Мост через реку гар во франции. Акведук пон-дю-гар - древнеримское наследие

Ним (Nimes) - старинный город на юге Франции в провинции Лангедок-Руссильон, на границе с Провансом. Когда-то давно он был захвачен древними римлянами, которые в отличие от современной молодежи, пишущей на стенах "Здесь был Вася", сначала строили эти самые стены дворцов, амфитеатров, акведуков и прочих архитектурных творений, доживших до наших дней, а уж затем писали на них "Здесь был Цезарь". Так-то память о людях сохраняется подольше, и Ним в этом плане - типичный город-памятник.

Уже традиционно начну свой рассказ о посещении Нима с людей, благодаря которым мы там оказались. Это красивая французская пара каучсерферов: Натали и Шарль - они пригласили нас остановиться в их квартире в историческом центре города. Квартира с высокими потолками с лепниной, огромными окнами, выходящими на узкие пешеходные улицы, и камином, украшенным старинным мопедом, доставшимся Шарлю от его дяди.

Натали и Шарль - любители 1960-х. Это заметно и по стилю одежды ребят, и в интерьере их дома, и в музыке, наполняющей их жилище. Даже машина у них из того времени.

К сожалению, с Шарлем мы провели только один вечер (на следующий день он уехал в командировку в Париж), но успели попробовать приготовленные им лазанью и вкусные апельсиновые цукаты в шоколаде. Надо сказать, что готовит он очень вкусно, так что собственное кафе, которое он собирается открыть через год, обречено на успех.

Натали - бывший океанолог и начинающий педагог, с ней нам довелось пообщаться значительно больше, и это общение было очень приятным и познавательным. Например, мы узнали от нее, что черствые ломтики булки, размоченные в молоке с яйцом и обжаренные на сковородке, которые часто готовит моя мама, оказывается, тоже популярны во Франции. Называется у них это блюдо очень подозрительно для русского слуха: "пан пердю". А Натали, благодаря Юле, попробовала карельские калитки.

Дом, в котором живут ребята, ну просто напрашивался на то, чтобы устроить там фотосессию.

Ну а теперь пройдемся по древнеримским и современно-нимским достопримечательностям. Одна из них это Амфитеатр или Арена Нима , построенная в I веке нашей эры по образу и подобию римского Колизея. Так же, как и в Риме , здесь проводились бои гладиаторов с дикими животными, а также поединки заключенных, приговоренных к смерти. Кровавые зрелища собирали до 25000 зрителей. Позже Арена использовалась в качестве крепости, а внутри нее было много жилых построек. И лишь в XIX веке зданию вернули первоначальный облик, выселив всех обитателей.

Еще один след Римской империи - храм Мезон Карре (с французского - "квадратный дом"). В настоящее время здесь размещена экспозиция древнеримского искусства.

От античного искусства перейдем ненадолго к искусству современному.

По совету Натали и Шарля мы отправились на прогулку в

Рядом с садом пожилые французы играют в петанк. Игра неспешная, между мужчины неторопливо беседуют. Социальная игра - вроде нашего домино или городков когда-то.

Сады были разбиты в 1745 году и неплохо сохранились. Золотые рыбки и рыбины в искуственном водоеме привлекают внимание гуляющих.

Сад фонтанов - отличное место для отдыха.

Мартин-Тигруля.

Да и вообще, оранжевый - наш семейный цвет.

На холме над садами возвышается еще одно свидетельство древнеримской цивилизации - башня Мань. Каких-таких "Мань", спросит любопытный читатель. "Tour Magne" - с французского "большая башня". На самом деле, не такая уж и большая - всего 36 метров в высоту в свои лучшие времена, а сейчас и того меньше. В 1601 году местный садовник нашел в пророчествах Нострадамуса свидетельства о том, что под башней зарыт клад, и добился разрешения на раскопки. Из-за них башня была опустошена и частично обрушилась, потеряв в высоте несколько метров. Надо ли говорить, что клад так и не нашли? Сегодня за плату в несколько евро можно подняться наверх и насладиться видами Нима с высоты.

Впрочем, вид с холма и без башни отличный. Портят его только несколько безвкусных высоток, построенных в центре города. Вот от кого, а от францзов с их утонченным вкусом я такого не ожидал.

Еще один артефакт: Храм Дианы. На табличке рядом на пяти языках написано, что залезать на него категорически запрещено. Видимо, были прецеденты.

От Сада фонтанов в даль уходит проспект Жан Жорес с симпатичной пешеходной зоной.

Но самым впечатляющим древнеримским строением является без сомнения акведук Пон-дю-Гар , находящийся в 30 км на северо-востоке от Нима. Он перекинут через реку Гардон (раньше называлась Гар), и название "Pont du Gard" означает "мост через Гар". Являясь частью 50-километрового водопровода, он служил для снабжения Нима водой. После падения Римской Империи водопровод перестал действовать, а акведук еще долгое время использовался в качестве моста.

К акведуку можно подъехать с двух сторон. Большинство посетителей приезжает с той, куда ведут все указатели. На другом берегу реки подъезд обычно более свободный. Но мы были там в конце марта да еще и вечером, так что туристов практически не было, и у нас был уникальный шанс прогуляться по совершенно пустому акведуку.

Еще пару лет назад доступ сюда был свободным, платная парковка была лишь со стороны главного входа. Но теперь приходится платить, с какой бы стороны вы ни подъехали. Кажется, 18 евро с машины.

Кстати, этот акведук изображен на купюре в 5 евро.

Вечер - самое лучшее время для посещения Пон-дю-Гар, не только из-за отсутствия большого количества туристов, но и из-за лучшего вида. Вот и к нашему приезду весь день затянутое тучами небо прояснилось, и акведук предстал пред нами в мягких закатных лучах.

Доступ на третий ярус закрыт решеткой и дверью, и с такого ракурса никогда не догадаешься о массивности этого сооружения.

Вход на третий ярус с другой стороны.

Солнце скрылось, а значит и нам пора двигаться дальше...

Пон-дю-Гар (Pont du Gard) - древнеримский акведук перекинутый через реку Гардон неподалеку от французского города Ним. Размеры акведука просто потрясают и делают его самым большим акведуком римской империи. Длина моста 275 метров, высота 47 метров. В этик краях мы оказались совершенно случайно. Сайт французских железных дорог (SNCF) почему-то решил что именно в Ниме (Nimes) нам будет удобнее всего произвести пересадку с поезда Париж — Монпелье на поезд Лион — Барселона.

Про акведук мы узнали когда стали интересоваться, чем же можно заняться во время двухчасовой пересадки в Ниме. В итоге мы увеличили время пересадки до 6 часов, арендовали машину и поехали к акведуку. Про акведук мы знали только одно — географические координаты.

Мы планировали подъехать к мосту по небольшой грунтовой дороге и последние 400 метров пройти по лесной тропе. Но не тут то было. На месте выяснилось, что на левом берегу реки Гардон построен целый туристический комплекс с огромной парковкой, лекторием, выставочными павильонами и т.п. Посещение акведука обошлось нам в 18 евро. Самым удачным нам показался «паромный» тариф — машина + 4 человека. Как попасть к акведуку без машины для нас осталось загадкой.

Строительство акведука велось в середина I в. н. э. Строился он без применения скрепляющего раствора (извести) и представлял собой составную часть 50-километрового водопровода, который вёл в Ним из Юзеса. Акведук трёхъярусный: в нижнем ярусе шесть арок, в среднем - одиннадцать, в верхнем - тридцать пять. По мере приближения к берегу ширина арок уменьшается.

Жёлоб для воды. Акведук Пон-дю-Гар.

На правом берегу вода с виадука сразу попадала в тоннель. Чем-то напомнило .


Как добраться .
На поезде .
До Нима:
- из Парижа от вокзала Gare de Lyon поезда 7 раз в день, время в пути - 3 часа, цена билета - 70 евро;
- из Арля (Arles) поезда 10 раз в день, время в пути 30 мин, цена билета - 8 евро;
- из Монпелье (Montpellier) поезда 15 раз в день, время в пути 1 ч 15 мин, цена билета 12 евро;
- из Авиньона (Avignon) время в пути - 30 мин, цена билета 13 евро;
- из Марселя (Marseilles) поезда 12 раз в день, время в пути 30 мин, цена билета - 8 евро.

Далее - автобусом, автовокзалы обычно расположены рядом с ж/д вокзалом города.
- из Нима автобусы 6 раз в день, время в пути - 50 мин, цена билета - 7 евро.
- из Авиньона автобусы 6-8 раз в день, время в пути - 1 ч 30 мин, цена билета - 8 евро.
- из Арля автобусы 6-8 раз в день, время в пути - 45 мин, цена билета - 6 евро.

Автобусы останавливаются в 1 км к северу от моста.

На автомобиле :
- от Нима: D6086, D19.
- от Авиньона: N100, D6100, D19.

На что посмотреть : Гарский мост - одно из чудес античности. Величественный акведук - функциональное инженерно-техническое сооружение без каких-либо декоративных элементов, предназначенное для водоснабжения, но выполненное со впечатляющим архитектурным изяществом. Надпись на акведуке свидетельствует, что он сооружен в 19 году до н. э. при полководце и проконсуле Агриппе, друге и зяте императора Августа. Однако некоторые археологи и историки оспаривают эту дату. Они считают, что постройка столь высокого технического уровня могла возникнуть лишь в более поздние времена - в период с 40 по 60 гг. н.э. Он составлял часть системы водоснабжения (общая длина 50 км, от источника возле Юзе по каналам, акведукам и туннелям) города Нима, чтобы подавать ежедневно в него до 20 000 м3 свежей воды. Город Ним образовался и рос благодаря культу местного водного божества, которому приписывалась чудодейственная целебная сила. От этого божества по имени Немаузас происходит и название города. Под властью римлян территория Нима достигла 202 гектаров, а население насчитывало 50 000 человек. Современные подсчеты показали, что благодаря акведуку каждый житель города мог расходовать по 400 литров воды ежедневно.

Трехъярусный акведук высотой 49 м (самый высокий сохранившийся древнеримский акведук) соединяет берега реки Гардон (прежде называемую Гар). Длина его 275 метров, высота 47 метров. Можно представить, какое впечатление производил он на галлов, поражая их мощью и величием римских достижений.

Долгое время считалось, что Пон-дю-Гар был воздвигнут для снабжения водой города Нима по приказу Марка Агриппы, зятя императора Октавиана Августа (ок. 19 г. до н.э.). Новейшие исследования свидетельствуют о том, что строительство велось в середине I в. н. э. На камнях моста до сих пор можно увидеть отметки, сделанные рукой древних строителей, например на передней стороне моста слева под № 3 - "FR S III - frons sinistra".

Интересно, что огромные каменные блоки (некоторые весят более 5 т) сложены без применения раствора. Акведук трёхъярусный: в нижнем ярусе шесть арок, в среднем — одиннадцать, в верхнем — тридцать пять, непосредственно по которому и пролегает водопровод. По мере приближения к берегу, ширина арок уменьшается. Каменные блоки сложены простой кладкой, без облицовки; выпирающие по сторонам необработанные камни использовались в качестве опор для деревянных строительных лесов. Эти торчащие камни выглядят не слишком изящно и придают всему облику сооружения некую архитектурную незавершенность. Но, судя по всему, они были нужны для ухода за акведуком. Поскольку вода в этих местах очень насыщена минеральными солями, отложения их со временем наслаивались на дно водопровода, и их надо было удалять. С верхней аркады в тех ее местах, где выпали камни перекрытия, можно разглядеть дно водопровода. Уклон самого акведука составляет 1: 3000, перепад высот между начальной (источник) и конечной (Ним) точками равен 17 метрам. К изумлению ученых, выяснилось, что лишь одна из шести нижних арок моста является несущей. К тому же Пон-дю-Гар пересекает реку не под прямым углом, а слегка выгнут навстречу течению. Такая конструкция сооружения должна противостоять сезонным паводкам.

Что же происходило с водой в конце акведука? В Ниме и сегодня еще можно осмотреть хорошо сохранившийся водосборник - так называемый "кастеллум дивизориум" (castellum divisorium). Это круглый резервуар диаметром около 6 метров. Вода из акведука стекала в эту емкость, а уходила отсюда в пяти различных направлениях по системе свинцовых спаренных труб водопровода вода распределялась по всему городу. Три отверстия на дне резервуара служили, очевидно, для очистного спуска.

Мост использовался по прямому назначению до IX в., а потом из-за отсутствия ухода и ремонта вышел из строя. Вдоль акведука шла проезжая часть римской дороги. В XVII веке непосредственно нижняя аркада была приспособлена под мост. И еще до недавнего времени по акведуку, "сработанному еще рабами Рима", сохранялось автомобильное движение, хотя в 1747 г. неподалёку был построен современный мост. Сейчас оно запрещено: для пропуска габаритных транспортных средств часть опор была выдолблена, что создавало угрозу обвала всего сооружения. Мост-акведук включен в Список исторического и культурного наследия ЮНЕСКО с 1985 г.

От виадука – к акведуку 🙂 Именно этим принципом мы руководствовались, когда решили посмотреть на древнеримский Пон-дю-Гар, расположенный не так уж и далеко от .

Неугомонные древние римляне переплюнули тут самих себя, забабахав акведук высотой с современный 16-этажный дом. Перекинутый через реку Гардон, этот гигантский мост был частью 50-километрового водопровода, снабжающего питьевой водой древнейший на нынешней французской территории римский город Ним (Nimes).

Добраться до Pont du Gard довольно легко, на всем пути знаки хорошо расставлены. Существует такой момент: парковки есть на обеих берегах реки, но на левом просто толпы, даже столпотворение из туристических автобусов. На правом же берегу была тишь да гладь, бесплатная стоянка, да приятная тенистая аллея, ведущая к акведуку.

У учёных нет однозначного ответа о времени сооружения этого акведука. Одни считают, что он был построен в 19 году до н.э., другие – что в середине 1-го века н.э. Пон-дю-Гар возведён из каменных блоков, некоторые из которых весят почти 6 тонн, и уложены друг на друга без скрепляющего раствора.

На правом берегу, немного не доходя до самого строения, есть старая каменная лестница, поднявшись по которой до обзорной площадки, можно посмотреть на мост сверху.

Река Гардон (она же Гар или Гард) с высоты выглядит весьма живописно. Протяженностью 133 километра, она заканчивается, впадая в Рону.

Акведук трёхъярусный: в нижнем ярусе шесть арок, в среднем – одиннадцать, в верхнем – тридцать пять. По мере приближения к берегу ширина арок уменьшается.

В древние времена Pont du Gard подсоединялся к водозабору, от которого в пяти направлениях расходились трубы. Транспортировка воды только за счёт силы тяжести была очень эффективна: через акведук проходило 20 000 кубических метров воды в день.

К 9-му веку акведуком перестали пользоваться по назначению, превратив его в обычный мост (проработал каких-то жалких 900 лет:). Для пропуска габаритных транспортных средств часть опор была выдолблена, что создало угрозу обвала всего сооружения. В 1747 г. неподалёку построили современный мост, движение по Пон-дю-Гару постепенно сошло на нет, а сам древний памятник отреставрировали по приказу Наполеона III.

Пон-дю-Гар - настоящая жемчужина Прованса. Этот 2,000-летний древний римский акведук (водопровод) пересекает реку Гардон в южной Франции, недалеко от Авиньона или Нима.

То, что вы видите на фотографии ниже, является только частью акведука - Пон, или "мост" по-французски. Весь акведук первоначально был длиной в 50 км и вёл из Юзеса в Ним. В древние времена акведук использовали для водоснабжения города Нима. Ежедневно Пон-дю-Гар поставлял в Ним ок. 200 миллионов литров воды (вы можете представить, сколько это? я не могу!). Этого было достаточно, чтобы снабдить водой все дома целого города, а также все бани и фонтаны. Длина самого моста - 274 метров, высота - 49 метров.

Постройка акведука была закончена в середине 1-го столетия н.э. Для строительства потребовалось 5 лет (некоторые источники указывают 15), и от 800 до 1,000 рабочих.

Трёхярусный мост насчитывает 6 больших арок на первом ярусе, 11 на втором, и 35 небольших арок на верхнем. Его создательи использовали простую технику укладки арок одну на другую.

Строился акведук без применения извести или скоб, использовались только каменные блоки. Некоторые из них весят до 6 тонн.

Ширина ярусов варьируется от 9 метров в основании моста до 3 метров наверху.

В Средневековье Пон-дю-Гар служил платным мостом, вследствие чего очень износился и частично разрушился.

В 1702 Пон-дю-Гар был впервые восстановлен, его отсутствующие камни замененны и трещины реставрированы.

В 1855-58 гг. Пон-дю-Гар перенёс ещё одну большую реставрацию, когда Наполеон III, преклонявшийся перед всем римским, решил восстановить акведук.

С 1985 г. Пон-дю-Гар включен в список Памятников Всемирного Hаследия ЮНЕСКО.

Рядом с акведуком находится ресторан, который является частью отеля Le Vieux Moulin. Отель когда-то был мельницей, в которой мололи муку.

Отель очень популярен среди туристов, поэтому нужно бронировать задолго наперёд. Это небольшой отель, в котором всего 10 комнат. Попросите дать вам комнату с видом на акведук. Цена номера ор 80 до 120 евро за ночь, в зависимости от сезона.

Имейте в виду, что в отеле нет телевизора (а также интернета). Владельцы отеля считают, что вид Пон-дю-Гара достаточно великолепен и вполне заменяет телевизор.

В то время как отель действительно очарователeн, еда в ресторане несколько простовата. Моя оценка: 3 из 5, главным образом из-за качества и небрежной презентации. Но, конечно, мы не ожидали изысканной кухни в "сельской местности" Провансальса, поэтому вполне довольствовались тем, что было. Мы попробовали филе телятины с фуа-гра, морковным пюре и салатом, и...

Морепродукты и мясо с рисом и салатом (заметьте слева на фото, где салат - не самая привлекательная часть блюда, не так ли?). Цена обеих блюд - по 19 евро.

Но невероятно красивый вид акведука и безмятежная атмосфера вокруг террасы ресторана возместили наши "потери" и вернули нас в хорошее расположение духа.

Рядом с террасой ресторана можно увидеть огромное колесо, примерно 1.2 метра в диаметре, или даже чуть больше. Я думаю, это колесо от древней телеги, которую римляне использовали в строительстве акведука.

Пон-дю-Гар открыт круглый год. Вы можете доехать туда на машине (есть большая парковка) или на автобусе из Нима, Авиньона, или других городов.
Официальный сайт Пон-дю-Гара с полезной информацией:
http://www.pontdugard.fr/page.php?langu e=GB&m=12_1
Веб-сайт отеля Le Vieux Moulin:
http://www.vieuxmoulinpontdugard.co m/en/hotel.html