Открыть левое меню бишкек. Где находится Бишкек? Кухня и рестораны Бишкека

Существует немало версий происхождения названия города Бишкека. Но наиболее распространенными являются две из них. Согласно первой, город носит имя одного из сорока самых смелых и храбрых воинов Манаса. Другая версия гласит, что столица носит название специальной деревянной ложки для приготовления кумыса – символа древних кочевых кыргызов. Так какая же из них является более верной и правдоподобной? Откуда вообще взялись слова "Бишкек" и "Пишпек" и что они означают?

Давайте попробуем разобраться вместе.

Оказывается, предположения местных знатоков, которые связывали происхождение топонима с названием хозяйственного бытового предмета кочевников – бишкеком – мутовкой для взбалтывания кумыса, были отвергнуты еще в 1970 году кыргызским писателем и литературоведом Шаршенбеком Уметалиевым.


По сведениям известного топономиста Э.М. Мурзаева, еще в 1963 году Е. Койчубаев высказал мнение, что топоним "Пишпек" состоит из двух словосочетаний: "пиш" (беш) – "пять" и "пек" (бийик) – "высота". Следовательно, в переводе на русский язык оно означает "пять высот". Но данная гипотеза до сих пор так и не встретила поддержки у специалистов-топономистов.


Не получило признания и предположение, что этот топоним имеет исходную смысловую основу в двух кыргызских словах: "беш" – "пять" и "бек" – "владетель", то есть "пять владетелей".

Другой исследователь – географ Темиркул Эшенкулов – обнародовал предположение тюрколога-языковеда профессора Сагалы Сыдыкова, который считал, что этот топоним имеет древнетюркскую языковую основу – от ойратского слова "биштек", означающего "единственная или одинокая гора". Данная версия также не получила поддержки среди специалистов.

Поиск истины в исследованиях осложняется еще и непростой задачей. Как соотносятся названия "Бишкек" и "Пишпек"?


Кто-то полагает, что это одно и то же слово и не стоит их "разделять". Просто слово "Бишкек" - это трансформация топонима "Пишпек". (Ведь было же время, когда город Фрунзе жители областей называли "Боронзо".) Другие исследователи не соглашаются с такой точкой зрения и предлагают рассматривать два этих термина независимо друг от друга.

В 1998 году академик НАН КР Доолотбек Сапаралиев сделал заявление по итогам своих многолетних поисков сведений по истории происхождения названия города. (К слову, именно профессор Сапаралиев обнаружил наиболее раннее письменное упоминание слова "Бишкек" в том виде, к которому мы все привыкли.)

Академик против версии о происхождении названия от имени некоего батыра Бишкека, жившего в XVIII веке. Того батыра, по мнению профессора, звали Бешбеком, и это имя просто созвучно названию столицы, происходящему от древнеперсидского "пишкух" (в кыргызской транскрипции - "бишкек"), что означает "гора, приносящая счастье" (старинное название ближайшей к городу горы Байтик).


Историкам известно, что в древности здесь размещался город. Его жители на вершине близлежащей горы проводили различные общественно-ритуальные мероприятия (жертвоприношения, обряды бракосочетания, всенародные праздники и т. д.), поэтому они считали ее священным местом, приносящим счастье, иначе называли счастливой горой.

Город Бишкек находится на месте разрушенной кокандской крепости Пишпек. Достоверно определить происхождение названия столицы пока крайне проблематично. Эта тема еще долгое время будет предметом научных споров и станет источником вдохновения для многих историков и краеведов. В разное время свои предположения высказывали такие известные ученые, как В.В. Радлов, В.Д. Горячева, а также краеведы, среди которых особенно можно отметить В.Г. Петрова и В.Я. Галицкого. Как знать, может, ученые уже близки к тому, чтобы твердо и уверенно рассказать нам историю происхождения названия нашего любимого города.

Материал подготовила Ксения Сенькина.

Бишкек является самым крупным городом Киргизии, а так же современным культурным, политическим и экономическим центром республики. Это спокойный город с широкими улицами и красивыми домами со своим самобытным, размеренным ритмом жизни. Приезжая в Бишкек первое, что привлекает внимание это то, что город буквально утопает в зелени. Огромное количество парков делает воздух необычайно свежим и чистым. Принято считать, что здесь больше деревьев на каждого жителя, чем в каком-либо другом городе Центральной Азии.

Географическое расположение

Расположен город в самом центре Чуйской долины, у подножия белоснежных гор Кыргызского Ала-Тоо, на высоте 750 м над уровнем моря. Площадь территории составляет 160 кв. км.

Климат

Климат в Бишкеке резко континентальный, среднегодовая температура воздуха 10,2 C. Самый холодный месяц январь (-24,7 С), самый теплый - июль (34,5 C).

Население

Численность населения Бишкека в 2012 году достигла 1 миллиона 42 тысяч 783 человек, из которых женщин - 579 тысяч 235, из них детородного возраста - 344 тысячи 528 (60 процентов), подростков - 23 тысячи 220.

Население Бишкека отличается этнической неоднородностью. Киргизы составляют 51%, русские - 20%, остальные 29% приходятся на такие этносы, как украинцы, казахи, узбеки, немцы, таджики, корейцы и др. Бишкек поделен на четыре административных района.

Большинство жителей столицы исповедуют ислам суннитского толка. Широко распространено в городе православие, которого придерживается преимущественно русское население.

История

Бишкек был основан в 1825 году на развалинах древнего Пишпекского городища и кокандской крепости Пишпек, которые с 7-го по 13-й века являлись уездными торговыми городами на караванном пути. После 13-го века на местах крепости и городища появились поселения кочевых племен кыргызов, просуществовавшие вплоть до 1825 года, когда был возрожден древний город – Пишпек. В это время, воспользовавшись междоусобицами среди кыргызов, Пишпек завоевал кокандский военачальник. Город стал местом, где располагались кокандские налогосборщики, торговцы и ремесленники. В 1862 году в ходе столкновений России с Кокандом, город завоевали русские войска. После разгрома кокандского ханства, население Пишпека и Чуйской долины добровольно вошло в состав России. В город и долину стали переселяться крестьяне из различных Российских губерний. Они делились с местными жителями опытом ведения хозяйства, строили дома европейского типа.

Стремительное развитие города началось после 1917 года. В 1926 году в честь революционера и государственного деятеля Пишпек был переименован во Фрунзе. В советский период Фрунзе развивался по общим для всех союзных столиц тенденциям. В планировке города принимали участие архитекторы и инженеры из Москвы и Ленинграда. За это время на территории Фрунзе было возведено значительное количество образовательных учреждений, театров, музеев, были построены филармония, ЦУМ, центральный городской ЗАГС.

После того, как Кыргызстан в 1991 году стал суверенной страной, столицу переименовали в Бишкек. Несмотря на то, что решение о смене названия столицы было принято относительно недавно, никто не знает четкой интерпретации названия Бишкек. Одни источники утверждают, что город носит название специальной деревянной ложки для приготовления древним способом кумыса – символа древних кочевых кыргызов, другие источники говорят, что столица носит имя одного из сорока самых смелых и храбрых воинов Манаса.

Бишкек (кирг. Бишкек) — столица Киргизии и крупнейший город страны. Составляет особую административную единицу.

Население — 846,5 тыс. жителей (2010). В отличие от южных районов республики, высокий процент населения составляют русские и русскоязычные жители.

Город расположен на севере Киргизской Республики, в Чуйской долине, у предгорьев Тянь-Шаня, в 40 км севернее Киргизского хребта, в 25 км от границы с Казахстаном.

Структура

Территория города — 160 км².

Административно город поделён на 4 района.

Ленинскому району подчинён Чон-Арыкский поселковый кенеш, в который входит посёлок городского типа Чон-Арык и село Орто-Сай.

История

Город Бишкек был известен с VII в. как городище Джуль (Кузнечная крепость). В 1825 году, была основана кокандская крепость Пишпек, размещавшая крупнейший гарнизон в Чуйской долине. Дважды (4 сентября 1860 и 24 октября 1862) был взят русскими войсками. В ноябре 1862 крепость была разрушена, а на её месте двумя годами позже был установлен казачий пикет, затем здесь стал собираться базар. В 1868 было основано селение Пишпек. 29 апреля 1878 в связи с переводом в Пишпек центра уезда получил статус города (см. Семиреченская область).

С октября 1924 года становится административным центром Кара-Киргизской автономной области. С мая 1925 — административный центр Киргизской автономной области. В 1926 переименован во Фрунзе в честь уроженца города, советского военачальника Михаила Фрунзе. С 1936 Фрунзе — столица Киргизской ССР. 1 февраля 1991 года, по решению Верховного Совета Киргизии, город переименован в Бишкек. По одной версии новое название происходит от мифического героя Бишкек-Баатыра, жившего в этой местности в XVIII веке. По другой — от созвучия слов Пишпек (первое название) и Бишкек (кухонная утварь, палка для сбивания масла).

7-8 апреля 2010 года город сильно пострадал от действий мародеров в ходе государственного переворота. Сгорели несколько торговых центров, здание налоговой инспекции, пострадали парламент, телецентр и здание Службы Национальной Безопасности, был разграблен Национальный музей, где хранились ценные произведения искусства.

Городские символы

Герб города Бишкек представляет собой прямоугольный силуэт крепости, где внизу под ломаной чертой гор крупными буквами значится «Бишкек», а над ним по стене крепости светлый квадрат с ирбисом в центре круга.

Население

Город Бишкек (ранее известный как Фрунзе) является самым крупным городом Киргизии и одновременно её столицей. Город отличается сложными и неоднозначными демографическими процессами. Исторически крупное городское поселение возникло на месте Бишкека лишь в последней четверти XIX века после вхождения Киргизии и Чуйской долины в состав Российской империи и появления здесь первых оседлых поселенцев, в основном русских, украинцев, татар, дунган и сартов. В начале XX века рядом с городом начали оседать и местные киргизы. Тем не менее, вплоть до 1924 город был фактически аграрным посёлком. Во время Великой Отечественной войны, после эвакуации ряда жителей и производств с фронта в глубокий тыл, в городе начался быстрый промышленный рост, продолжавшийся вплоть до распада СССР.

Демографическая ситуация

Вплоть до конца XX века Фрунзе оставался преимущественно русскоязычным городом, однако демографическая ситуация в нём начала меняться уже в конце 60-х годов. Политика укоренизирования и демографический взрыв в киргизской среде привели к началу массовой миграции сюда киргизов из других регионов республики во второй половине XX века. После распада СССР эти процессы приняли стихийный, неконтролируемый характер и русские перестали быть самым многочисленным этносом области, причём из-за массовой эмиграции их доля упала более чем на 20 процентных пунктов в городе и области. Киргизы теперь составляют более половины населения города, преимущественно в южных и восточных районах стихийной застройки. Но в столице по-прежнему довольно высока доля различных этноязыковых меньшинств. По данным переписи 1999 года, в городе проживало 762 тыс. жителей, что на 151 000 или 24,7 % больше чем в 1989 году — 15,8 % населения страны и 45 % её городского населения. Основные демографические показатели города носят двойственный характер, так как демографическое поведение европейских и азиатских народов значительно различается. Для области, по сравнению с другими областями характерна умеренная рождаемость (хотя она несколько возросла по мере роста доли киргизов и других азиатских народов), умеренный уровень смертности, невысокий естественный прирост и значительный уровень эмиграции за пределы Киргизии в последнее десятилетие (особенно среди европейцев, а в последнее время также и киргизов, направляющихся на заработки в соседние Казахстан и Россию), а также высокий уровень миграции киргизов из южных областей и горных сёл в поисках работы в столицу, где большинство находит работу на базарах и вещевых рынках. Экономическая ситуация в столице также значительно ухудшилась по сравнению с прошлым.

Национальный состав

Национальный состав города по-прежнему имеет пёстрый характер, но в нём налицо тенденция к абсолютному преобладанию доли киргизов и быстрому сокращению доли русскоязычных, ранее преобладавших, что сказывается на общей атмосфере, в которой устанавливается новый баланс. Так по данным переписи 1970 года население города было 431 тыс. человек, из них:
Русские 66,1 % 285 тыс.
Киргизы 12,3 % 53 тыс.
Украинцы 6,2 % 27 тыс.
Татары 3,2 % 14 тыс.
Уйгуры 1,6 % 7 тыс.
Узбеки 1,5 % 6 тыс.
Прочие 9,1 % 40 тыс.

По переписи 1989 года:
Русские 55,8 % 341 тыс. (+19,6 %)
Киргизы 22,3 % 138 тыс. (в 2,6 раза)
Украинцы 5,5 % 34 тыс. (+25,9 %)
Прочие 16,4 % 100 тыс.

По переписи 1999 года:
Киргизы 397 тыс. 52,1 % (в 2,9 раза)
Русские 253 тыс. 33,2 % (-26 %)
Украинцы 16 тыс. 2,1 % (-53 %)
Татары 16 тыс. 2,1 %
Корейцы 13 тыс. 1,7 %
Узбеки 13 тыс. 1,7 %
Уйгуры 13 тыс. 1,7 %
Казахи 12 тыс. 1,6 %
Немцы 5 тыс. 0,7 %
Дунгане 4 тыс. 0,5 %
Турки 3 тыс. 0,4 %
Азербайджанцы3 тыс. 0,4 %
Прочие 14 тыс. (1,8 %)

Примечательно, что в городе проживают в значительных количествах представители сразу 7 тюркских народов: киргизы, казахи, татары, узбеки, уйгуры, турки и азербайджанцы. Русский язык выступает в качестве средства межнационального общения, в качестве родного распространены кроме киргизского языка и многие другие.

Природные условия

Бишкек расположен в центре Чуйской долины, у подножья хребтов киргизского Ала-Тоо, на высоте 760 метров над уровнем моря. Бишкек по климатическим условиям занимает крайнее южное положение в континентальной области климата умеренных широт. Месячная продолжительность солнечного сияния наибольшая в июле — 322 часов, наименьшая в декабре — 126 часов. Климат в Бишкеке резко континентальный, среднегодовая температура воздуха +10,2 °C. Самый холодный месяц январь (-4 °С), самый теплый — июль (+24,7 °C). Средняя месячная относительная влажность возрастает от 44 % в июне и июле до 74 % в марте, среднегодовая — 60 %. Через город протекают реки Ала-Арча, Аламедин, Большой Чуйский Канал (БЧК).
Среднегодовая температура — +10,6 C°
Среднегодовая скорость ветра — 1,7 м/с
Среднегодовая влажность воздуха — 60 %

Политика

Местная власть

Местное самоуправление в Киргизии существует в населенных пунктах и реализовано через избрание сообществами местных кенешей (советов) — представительских органов (аналог государственного парламента только на местах), а также испольнительно-распорядительных органов, постоянно действующих органов, возглавляемых главами и реализующих решения кенешей (советов). Местные кенеши существуют на уровне населенных пунктов, когда в прошлом были областные и районные кенеши, образуя троевластие, в связи с чем областное и районное звено предложили упразднить. Главы исполнительно-распорядительных органов (в зависимости от уровня — глава, мэр) избираются депутатами местных кенешей (советов). Исключением являются столица — город Бишкек, а также города республиканского значения, в том числе город Ош на юге, мэры которых назначаются по предложению Президента государства. Местное самоуправление существует наряду с местными органами государственной власти: руководство областями осуществляют губернаторы, а районами — акимы.

Мэр

С 7 июля 2008 года президент Киргизии Курманбек Бакиев подписал указ о назначении на пост мэра Наримана Тюлеева, сменившего на этом посту — Данияра Усенова. Нариман Тюлеев до этого возглавлял национальную компанию «Киргизские железные дороги». Начало деятельности Тюлеева началось с демонтажа забора перед гостиницей Hyatt Regency, который ограничивал доступ горожан к памятнику первой балерины Киргизской Республики Бюбюсары Бейшеналиевой.

Представительская власть

Представительская власть реализована как на государственном уровне, так и на местном уровне. Национальным представительским органом является парламент — Жогорку Кенеш (аналог Государственной Думы в РФ). В момент принятия декларации о независимости парламент являлся однопалатным, потом становился двухпалатным и затем вновь стал однопалатным. В настоящее время Жогорку Кенеш (парламент) состоит из 90 депутатов, избираемых сроком на пять лет по партийным спискам (пропорциональная система). На выборах в декабре 2007 года, подвергнутых за недемократичность и массовые фальсификации критике наблюдателями из числа общественных организаций и за ее пределами — Миссией ОБСЕ, Европейской сетью организаций-наблюдателей за выборами ENEMO, большинство мест получила про-президентская партия «Ак Жол» (в переводе на русский — Светлый путь). До инициированных осенью 2007 года президентом Бакиевым роспуска парламента и референдума по принятию новой конституции Жогорку Кенеш состоял из 70 депутатов, избираемых по мажоритарной системе.

Представительская власть на уровне местного самоуправления представлена местными кенешами (советами), избираемыми местными сообществами населенных пунктов. За исключением городов республиканского значения, председатели местных кенешей избираются из числа депутатов; в Бишкеке кандидаты на пост мэра предлагаются президентом государства, что умаляет значение местного самоуправления. В качестве примера несостоятельности местного самоуправления служит принятие Бишкекским городским кенешем депутатов в преддверии досрочных парламентских выборов 2007 года Правил проведения митингов, шествий, демонстраций, противоречащих действующим законам и Конституции. В последующем Конституционный суд признал данные правила не соответствующими Конституции, что в очередной раз подтвердило, что местное самоуправление все еще остается придатком государственной власти. Дата проведения выборов депутатов местных кенешей — 5 октября 2008 года. В связи с изменениями Кодекса о выборах, принятыми вместе с Конституцией референдумом в 2007 году, политические партии получили значительные полномочия на местном уровне.

Транспорт

Железнодорожный транспорт представлен небольшим отрезком — станция Луговая — город Балыкчы. Было объявлено о строительстве железной дороги в Китай. В прежние времена имелось железнодорожное сообщение с югом Киргизии городом Джалал-Абад через территорию Узбекистана. Однако с развалом СССР и объявлением Узбекистаном визового режима данное сообщение прекратило существование.

В качестве городского транспорта имеются троллейбусы, автобусы, маршрутные такси, такси. Троллейбусы используются в городе Бишкек и Нарын.

Автобусы

В Бишкеке(Фрунзе) до 1990 г. действовало около 60 городских и 26 таксомоторных маршрутов общественного транспорта. Городские перевозки осуществлялись преимущественно с использованием автобусов: Ikarus-260 (желтого цвета), Ikarus-280 (желтого цвета), ЛАЗ-695, так же имелось несколько двухдверных Ikarus-263 (работающих на маршруте № 153 агентство Аэрофлота — аэропорт «Манас»), в очень небольшом количестве использовались ЛИАЗ-677. В 1985 году во Фрунзе, на испытания, поступили автобусы ЛИАЗ-5256 красного цвета в количестве 5-8 машин, которые использовались до начала 90-х, новые автобусы этой марки не поступали Основной транспорт, используемый маршрутными такси — автомобили РАФ-2203, так же на маршрутах 121,122 следующих в аэропорт «Манас» изредка использовались польские микроавтобусы Nysa-522, а на пригородных линиях УАЗ-452. В 90-е годы основная часть Икарусов пришла в негодность, в основном частными перевозчиками использовались автобусы б/у из стран Европы, а также маршрутные такси на баз автобуса КАВЗ-685, в 2000-е годы автобусы с улиц киргизской столицы исчезли полностью а перевозки осуществляли так называемые частные «бусики» в основном переделанные из грузовых цельнометаллических фургонов марки «Мерседес», в небольшом количестве имелись «Рафики», «Газели», «Фольксвагены», и некоторые другие марки. Посадка в такие маршрутные такси осуществлялась через переднюю правую дверь, задняя правая дверь заваривалась, что давало возможность разместить в салоне дополнительно несколько пассажирских мест, сиденья стояли впритык друг к другу что создавало определенный дискомфорт, исключение составляли РАФ-2203 которые изначально являлись пассажирскими микроавтобусами. Однако большое количество всевозможных маршрутов (около 500 маршрутов, позволило обхватить перевозками все улицы города, практически не было такой улицы или переулка, по которому хоть раз в 2-3 часа не проезжало бы маршрутное такси. В 2008 году в Китае были закуплены автобусы среднего класса FAW XQ6760SH2, Yahing GS6811GH и малого Shaolin SLG6570CF, были восстановлены многие закрытые автобусные маршруты. Между городами так же имеется автобусное сообщение, в городе имеется два автовокзала Западный (новый, междугородний) и Восточный (старый пригородный).

Другим распространенным способом передвижения являются такси, курсирующие между столицей Бишкеком и некоторыми областными центрами — Таласом, Нарыном, Ошом, Джалал-Абадом. Из города Ош имеется такси в Джалал-Абад и Баткен. Каждый пассажир оплачивает стоимость поездки из расчета за одно место. В Иссык-кульском направлении из Бишкека, особенно летом, имеется значительный поток автобусов, марштурных такси и попутных такси. Из Бишкека на маршрутном такси можно добраться в город Балыкчы — бывший Рыбачье — в начале Иссык-Куля, город Чолпон-Ату — на северном берегу озера Иссык-Куль, где много пансионатов, а также город Каракол — дальняя часть котловины, считающийся административным центром Иссык-Кульской области и находящийся в 10-12 км от берега озера. Дорога в Баткен и Талас сопряжена с пересечением границы; имеются внутренние трассы, но состояние некоторых из них не всегда удовлетворительное. Планируется создание лёгкого метро и городского электропоезда — см. статью.

Средства массовой информации

Газеты
MSN
Вечерний Бишкек
Белый Парус

Информационные агентства
Business АКИpress
АКИpress
24.kg
КНИА «Кабар»

Наука и образование

Бишкек является крупнейшим научно-образовательным центром Киргизии. В Бишкеке находятся:
Национальная академия наук Кыргызской Республики,
Кыргызский Национальный Университет имени Жусупа Баласагына
Кыргызский Технический Университет имени Исхака Раззакова (бывший Фрунзенский Политехнический Институт),
Кыргызский Государственный Университет Строительства, Транспорта и Архитектуры (КГУСТА),
Кыргызский Аграрный Университет имени К. Скрябина (бывший Сельско-хозяйственный институт имени К. Скрябина),
Кыргызская государственная медицинская академия им. И. К. Ахунбаева
Кыргызско-Российский (Славянский) Университет,
Американский Университет в Центральной Азии,
Международный Университет Кыргызстана,
Кыргызско-Турецкий Университет Манас,
Бишкекская Финансово-Экономическая Академия
Ассоциация Учреждений Образования EdNet

В Бишкеке также расположены следующие научно-исследовательские организации:
Центральноазиатский институт свободного рынка

Бишкек (кирг. Бишкек) - столица Киргизии и крупнейший город страны. Основан на месте средневекового города Джуль. Составляет особую административную единицу и является городом республиканского подчинения. Старые названия - Джуль, Пишпек, Фрунзе (назван в честь М. В. Фрунзе).

Город расположен на севере Киргизии, в Чуйской долине, у предгорий Тянь-Шаня, в 40 км севернее Киргизского хребта на высоте 700-900 м над уровнем моря, в 25 км от границы с Казахстаном. Территория города составляет 127 км².

Название

По одной версии, название происходит от имени легендарного героя Бишкек-Батыра, жившего в этой местности в XVIII веке. По другой - от термина «бишкек», то есть дубинка, палица, палочка для перемешивания кумыса.

История

Дококандский период

Стоянки первобытных людей в районе современного Бишкека датируются V-IV тысячелетиями до н. э. Своим географическим положением город обязан Великому Шелковому пути. Восточная ветвь пути проходила через Чуйскую долину и здесь встречалась с другой дорогой, ведущей через Центральный Тянь-Шань. На перекрёстке этих путей располагался караван-сарай, принадлежавший кочевому тюркскому племени солто. На территории Бишкека в VII-XII вв. на месте города располагалось тюркское городище Джуль. К XVI веку окончательно прекратила существовать «шелковая дорога», исчезли города. Чуйская долина в междуречье Ала-Арчи и Аламедин стала зимним пастбищем племени солто, одного из сорока племен киргизов.

Кокандское правление

В 1825 году на территории современного города по приказу Мадали-хана была основана кокандская крепость Пишпек, размещавшая крупнейший гарнизон в Чуйской долине. Крепость стояла в центре путей кочевников с зимних пастбищ на летние и вдоль дороги на Иссык-Куль и Семиречье. В ней кокандцы собирали налог с караванов.

В составе царской России

Первое документальное упоминание о населённом пункте Пишпек даётся в книге «Описание Военных действий в Заилийском крае в 1860 году и журнал осады кокандской крепости Пишпек»:

Постоянно враждебные намъ замыслы Хокандцевъ, обнаруживавшіеся въ подстреканіи зачуйскихъ Киргизовъ къ хищническимъ вторженіямъ въ наши предѣлы, заставили корпуснаго командира Отдѣльнаго Сибирскаго Корпуса и генералъ-губернатора Западной Сибири, генерала отъ инфантеріи Гасфорда, представить на Высочайшее благоусмотрѣніе предположеніе объ экспедиціи за р. Чу для разоренія хокандскихъ крѣпостей Токмака и Пишпека. Крѣпости эти, бывшія грозою для Киргизовъ, кочующихъ внѣ нашихъ предѣловъ, служили главными пунктами, откуда распространялось на край вліяніе Хокандцевъ: въ нихъ содержался гарнизонъ изъ Хокандскихъ солдатъ, употребляемыхъ для сбора съ Киргизовъ зякета, для возбужденія ихъ противъ Русскихъ, и для подкрѣпленія хищническихъ партій небольшими отрядами.

Дважды (4 сентября 1860 года и 24 октября 1862 года) крепость была взята русскими войсками. В ноябре 1862 года крепость была разрушена, а на её месте двумя годами позже был установлен казачий пикет, затем здесь стал собираться базар. В 1868 году было основано селение Пишпек. 29 апреля 1878 года в связи с переводом в Пишпек центра Пишпекского уезда получил статус города (см. Семиреченская область).

В составе СССР

24 апреля 1924 в город прибывает чехословацкий кооператив «Интергельпо», фактически сделавший из Пишпека современный европейский город, по меркам того времени. С октября 1924 года становится административным центром Кара-Киргизской автономной области. С мая 1925 - административный центр Киргизской автономной области. 12 мая 1926 года Пишпек был переименован во Фрунзе в честь уроженца города, советского военачальника Михаила Фрунзе. С 1936 году Фрунзе - столица Киргизской Советской социалистической республики.

В 1938 году в городе Фрунзе были созданы 3 административных района: Пролетарский (ныне Ленинский), Первомайский и Свердловский. В 1962 году Пролетарский район города Фрунзе преобразован в Ленинский. В 1974 году образован Октябрьский городской район.

После обретения независимости

1 февраля 1991 года, по решению Верховного Совета Киргизской ССР, город переименован в Бишкек. 23 марта 2005 года в столице произошли события, связанные с Тюльпановой революцией, и 7 апреля 2010 - со второй революцией.

Городские символы

В лазуревом щите серебряный пояс, обременённый тремя лазуревыми лемехами в ряд. Сверху и снизу пояса по одной золотой пчеле. В вольной части герб Семиреченской области. Щит увенчан серебряною о трёх зубцах башенною короною и окружен двумя золотыми колосьями, соединёнными Александровской лентою.

Полное собрание законов Российской империи № 30174

Герб города Фрунзе был утверждён 22 сентября 1978 года городским Советом народных депутатов. Рисунок герба, созданный сотрудниками «Фрунзегорпроекта» Г. Мулявиным и А. Согоновым, победил на открытом конкурсе к 100-летию города. Цвета - белый, красный, ультрамариновый, зелёный, бронзовый. Существовал с 1978 по 1994 год. В 1991 году, после переименования города, надпись «Фрунзе» была заменена на «Бишкек».

Инициатива создания современного герба города Бишкек принадлежала бывшему мэру города Феликсу Кулову. Был выбран вариант, предоставленный графиком М. Асаналиевым и кандидатом философских наук С. Иптаровым.

Гербы города с 1908 года по настоящее время.

Архитектура

До революции

«План проектного расположения вновь предполагаемого города Пишпек» - города с застройками Европейского типа был утвержден 31 августа 1878 года. Уличная сетка разбивалась в шахматном порядке, благоприятствуя устройству арычной сети и естественной вентиляции улиц. Часть зданий в городе строились из дерева, однако большая часть делались из самана. Несмотря на полупустыню, горожане возводили сады. К началу ХХ века в Пишпеке было 40 немощёных улиц и 6 площадей.

Здание Президиума Верховного Совета КССР, 1936 г.

Первый этап строительства в Киргизии был связан с идеями конструктивизма, пришедшими в 1920-е годы. Тогда мало учитывались местные особенности. В конце 30-х годов в Бишкек приезжают профессиональные архитекторы. В годы войны здесь разместились эвакуированные предприятия, строились новые. В послевоенные годы градостроительство бурно развивается, появляются серии типовых проектов, внедряются сборные конструкции. Преобладают декоративизм и помпезность. Начиная со второй половины 50-х ведётся массовое строительство по типовым проектам. В 1970 году был утвержден новый генеральный план города.

Яркими примерами архитектуры того времени являются следующие здания:

  • Здание Фрунзенского горисполкома (сейчас мэрия города Бишкек)
  • Дом правительства Киргизской ССР
  • Гостиница Кыргызстан (сейчас отель «Хайятт»)
  • Дворец спорта
  • Театр оперы и балета
  • Политехнический техникум
  • Кинотеатр Манас

Бишкек сегодня

Город построен по ортогональному плану, что способствует его проветриванию горным воздухом. В Бишкеке - 938 улиц. Главные улицы города: проспект Манаса, проспект Чуй - ул. Ден Сяо Пина, улицы Абдрахманова, Алма-Атинская, Правды, Жибек жолу (шёлковый путь), Байтик Батыра (бывш. Советская) - Бакинская, Московская. На бульварах Эркиндик и Молодая Гвардия расположено множество детских площадок и летних кафе. Жилые районы расположены на юге: микрорайоны с 3 по 12, район «Асанбай»; на востоке: «Аламедин-1», «Восток-5»; на юго-востоке: «Кок-Жар», «Улан»; в центральной части - «Юг-2». Также ведётся активное строительство новых микрорайонов и отдельных многоэтажных жилых домов и торговых центров.

Сталинка и современное здание на ул. Фрунзе Нулевой километр в Бишкеке Строительство современных зданий возле Площади Победы

Бишкек - одна из тех "случайных столиц", что образовались на окраинах империи в ХХ веке. Говорят, давным-давно здесь стоял город Джуль на Великом Шёлковом пути. Более достоверно, что в 1825 году кокандский хан Мадали заложил две крепости на северо-восточной границе своих владений - Токмак и Пишпек. Последний в 1860-62 годах дважды взят русскими, после чего на руинах крепости обосновался казачий пикет (застава). Киргизы с южных гор и казахи северной степи встретили пришельцев благожелательно и принялись с ними торговать: к 1868 году пикет разросся до села, а в 1878 стал уездным городом Семиреченской области вместо разрушенного наводнением Токмака. К началу ХХ века Пишпек был самым маленьким из четырёх городов будущий Киргизии (6,7 тыс. жителей), но в 1924 году сюда пришла железная дорога, и Пишпек, два года спустя переименованный в Фрунзе, стал столицей киргизской автономии в СССР.

Фрунзе мне описывали как интеллигентный, в основном европейский город зелёных улиц и больших заводов. Глядя на нынешний Бишкек, в это поверить сложно. Как уездный город Семиречья, он слегка напоминает Алма-Ату: тот же советско-русско-кочевничий сплав, те же две речки с гор (Ала-Арча и Аламедин) и арыки вдоль улиц, та же "этно-советская" архитектура, такие же горы над южной окраиной, даже деление на "верх" и "низ"... вот только Бишкек относительно своих гор стоит ниже по склону! Как известно, в Алма-Ате цивильность и благополучие убывают сверху вниз, и вот если мысленно продолжить её ещё ниже - получится приблизительный образ Бишкека. Русские отсюда стремительно уезжают, киргизы - ещё стремительнее прибывают, и здешний "понаеханск" куда как хуже московского. Перестав быть Фрунзе, Бишкек вырос в полтора раза - с 625 до 875 тысяч только по официальным данным, а тут живёт где-то полтора миллиона. Но рост Бишкека бесконтролен, нищая вольница не способствует порядку, а потому город выглядит провинциальным и неустроенным. Как ни пытался я полюбить Бишкек, а не смог: думаю, не ошибусь, сказав, что это худшая из постсоветских столиц.

Однако столица есть столица, и о Бишкеке будет 6 постов - 3 про советский центр, один про Старый город, один про сопку Чон-Арык. Но начнём именно с "понаеханской" грани - базаров и вокзалов, благо транспортная система советского Фрунзе с аж шестью терминалами ("старые" и "новые" вокзалы, автовокзалы и аэропорты) действительно интересна.

Бишкек, в отличие от Алма-Аты, стоит всё-таки не на склоне, а в предгорьях, поэтому основная его ориентация - "горизонтальная": главные оси тянутся с запада на восток сквозь всю Чуйскую долину, нанизывая окрестные сёла. Собственно, таковых осей две, по разные стороны центра: на юге - железная дорога, а на севере - сквозной проспект Жибек-Жолу (Шёлковый путь), в прошлом Ташкентская улица (показательно, что другая экс-Ташкентская занимает аналогичное место в Алма-Ате). На последнем стоят два автовокзала - Новый Западный и Старый Восточный.

2.

Восточный действительно старый - редчайший пример автовокзала в сталинском стиле: прежде я видел такие лишь в и некоторых городах на шоссе Москва-Крым (Тула, Орёл). На самом деле сталианс тут сильно запоздалый - 1962 года. Ныне этот автовокзал служит внутриобластным (как в Алма-Ате восточный Саяхат), причём только по восточной половине Чуйской области. Мы ездили с него в Токмак, а внутрь зайти не сподобились - но как образец жанра он безусловно интересен:

3.

Западный (или Новый) автовокзал (расположением примерно соответствующий алматинскому автовокзалу "Сайран") в куда более ординарном здании 1970-х годов - это главный транспортный узел Северной Киргизии. Так как у подавляющего большинства местных маршруток и частников нет чёткого расписания и курсируют они по заполнению, от собственно автовокзала на несколько кварталов тянутся "лежбища": здесь - микроавтобусы в Каракол, там - минивэны в Чолпон-Ату, тут - частники в Нарын, а вот это - частники опять же в Каракол... Главные ворота столицы, это местная "площадь Трёх Вокзалов", и как говорят знающие люди - самое опасное для путешественника место Киргизии: если в целом по стране полиции мало и она не зловредная, здесь исправно практикуется всё то, чем "славится" Средняя Азия, только из-за отсутствия "законных оснований" вроде регистрации в 3-дневный срок - ещё более нагло.

4.

Раннее утро, в предрассветных сумерках мы с darkiya_v ждём заполнения машины в Чолпон-Ату. Между тем, по ходу повествования нам в ту сторону - далёкий флаг отмечает Ошский рынок:

5.

Представьте себе, что Черкизон находится в пешей досягаемости от Трёх Вокзалов - вот нечто подобное и представляет собой западная половина бишкекского центра. Главная "вертикальная" улица Кулиева отмечена высоковольткой:

6.

На самом деле это вполне себе исторический район Дунганской слободы: о дунганах, то есть китайцах-мусульманах (хуэй, в противоположность "обычным китайцам" хань), бежавших в Россию после Кульджинского восстания 1870-х годов, я уже рассказывал . В Пишпеке к концу 19 века их община была вторая по величине (около четрвети населения) после русской. Однако со временем дунгане покинули город и разошлись по окрестным сёлам, и сейчас здесь почти не живут.

7.

Когда-то здесь стояла дунганская мечеть, сгоревшая в Гражданскую войну - редкий и очень самобытный памятник, так как мечети они строили в китайской традиции - такие сохранились в и Караколе . От пишпекской же не осталось даже толковых фотографий, нынешняя Дунганская мечеть стоит где-то на севере города и внешне ничем не примечательна, но купол типовой киргизской мечети над грязными улочками Дунганки знаменует преемственность. Там, за этими трущобами и зеленью Ала-Арчинского кладбища - вполне цивильный городской центр:

8.

Между тем, мы вышли на Чуйский проспект - третья ось "запад-восток", главная улица центра, нанизывающая на себя главные площади, а на восточной окраине теряющаяся в промзоне. Парой кварталов западнее (правее относительно кадра) - Шлагбаум, фактически ещё одна автостанция (хотя и без здания-терминала), обслуживающая западную половину Чуйской области, и так как я квартировал в селе Садовом в 40 километрах западнее города, Шлагбаумом начинался и заканчивался каждый мой день в кыргызстанской столице. Впереди же, от Чуйского проспекта почти до железной дороги, простирается Ошский рынок:

9.

Женщины в длинных платьях на кадре выше не случайно - тут находится "лежбище" минивэнов на Джалал-Абад: рынок действительно Ошский - он сам себе автостанция, связующая со столицей Южную Киргизию. Дорога туда тяжёлая, порядка 500 километров по горам - для легковушки это 7-10 часов. "Лежбищ" тут несколько, ошские таксисты дежурят с другой стороны рынка, и почему-то берут чуть дешевле джалал-абадских. Но впрочем, Южная Киргизия - не самое дальнее место, куда отсюда можно уехать:

10.

А благополучно вернувшись из страны, где много денег и тебе не рады - купить какую-нибудь красивую штуку в родной дом:

11.

Вообще, купить тут можно практически что угодно: одежда и мебель, книги и автозапчасти, бытовая техника и сувениры, снаряга хоть для альпиниста, хоть для конника-чабана, стройматериалы и элементы юрт... Самые интересные прилавки я показывал - но не стоит думать, что у базара какой-то этнический уклон - нет, на 9/10 это самый обычный рынок, просто запредельно большой. Собственно Ош-базар - в корпусах позднесоветской постройки:

12.

Здесь я единственный раз в Киргизии поимел дело с милицией. Интересу ради решил углубиться в базар, и тут навстречу двое товарищей в форме. Конечно, не заметить меня они не могли:
-Мужчина! Ваши документы?
Досматривать меня повели как раз в этот красный контейнер - у них там гнездо. Я в принципе был спокоен - денег при мне было немного, "фотографии стратегических объектов" их вряд ли могли бы заинтересовать, да и в конце концов я знал, кому звонить в случае эксцессов: Света из Садового, у которой я вписывался, всех знает, а кого не знает - того уболтает, и к тому же в этот момент (как я узнал вечером) тоже была на рынке. Однако всё решилось проще: полицейские задали дежурный вопрос "И как вам в Кыргызстане?" - и дальше я перехватил инициативу, задействовав все свои ораторские способности: минут на пять толкнул довольно складную речь о том, где был, как мне в Киргизии понравилось и - главный упор - что у вас тут такие люди хорошие, такая страна свободная, никто меня тут не обижал, ни разу ещё никаких неприятностей не было, не то что в соседнем Казахстане... Копы заслушались, и видимо не захотели стать первыми киргизами, которые меня обидят, уподобившись казахам, поэтому даже толком не досмотрев, отпустили с миром. В общем, из трёх стычек с полицией в ту двухмесячную поездку (ещё на вокзалах и ) эта была самой забавной.
Покинув контейнер, я решил по базару уже не ходить (да и менты намекнули, что мне как явно неместному там может быть небезопасно) и пошёл по той же улице дальше на юг. Вот эта грязная канава - ни что иное, как Ала-Арча, местный аналог Большой Алматинки (а вместо Малой - речка Аламедин, протекающая восточнее центра). Горные реки питаются талым снегом, и потому в сентябре-октябре практически высыхают, зато по весне тут будет мощный прохладный поток:

13.

Баки в перспективе русла - местный пивзавод, причём слышал, пиво тут неплохое (сам не пробовал, и вообще пиво не люблю). Рынок сменяет прижелезнодорожная промзона, и с другой стороны видны мясокомбинат и завод сельхозтехники имени Фрунзе - не знаю, работают ли они. Машины на переднем плане же - лежбище ошских такси, с которыми я договорился забрать нас утром прямо из Садового и добросить до Джалал-Абада:

14.

Промзона по-кыргызстански:

15.

Там дальше есть ещё Бишкекский машиностроительный завод, эвакуированный в 1941 году из (который собственно и был основан в 1787 году вместе с "первоначальным" заводом) и вроде бы ещё работающий. Но до него я не дошёл, увидев лишь какие-то пекарни. Белый корпус, скорее всего, 1920-х годов: благополучно переживший революцию модерн - главная "изюминка" бишкекской архитектуры.

16.

Ну вот и железная дорога. О её печальной судьбе я уже писал в - железнодорожная сеть республики оказалась разорвана на несколько небольших линий, заходящих в неё из Казахстана и Узбекистана. Тем не менее, эта линия, от Турксиба на Иссык-Куль - самая крупная, и по ней даже проходит 2-3 пары пассажирских поездов в день (дизель на Мерке, дальние на Москву и, не ежедневно, Новокузнецк и Екатеринбург). В этой же промзоне - депо и единственный в Киргизии локомотиворемонтный завод, на который через 6 (!) границ приходится гонять технику с Юга.
Однако именно эта дорога, по сути вторая ветвь Турксиба от казахстанской станции Мерке, и начала превращение уездного Пишпека в азиатскую столицу.

17.

Пассажирский станций в Бишкеке также две, и место, к которому я вышел, находится между ними. Тремя километрами восточнее - центральная станция Бишкек-2, к которой я ходил в другой день и в другое время: к нему ведёт бульвар Эркиндик (Свободы) почти от главной площади, о котором я сделаю ещё отдельный пост - за спиной у меня остался конный памятник Фрунзе. Вокзал построен в 1930-38 годах, и совершенно не классицифицируется по стилю - не конструктивизм, не сталианс... а как будто бы такой совсем уж запоздалый модерн:

18.

Обратите внимание, как тихо и пусто на площади, и эти такси скорее всего ждут сотрудников вокзала - общественный транспорт сюда если и ходит, то крайне редко. Заброшена даже привокзальная гостиница - вот эта сталинка за забором, ожидающая сноса. Помимо четырёх вышеупомянутых "западных" поездов, есть ещё два восточных - круглогодичный дизель в Токмак (вроде бы дважды в день) и летний - в Балыкчи на Иссык-Куле. Кстати, КирЖД работает по московскому времени!

19.

Интерьер. Залы ожидания оказались закрыты, а в центральном зале очень красивый потолок:

20.

Со стороны путей фасад можно снять только вблизи - иначе мешают деревья. Прибывающих поездом встречает орёл. В принципе в Москве я не раз видел людей, берующих билет до Бишкека, то есть наверное в момент прибытия и отправления поезда тут всё меняется.

21.

Но парадоксальным образом, большую часть времени киргизские вокзалы - это тишь да гладь. К слову, тут дежурил мент, но на меня не обратил никакого внимания.

22.

Если же от того переезда с кадров №16-17 пройти полтора километра на запад (что я и, собственно, сделал) - можно выйти к станции Бишкек-1, в народе известной как Старый вокзал... да и то лишь жителям окрестных районов, в остальном городе это место в принципе как вокзал не воспринимают. Между тем, памятник интереснейший - при всей дореволюционности своих форм, он был построен в 1924 году, видимо как "времянка" до постройки Бишкека-2.

23.

Вид со стороны путей - сейчас тут поезд останавливается ровно дважды в сутки (дизель Бишкек-Мерке), а в остальное время та же пустота, чистота и уют, столь непривычные в Бишкеке. Рядом, правда, какое-то крупное "гнездо ментов", и людям в форме я старался на глаза не попадаться: второстепенные тихие станции в крупных городах - одно из любимых мест для "ловли злоумышленников" (с реабилитацией после небольшого "штрафа").

24.

В зале ожидания же самое классное - цветная плитка пола, сделанная ещё в 1914 году в Варшаве... как странно тут это звучит:

25.

Причём хорошо видно, что она досталась советской власти едва ли не случайно и большинство фигур на полу явно "лепились из того что было":

26.

Окрестный район по сей день известен как Пишпек - это название оставалось за станцией до 1991 года, в то время как нынешний Бишкек-2 был собственно станцией Фрунзе. У вокзала скверик, в скверике традиционный обелиск Великой Отечественной:

27.

Рядом небольшой Клуб железнодорожников:

28.

По окрестным дворам стоят путейские дома характерной архитектуры. Даже интересно - это просто дореволюционные проекты реализовали в 1920-х, или всё же проектировали с нуля, но в старом стиле?

29.

Похожий "путейский городок" есть в , куда железная дорога пришла тоже в 1920-е годы - там правда старый вокзал не сохранился, но ДК ЖД гораздо крупнее и красивее.

30.

А сами дворы вокруг Бишкека-1 тихи, уютны и в основном русскоязычны. Соотношение русских и киргизов (60% и 25%) во Фрунзе и Бишкеке поменялось на противоположное, и у меня такое чувство, что эти кварталы у станции - маленький Остров Фрунзе.

31.

Ещё тут есть довольно опрятный парк железнодоржников, где я посидел на лавочке и передохнул, возможно ещё какие-то дома в стиле "советского модерна" и промзона неясного возраста:

32.

А прилегающий с юга район лучше всего смотрится вертикально сверху: Бишкек-1 виден в левом верхнем углу. Грандиозных размеров ипподром (850м в длину) был, по рассказам Светы, одним из лучших в СССР, но в общем и у киргизов без дела не простаивает - национальных видов конного спорта у них очень много, взять хоть упомянутое в прошлой части "козлодрание". А рядом с ипподромом - Рабочий городок: так этот район отмечен на всех картах, но никакой информации о его происхождении мне найти не удалось:

33.

Однако, судя по планировке, это ни что иное, как "город-сад " 1920-х годов: популярная в те годы концепция создания идеальной городской среды, зародившаяся ещё до Первой Мировой войны в Англии. Налицо все признаки: круговая планировка (диаметр 1400м), 2 главных диаметра и ещё два радиуса, круглая площадь в центре да малоэтажная застройка. К таким городам-садам относится московский Сокол, калининградский ... Так и оказалось: первым же комментарием igor_alla дал мне наводку на исторический материал : если вкратце, Фрунзе 1920-х годов поднимали энтузиасты из Чехословакии, прибывшие сюда в количестве около двух тысяч человек и организовавшие кооператив "Интергельпо" ("Взаимопомщь"), причём название его было не чешским или латинским, а на искуственном языке эсперанто. Интергельпо посещал Юлиус Фучик, а несколько лет раннего детства провёл Александр Дубчек, впоследствии вошедший в историю как лидер "Пражской весны". "Интергельпо" построило важнейшие заводы и общественные здания довоенного города, и Рабочий городок был лишь одним из его проектов.
У одного из входов здание, в котором мне страшно хотелось увидеть недобитый конструктивизм... хотя конечно это крайне маловероятно.

34.

И в общем в Рабочем городке меня ждало тотальное разочарование: город-сад ныне скорее город-пустырь - грязные улицы без асфальта, высокие заборы, совершенно невзрачные дома и заросшая, загаженная центральная площадь. Если не знать, как это выглядит сверху - заподозрить что-то интересное здесь очень маловероятно. Мне же запомнились лишь узкие боковые улочки:

35.

В общем, я поймал маршрутку и поехал наверх. Маршрутка привезла меня в довольно приличный район - просторный и в основном новостроечный. Оттуда же был снят и вводный кадр - Тянь-Шань совсем рядом. Здесь же огромное здание Центра охраны детства и материнства, обилие машин и людей вокруг которого наглядно свидетельствует о положительном балансе рождаемости. Но самое интересное другое - всё это ни что иное, как постепенно застраиваемый Старый аэропорт:

36.

Следующей маршруткой я выехал на проспект Мира (Тынчтык) - главную в Бишкеке "вертикальную" ось. Тут тоже в принципе довольно тихо и относительно цивильно, а в улицах появляется ощутимый уклон - то есть (относительно ближайших гор, а не уровня моря) Бишкек здесь подходит к тем же высотам, на которых стоит Нижняя Алма-Ата.

37.

Чуть выше направо отходит безымянная улица среди новостроек - у её начала типовой для этих краёв конный памятник некоему Кочурбай-батыру (ничего о нём не нашёл), а в перспективе просматривается явно сталинская башенка и небольшой памятник кому-то из советских лётчиков (так как таблички нет, точнее сказать не могу):

38.

42.

Основу его составаляют, как водится, маршрутки - причём не убитые "газельки" и списанные автобусы из Кореи и Японии, а "Мерседесы" и "Форды". Нет здесь и столь характерных для соседнего Казахстана зазывал. Но, как и в Кишинёве, микроавтобусы тут со стоячими местами - только если в кишинёвских маршрутках отсутствует правый ряд кресел, то в бишкекских площадка расчищена за счёт нескольких передних рядов. И в принципе, после этих двух городов "маршрутки со стоячими местами" у меня стали плотно ассоциироваться с крайней бедностью страны.

43.

Тем не менее, муниципальный транспорт в Бишкеке тоже есть: иногда мне на глаза попадались китайские автобусы Yaxing (такой современный аналог ПАЗиков), и довольно часто на центральных улицах можно встретить троллейбус , существующий в Бишкеке с 1951 года. Вроде бы некоторое время назад он закрывался, но потом внезапно ожил, и сейчас чувствует себя неплохо - 8 маршрутов, около 200 машин, как советских, так и свежезакупленных. Правда, проехаться на троллейбусе как-то не задалось...
Осенью проезд в маршрутках стоил 10 сом (7 рублей), в муниципальном транспорте - 7 сом (5 рублей), то есть чуть дешевле, чем в Кишинёве. Теоретически, есть проект в 2020 году построить тут лёгкое метро из двух линий, но как-то мне в него не верится...

44.

А в основном Бишкек застроен примерно такими домами - столь характерные для Средней Азии многоэтажки 1970-80-х, при этом достаточно живописные:

45.

А часто ещё и с этническими мотивами:

46.

Вообще, довольно странно - чем менее развитая была ССР, тем красивее в ней строили в позднесоветское время - пока (а я объехал только половину республик) впечатление такое:

47.


Но едва ли не большую площадь, чем микрорайоны и центр, в Бишкеке занимает частный сектор довольно неприглядного вида. Где-то слышал оборот "глиняный пояс шахида" - по окраинам и на пустырях огромными темпами идёт стихийное строительство, особенно ускорявшееся после каждой из двух революций. В основном за счёт обитателей этих домов Бишкек и вырос почти до миллиона, ну а что это за люди и как они себя ведут в случае беспорядков - думаю, пояснять не надо... (дежурное - ну не все, конечно, навеняка большинство здешних жителей - адекватные и незлобные люди, но процент агрессивного быдла всё же несколько выше, чем в среднем по городу).

48.

На одной из низших точек Бишкека - рынок "Дордой", размерами (если судить по карте) превосходящий Ош-базар примерно вдвое - говорят, он уже давно оставил позади все базары Ташкента и Ферганской долины, и стал крупнейшим рынком на всём постсоветском пространстве. И "Дордой", и Глиняный пояс мы видели лишь из окна маршруток:

49.

Ну а последняя деталь бишкекского пейзажа - это ТЭЦ , стоящая на восточной окраине у железной дороги. Пущенная в 1961 году и с тех пор не раз расширявшаяся (правда, только в советское время), она примечательна своей 300-метровой, явно сейсмоустойчивой главной трубой (1989). В Средней Азии вообще хватает сверх-высоких труб (в так и вовсе высочайшая в мире!), построенных в 1980-е годы. Бишкекская труба - самая высокая в мире из расположенных в столицах государств (наряду с Варшавой, там тоже есть 300-метровая труба электростанции), и видна в городе реально из любой точки.. Бугор на заднем плане же - Чон-Арык, местный неокультуренный аналог . Вокруг столицы же, как видите, местность уютна и плодородна, орошаемая водами Большого Чуйского канала (1958-76), проходящего на северных окраинах прямо через город. Вот только долго ли эти поля и лесопосадки протянут под натиском раздувающейся столицы?

50.

Уууфф... На самом деле в этой части я показал самые неприглядыне стороны Бишкека - толчею базаров и автовокзалов, трущобы окраин и Рабочего городка, упадок железных дорог и расцвет стихийной торговли. В следующих трёх частях о куда более благовидных центральных районах - площади Ала-Тоо, "горизонтальном" Чуйском проспекте и "вертикальном" бульваре Эркиндык (все с окрестностями) соответственно.

КИРГИЗИЯ-2013
. Обзор поездки.. Реалии современности.
, живые и мёртвые.
Бишкек и Чуйская долина .
Вокзалы и базары.
Площадь Ала-Тоо.
Чуйский проспект.
Бульвар Эркиндык.
Шёлковый путь и Старый Пишпек..
Чон-Арык и виды города.
. Сёла Чуйской долины.
Токмак и Буранское городище. Древняя столица Восточного Туркестана.
Иссык-Куль
Дорога на Иссык-Куль. Боомское ущелье и Балыкчи (Рыбачье).
Вокруг Иссык-Куля. Деревни и пейзажи.
Чолпон-Ата. Иссык-Кульский курорт.
Каракол (Пржевальск). Старый город.
Каракол (Пржевальск). Общий колорит.
Пристань-Пржевальск.
Каракольское ущелье.
Ущелье Жеты-Огуз.
Тамга и Барскаонское ущелье.
Заоблачное плато Арабель.
Нарынская область .
Балыкчи - Нарын. Дорога через горы.
Чон-Туз и Араголь. Окрестности Кочкорки.
Нарын. Город на двух километрах.
Дорога на Таш-Рабат.
Таш-Рабат и .
Дорога Бишкек-Ош .
Северная половина.
Южная половина.
Базары Южной Киргизии.
Южная Киргизия .
Джалал-Абад, где лечился Иов.
Майли-Сай (Майлуу-Суу). Город.
Майли-Сай (Майлуу-Суу). Урановые рудники.
Арсланбоб. Кишлак и ореховый лес.
Арсланбоб. Горы и водопады.
Узген. Узбекистан в Киргизии.
Ош уездный и советский.
Ош восточный.
Ош. Вокруг Сулейман-горы.
Ош. Сулейман-гора.