Сезона маршрута и обоснование выбора;

    Сроков действия маршрута и обоснование их продолжительности

4. Описание географии и трассы маршрута

При разработке трассы маршрута необходимы знания краеведческого характера, а также детальное изучение туристской инфрастуктуры региона, т.е. тех объектов, которые могут стать предметом интереса группы. Их месторасположение и станет главным определяющим фактором при выборе мест пребывания или посещения туристами. Так, например, в программу обслуживания группы специалистов в области медицины могут быть включены посещения медицинских учреждений Перми, поездка в Усть-Качку, Ключи, где расположены учреждения санаторно-курортного типа с уникальным оборудованием и технологиями рекреации населения. При построении трассы необходимо также обратиться к классификации путешествий по построению трассы. Она может быть:

    Радиальной;

    Линейной;

    Кольцевой;

    Комбинированной.

Таким образом, на этом этапе производится следующая работа:

    Отбор мест пребывания туристов и обоснование выбора;

    Построение карты-схемы маршрута («роза ветров», схема трассы названия мест, обозначение крупных водных, железнодорожных и автомобильных путей, указания расстояния между пунктами пребывания в километрах);

    Классификационное определение трассы маршрута.

5. Материально-техническое обеспечение обслуживания туристов на маршруте.

На этом этапе необходимо решить следующие вопросы:

    Где будут жить и питаться туристы?

    Какой вид транспорта можно использовать при перевозке туристов из пункта в пункт?

Для выбора места проживания и питания группы следует исходить из следующих ключевых моментов:

а) Пожелания или требования туристов, которые могут быть представлены в табличной форме:

б) анализ структуры и состояния гостиничных предприятий и предприятий питания;

в) близость гостиниц к объектам посещения;

Так, например, деловые туры должны предусматривать размещение бизнесменов в непосредственной близи от административных центров, а поездки с целью отдыха - размещение туристов в предприятиях гостиничного типа, расположенных в привлекательных природно-климатических зонах.

Выбор предприятий питания должен быть основан, во-первых, с точки зрения удобства туристов, т.е. завтраки должны быть организованы в гостинице, а при организации обедов и ужинов необходимо исходить из временной структуры экскурсионной и культурно-массовой программ. Так, например, длительная экскурсия в монастырь на Белой горе может включать обед для туристов в трапезной; экскурсия в музей-заповедник «Хохловка» - «обед по трассе», т.е. пикник на природе или в придорожном кафе, а в том случае, если туристы вечером посещают театральное представление, то ужин предпочтительнее организовать в их гостинице, т.к. тогда они сумеют переодеться и подготовиться к вечернему развлечению. В особых случаях па длительные экскурсии или переезды можно организовать «сухие пайки». Также необходимо определиться и с формой питания:

ВВ - завтрак в отеле,

НВ - полупансион (двухразовое питание),

РВ - полный пансион (трехразовое питание),

НВ/Вuffer- полупансион («шведский стол»). При выборе транспортных средств, необходимо учитывать следующие факторы:

а) пожелание туристов (они сформулированы в таблице 1);

б) наличие и особенности трасс сообщения (автомобильных и железных дорог, воздушных трасс, водных путей);

в) принципы организации перевозки туристов, а именно:

Длительные переезды организуются по возможности в ночное время и по железной дороге или автотранспортом,

Короткие - в утреннее и дневное, в большей части наземным или водным транспортом с обязательным предоставлением путевой информации,

В длительных водных путешествиях необходимо делать стоянки в городах в дневное время, а также организовывать «зеленые стоянки»,

В путешествиях на туристских поездах также организовывать стоянки в дневное время,

г) требования к обеспечению безопасности туристов на маршруте. Так, например, при перевозке детских групп воздушный и водный транспорт наиболее опасен;

д) часы работы посещаемых объектов (перерывы, санитарные дни, часы открытия и закрытия).

Таким образом, на данном этапе определить следующие моменты:

    места расположения и названия гостиниц, предназначенных для проживания туристов,

    характеристика гостиничного предприятия («звездность», классность номеров, особенности и ассортимент гостиничных услуг, а также обустроенность гостиничной территории),

    места расположения и названия предприятий питания, особенности услуг и блюд, формы организации питания,

    виды внутримаршрутного транспорта, которые могут быть представлены в табличной форме:

6. Объекты посещения

Теперь необходимо определить конкретные объекты, места посещения, а также лиц, с которыми туристы будут встречаться.

Эти объекты можно разделить на следующие группы:

    обязательные, необходимость включения которых диктуют цели маршрута и специфические особенности групп;

    дополнительные, включение которых дополнит и разнообразит программу обслуживания;

    специальные, включение которых станет исключительной особенностью маршрута, его кульминацией, «изюминкой» маршрута.

В обязательные объекты включаются:

    наиболее достопримечательные места региона (памятники истории культуры, архитектуры, искусства, природные памятники);

    предприятия, учреждения, связанные с профессиональным или иным интересом туристов;

    отдельные личности, коллективы людей, интересующие туристов с той

или иной целью.

В дополнительные условия включают:

    дополнительные экскурсионные объекты

    учреждения культуры (театр, дискотека и т.д.)

    спортивно-оздоровительные объекты и мероприятия

    места проведения праздников и др. развлекательных зрелищ и т.д.

Специальными объектами называются места посещения или услуги, раскрывающие туристам особенности национальной культуры, региональные особенности и традиции. Такие мероприятия могут носить праздничный и развлекательный характер, это могут быть встречи с необыкновенными людьми, это могут быть мероприятия приключенческого характера. Одним словом, здесь студент может дать волю своей фантазии, но при этом четко соблюдая следующие принципы организации подобных услуг:

    соответствие социально-психологическим и психографическим характеристикам туристов,

    новизна и исключительность услуги,

    значимость для туристов,

    безопасность при проведении мероприятия.

Выбранные объекты, услуги можно представить в следующей таблице.

7. Программа туристского маршрута

Это конечный этап маршрута. Теперь необходимо выстроить единую программу обслуживания группы туристов, объединив все элементы обслуживания, выбранные им выше, в логической последовательности и разбивкой по дням и часам пребывания.

При этом необходимо учесть следующие принципиальные моменты:

    время (часы) прибытия и отъезда туристов;

    состояние туристов, связанное с длительностью перелета (переезда) туристов по России и регион;

    расчетные часы в гостиницах;

    необходимость организации трансфертов (встречи и проводы туристов);

    значимость первоначального представления обзорной экскурсии по городам;

    недопустимость организации в один и тот же день аналогичных экскурсий по городам;

    национальные или религиозные обычаи туристов (например: утренние и вечерние молитвы, обычаи раннего подъема или раннего отхода ко сну и т.д.);

    возрастные психологические особенности;

    форму одежды туристов.

Программа и должна быть выполнена в соответствующей таблице

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа посвящена методу облегчения и улучшению процесса по разработке туристических маршрутов.

Актуальность темы состоит в том что в данное время в Кыргызстане бурно развивается туризм, связи с этим появляется необходимость в создании новых интересных туристических маршрутов способные удовлетворить потребности туристов. Для создания нового маршрута необходимо изучение новых территорий и для того чтобы этот процесс был точным и легким, используется компьютерная программа Q GIS. С помощью данной программы можно создать и редактировать карты и исследовать пространственные данные.

Задачей моей повышение туристического спроса на турфирму

Целью моей курсовой работы является разработка туристического маршрута и создание туристического информационного листа с маршрутом.

Предмет моего исследования - программа Q GIS

Объект исследования. Маршрут как фактор влияющий на туристический спрос.

ТЕХНОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ МАРШРУТОВ И ФОРМИРОВАНИЕ ТУРОВ

маршрут тур спрос

Разработка туристического маршрута

Туристский маршрут -- путь перемещения туристов, определяющий последовательное посещение исторических и природных памятников, а также других мест, например, мест остановок на привал.

Маршрут может разрабатываться туристской фирмой или самостоятельно туристами. В случае прохождения по маршруту организованному турфирмой, участники обеспечиваются услугами проводника, экскурсионными, а также иными услугами, например.

По направлению маршруты разделяют на линейные, кольцевые, радиальные. На маршрутах туристы могут передвигаться -- пешим или конным порядком, на велосипеде, автомобиле, водными средствами передвижения. По времени проведения маршруты делятся на круглогодичные, сезонные и разовые. На маршрут может выходить группа туристов, либо один участник.

Путешествия (пребывания, поездки, туры) проводят по заранее выбранным маршрутам и они имеют определенную продолжительность и цель. туристский маршрут есть географически определенная, привязанная к данной местности и особенным объектам и описанная с различной степенью детальности трасса похода, путешествия».

Часто туристский маршрут определяют как заранее спланированную трассу передвижения туристов в течение определенного периода времени с целью получения предусмотренных программой обслуживания и дополнительных туристско-экскурсионных услуг. Туристские маршруты - один из основных видов обслуживания, предоставляемых туристам. Туристско-экскурсионные организации заранее разрабатывают маршруты, включая в них определенный комплекс услуг (питание, проживание, экскурсии, спортивные и досуговые мероприятия и т. д.).

Маршрут есть путь следования туриста, обозначенный перечнем всех географических пунктов и мест, последовательно посещаемых им во время путешествия, с указанием видов транспорта, используемых туристом для передвижения между пунктами остановок (пребываний) на маршруте

Исходной и конечной точками маршрута служат пункты начала и окончания путешествия. Началом маршрута является место оказания туристу первой туристской услуги, оговоренной в договоре, а концом маршрута - место оказания последней туристской услуги. В зависимости от перемещения по пути следования на маршруте различаются линейные, кольцевые, радиальные и комбинированные типы маршрутов.

Линейный маршрут - путь следования, начало и окончание которого происходят в разных географических пунктах пребывания. Вместе с тем, это наиболее распространенная разновидность туристского маршрута. Турист пребывает в дестинации в течение 7-10 дней и более, совершая однодневные экскурсии из места своего пребывания. После отдыха турист возвращается обратно в место постоянного проживания.

Возможен также и вариант радиальных перемещений. Радиальный маршрут - путь следования, начало и окончание которого происходят в одном географическом пункте пребывания, располагаясь в котором турист совершает путешествия в другие пункты пребывания, возвращаясь при этом в пункт начала путешествия.

Кольцевой маршрут - путь следования, началои окончание которого происходят в одном географическом пункте пребывания, например тур «Америка» (Нью-Йорк - Вашингтон - Атлантик-Сити - Филадельфия - Нью-Йорк) или тур «Золотое кольцо России» (Москва - Сергиев Посад - Ростов-Великий - Ярославль - Кострома - Иваново - Суздаль - Владимир - Москва).

Комбинированный маршрут - путь следования, который содержит все элементы линейного, кольцевого и радиального маршрутов в той или иной комбинации. К примеру, можно посетить тур «Золотое кольцо России» в комбинации с посещением не входящих в туристский маршрут старинных городов России - Смоленска, Твери, Нижнего Новгорода и других.

По сезонности действия туристские маршруты подразделяются на: круглогодичные, к которым относятся все виды маршрутов путешествий при наличии круглогодичного графика их действия сезонные, функционирующие в течение какого-либо сезона или сезонов. По продолжительности путешествия маршруты подразделяются на многодневные (отпускные) и маршруты выходного дня.

Классификация туристских маршрутов по принадлежности транспорта: на собственном транспорте - туры на транспорте, принадлежащем транспортным хозяйствам турфирм; на арендованном специализированном транспорте - туры, на транспорте, принадлежащем транспортным организациям, который турфирмы используют на правах аренды на определенный срок; туры на транспорте общего пользования - туры на пассажирском транспорте, где туристов перевозят на правах пассажиров; туры на личном транспорте туристов - специальные туры для владельцев личных автомашин, с предоставлением всех видов услуг по маршруту, кроме проезда.

По видам используемого транспорта на туристские маршруты подразделяются на теплоходные, авиационные, автобусные, железнодорожные и комбинированные маршруты:

  • Ш теплоходные маршруты - на теплоходах речных и морских пароходств. Морские: круизные - более 1 суток, экскурсионно-прогулочные - не более 24 часов. Речные: туристско-экскурсионные рейсы - более 1 суток; экскурсионно-прогулочные - не более 24 часов;
  • Ш автобусные рейсы: туристско-экскурсионные - с предоставлением проживания и питания, различного обслуживания, прогулочные - без обслуживания, может использоваться городской транспорт;
  • Ш железнодорожные туры: групповые путешествия - с использованием части мест в графиковых поездах; специальные - арендованные составы с использованием мест в вагонах, как базы размещения на данном маршруте;
  • Ш комбинированные туры- путешествия с использованием двух и более видов транспорта.

Разработка маршрутов, формирование туров и различных экскурсионных программ, предоставление основных и дополнительных услуг составляют технологию туристского обслуживания, то есть производство конкретного туристского продукта, предназначенного для удовлетворения потребности в туристской услуге.

В общем случае проектирование туристской услуги осуществляется в следующей последовательности:

  • · Установление нормируемых характеристик услуги;
  • · Установление технологии процесса обслуживания туристов;
  • · Разработка технологической документации;
  • · Определение методов контроля качества;

анализ проекта;

· Представление проекта на утверждение.

Результатом проектирования туристской услуги являются технологические документы (технологические карты, правила, инструкции и т.д.).

В документации по контролю качества должны быть установлены, методы и организация контроля за осуществлением процесса обслуживания туристов с целью обеспечения его соответствия запланированным характеристикам.

Разработка конкретного туристского маршрута -- сложная и многоступенчатая процедура, требующая высокой квалификации разработчиков и являющаяся основным элементом технологии туристского обслуживания. Данная процедура длительна во времени и подчас занимает несколько месяцев. Она завершается согласованием и утверждением паспорта маршрута. Паспорт маршрута используется при формировании туров.

Разработка маршрута включает в себя следующие основные этапы:

  • · Исследование туристских ресурсов по предполагаемой трассе маршрута;
  • · Маркетинг рынка на туристские услуги по данной
  • · трассе маршрута;
  • · Определение типа маршрута;
  • · Построение эскизной модели маршрута;
  • · Привязка маршрута к пунктам жизнеобеспечения;
  • · Разработка схемы безопасности на маршруте;
  • · Разработка паспорта маршрута;согласование паспорта с соответствующими службами;
  • · Пробная обкатка маршрута и внесение необходимых изменений;

После разработки маршрута идет заключение договоров (контрактов) с перевозчиками. Это могут быть договоры с авиакомпаниями, железной дорогой, автотранспортным предприятием и судоходством.

В процессе разработки маршрута идет интенсивная переписка с принимающей стороной, оговариваются условия приема и обслуживания туристов, условия бронирования отелей, согласование дат заездов и времени прибытия, утверждение гидов.

Советы по планированию туристического похода. Виды походов. Особенности. Советы. Личный опыт. (10+)

Составляем маршруты туристического похода

Любой человек, который ходит по походам или же собирается пойти, рано или поздно задумывается о том, каким же образом составляется и подготавливается маршрутная карта. Конечно же, если Вы идете в первый раз, то за основу лучше всего брать чей-то обдуманный готовый вариант маршрута. Нитки маршрутов можно найти на различных туристических форумах и сайтах, где Вам предложат множество разнообразных вариантов. Но если Вы собрались впервые в лес или на сплав и решили сами руководить процессом - откиньте эту идею. Первые разы лучше всего ходить со знающими людьми или же воспользоваться услугами платных походов, если в Вашем города нет бесплатного туристического клуба. Если же Вы уже ходили в походы и не раз, то при выборе маршрутов - лучше всего выписать несколько вариантов, просмотреть подробную информацию о нужных объектах, входящих в маршрут, а также посмотреть фотографии. Но не забывайте! Лучше всего свой маршрут составлять после того, как Вы несколько раз прогулялись со знающими людьми и с уверенностью можете сказать, что Вы можете запросто сориентироваться на незнакомой местности.

  • Вы должны заранее определить суточный километраж похода. Какое количество километров в день Вы реально хотите пройти, проплыть или проехать.
  • Ночевки лучше всего привязывать к тем местам, где есть в это время года вода (речка, родник, озеро и т. д.).
  • Лучше всего подготовить запасные варианты маршрута на тот случай, если вдруг что-то пойдет не так, как Вы запланировали.

Определяем суточный километраж

Давайте внимательнее обсудим первый пункт. Конечно, со временем у Вас установится собственный километражный лимит, но все же хотим дать несколько рекомендаций.

  • Пеший поход . Если Вы планируете идти пешком, то лучше всего на день запланировать от 10 до 25 километров в день. Учитывайте физические способности каждого человека, который идет вместе с Вами, предупреждайте заранее о сложностях, которые могут возникнуть в походе, его участников. Так, например, если Вы берете с собой детей, то километраж лучше всего уменьшить до 10-15, а вот в компании одних взрослых его можно установить в пределах от 15 до 25 км.
  • Горный поход . Помните, что это не то же самое, что пройти по красивым местам. Организовать его не так просто, как Вам может показаться на первый план. Самое главное, с чем Вам придется столкнуться - это перепады высот. Здесь уже важно рассчитать не только общий километраж, но и суточный набор высоты. Допустим, если планируется за сутки набрать от 300 до 500 метров, то горизонтальный километраж должен составлять от 5 до 10 км. При наборе в 1000 метров по вертикали, лучше всего ограничится 2-3 км по горизонтали. Ежели в день запланировано 1000 метров по вертикали, то это очень много, подобное под силу лишь людям с хорошей физической подготовкой. Не забывайте о том, что за плечами у Вас будет еще и рюкзак, который, как минимум, будет весить 20-30 кг. Самый оптимальный вариант - это закладывать вертикальные подъемы, ограниченные до 500-600 метров в день.
  • Водные походы . Запомните, что обычно беспороговые речки текут со скоростью 4 км/час. Если Вы будете грести не напрягаясь, то скорость Вашего «транспортного» средства увеличится до 5-6 км/час. За 6 часов можно пройти 30 км, а за 8 - 40. Естественно, что найдутся люди, которые за день могут пройти и более 100 км, но в данной статье мы больше ориентируемся на среднестатистических людей, поэтому «лосей» рассматривать не будем.
  • Велосипедные походы. На количество километров, которые Ваш «отряд» будет проходить за день, будет влиять количество подъемов и спусков, их угол наклона и протяженность. Конечно же, напрямую влияет и физическая выносливость каждого участника. Для обычного велопохода можно в день устанавливать от 40 до 60 км, если он проходит по хорошим грунтовым дорогам и с небольшими подъемами.
  • Пещерный поход . На самом деле на подобный тип похода влияет довольно много факторов. Первый: горизонтальная или вертикальная пещера. Во втором варианте нужно специальное оборудование, а также умение с ним общаться. В пещеры никогда не стоит спускаться одному. Ведь если что-то пойдет у Вас не так, то телефон вряд ли будет работать, и вызвать кого-либо на помощь Вы не сможете. Наилучшим вариантом - запланировать за день 1 пещеру вертикального типа или 2 - горизонтального. Если будет их большее количество, то скорее всего просто скроется впечатление от первопройденной. Довольно много времени уходит на подготовительную работу с вертикальными пещерами. Ведь необходимо сделать навеску, обеспечить всех участников обвязками, опуститься и подняться всем из пещеры. Если группа состоит из 10 или более человек, то все эти действия вообще могут затянуться на весь день.

Выбираем место для ночевки

Давайте перейдем к следующему, второму пункту, который связан с тем, что ночевку нужно планировать около воды. Конечно, Вы можете носить воду с собой. Но помните, что ее объем должен состоять ориентировочно из 2-х литров на одного человека: на завтрак и ужин. Естественно, гораздо лучше - не тащить воду с собой, а набирать ее у существующего источника. Кстати, следует обратить внимание на то, что, допустим, в Крыму большинство источников в летнее время года пересыхают. Они могут существовать весной, но пересыхать летом. Не забывайте о подобных нюансах. В водных походах, когда Вы не хотите варить еду из воды, набранной с реки, то следует набрать емкости по 5 литров в сутки на человека. Воду можно набирать или в деревнях, или в источниках с родниковой водой.

Исключаем неожиданности

С чем связан третий пункт? Тут довольно все просто. Помните о том, что не бывает 100% того, что план, который Вы составили, будет полностью выполнен. Что может повлиять на его неисполнение? Переоценка собственных физических возможностей, болезнь или непогода в туристическом походе. Лучше всего на день планировать программу минимум и максимум, при этом учитывая стоянки у воды.

Учитывая все выше приведенные факторы - можно составить замечательный маршрут, выбирайте только хоженые тропинки, не забывайте о воде и о перепадах высот. Все у Вас получится! Ходите в походы и получайте удовольствие!

К сожалению в статьях периодически встречаются ошибки, они исправляются, статьи дополняются, развиваются, готовятся новые.

Вязание. Буклированный узор. Весенние подснежники. Рисунки. Схемы узор...
Как вывязать следующие узоры: Буклированный узор. Весенние подснежники. Подробна...

Вязание. Диагональность. Цветочная фантазия. Стянутые полосы. Рисунки....
Как вывязать следующие узоры: Диагональность. Цветочная фантазия. Стянутые полос...

Вязание. Обвитые петли. Крючочки. Шахматка с рубчиками. Рисунки. Схемы...
Как вязать комбинацию петель: Обвитые петли. Примеры рисунков с такими петлями...

Вязание. Крупные ячейки, Лицевая дорожка, Двойная дорожка, Лицевые вер...
Как вязать узоры. Подробное описание Крупные ячейки, Лицевая дорожка, Двойная до...