Метро «Чистые пруды»: описание, расположение, история. Станции метро чистые пруды, тургеневская и сретенский бульвар Станция метро "Чистые пруды"

Станция «Чистые пруды» входит в Сокольническую линию московского метрополитена. Замечательный и удивительно красивый участок столицы - Чистые пруды: метро рядом, зеленый бульвар, великолепный пруд…

Построена и пущена в работу станция в 1935 году вместе с самым первым участком метро «Сокольники» - «Парк Культуры».

Расположение

Находится эта станция между «Красными воротами» и «Лубянкой». Местоположение входа - начало Чистопрудного бульвара. Территория относится к Басманному району Центрального округа столицы.

Через эту станцию можно выйти, кроме самого бульвара, на улицу Мясницкую и на площадь под названием Мясницкие ворота.

«Чистые пруды» (станция метро): описание

Наземный холл имеет оригинальную форму куба. Глубина залегания самого метро - более 35 метров.

Своды холла поддерживают два ряда сдвоенных пилонов. Их отделка представлена дымчатым светлым уральским мрамором. Большие карнизы, за которыми устроено освещение, скрываются сводчатыми опорами.

Стены были облицованы черным гранитом (снизу) и серым мрамором лишь в 90-х годах. Раньше (до 1997 года) здесь была обыкновенная белая плитка. Полы выложены гранитом серого и розового цветов.

Пассажиропоток ежедневный по выходу - 32000 человек, а по входу - 29000.

История заложения станции: особенности

Построена станция метро «Чистые пруды» по индивидуальному проекту. Здесь были использованы монолитные железобетонные блоки. В первое время станция имела два аванзала на месте нынешнего центрального.

Форма конструкции станции - пилонная трехсводчатая (реконструирована в 1971 году).

Интересен и тот факт, что полы на станции до 1972 года были асфальтными. Позже они были выложены гранитом.

До строительства перехода на соседнюю станцию «Сретенский бульвар», а соответственно, и на другую линию, с торца зала метро «Чистые пруды» у самой стены стоял бюст (бронзовый) С. М. Кирова (скульптор Манизер М. Г.). Раньше и станция именовалась "Кировской" в его честь. Сейчас эта статуя размещена на переходе между «Сретенским бульваром» и «Тургеневской» и утратила былую связь со станцией «Чистые пруды».

Вестибюль (холл), пересадки, переходы

«Чистые пруды» - станция метро, имеющая единственный, причем наземный вестибюль. Из самого центрального зала есть переход на «Тургеневскую» (линия Калужско-Рижская).

В 2008 году на станции был открыт достроенный переход на линию Люблинско-Дмитровскую через «Сретенский бульвар». Для выхода к этой переходной галерее необходимо воспользоваться эскалатором, расположенным в конце зала станции.

В самом первоначальном варианте предлагалось открыть данный переход вместе со станцией «Сретенский бульвар», но произошла задержка по поставке с завода города Санкт-Петербурга эскалаторов, и была открыта только одна пересадка. Пуск перехода от «Чистых прудов» был отложен.

К станции «Тургеневской» имеется переход, к которому поднимаются лестницы из самого центра зала.

Происхождение названия

Станция «Чистые пруды» (Москва, метро) названа так в связи с близким расположением к ней Чистопрудного бульвара, а также Чистых прудов. К ним и ведет выход.

Любопытно, что до 1703 года сам пруд назывался Поганым, в связи с тем, что в него сбрасывались отходы мясных боен и лавок, расположенных в этих местах. Впоследствии он был очищен и переименован.

Нынешняя улица Мясницкая раньше называлась Кировской (до 1990 г.), поэтому и станция имела одноименное название (в честь политического деятеля С. М. Кирова).

В заключение несколько любопытных фактов

  • Метро «Чистые пруды», как уже отмечалось, имеет кубической формы наземный вестибюль. Раньше аналогичные вестибюли были и на станциях «Комсомольская» (северный), «Смоленская». На сегодняшний день сохранился лишь один, на «Чистых прудах».
  • Это одна из немногих станций, на вестибюле которой имеется старая надпись «МЕТРО».
  • В годы Второй мировой войны в залах метро «Чистые пруды» размещались отделы Генштаба и ПВО страны.
  • Первые люминесцентные лампы освещали именно эту станцию Метрополитена Москвы, начиная с 1947 года.

  • Район Чистых прудов собирает огромное количество людей со всех концов Москвы: любителей разнообразных стилей музыки, неформалов и пр. Многие собираются у памятника А. Грибоедову, у фонтана Чистопрудного бульвара, располагаются на скамейках, полянках. Одно из простых названий этого уютного места отдыха - Чистые.
  • Здесь довольно часто проходят митинги, флэшмоб-акции и праздники. Это поистине культовое место. И лепту свою в эти любопытные масштабные действия вносит станция «Чистые пруды».

"Чистые пруды" - станция Сокольнической линии Московского метрополитена. Расположена между станциями «Красные ворота» и «Лубянка». Находится на территории Басманного района Центрального административного округа Москвы.

Станция открыта 15 мая 1935 года в составе первого пускового участка Московского метрополитена - «Сокольники» - «Парк культуры» с ответвлением «Охотный ряд» - «Смоленская». Первоначально станция не имела центрального зала, лишь у выходов располагалось два коротких аванзала для перехода между путями. Лишь в 1971 году станция была реконструирована в трёхсводчатую. С 5 января 1972 года соединена пересадкой со станцией «Тургеневская», с 13 января 2008 года - и со «Сретенским бульваром». Названа по Чистопрудному бульвару, а также по Чистому пруду, к которому ведут её выходы. Пруд до 1703 года назывался Поганым, так как в него сбрасывались отходы располагавшихся поблизости мясных лавок и боен. Затем был очищен и, соответственно, переименован.

До 5 ноября 1990 станция называлась «Кировская» по находившейся здесь улице Кирова (ныне - Мясницкой), названной в честь государственного и партийного деятеля СССР Сергея Мироновича Кирова (1886-1934).
Во время Великой Отечественной войны на станции находились отделы Генерального штаба и ПВО страны. В 1947 на станции впервые в Московском метрополитене были установлены люминесцентные лампы.

Имеется наземный вестибюль, расположенный в начале Чистопрудного бульвара. Через него можно выйти, помимо бульвара, на площадь Мясницкие ворота и Мясницкую улицу.
Из центрального зала можно попасть в переход на станцию «Тургеневская» Калужско-Рижской линии. 13 января 2008 года открылся переход на станцию «Сретенский бульвар» Люблинско-Дмитровской линии. Первоначально предлагалось открыть этот переход одновременно со станцией Сретенский бульвар, однако, в связи с задержкой поставки эскалаторов Санкт-Петербургского завода, Сретенский бульвар открылся только с одной пересадкой, а пуск перехода был отложен.

Конструкция станции - пилонная трёхсводчатая глубокого заложения (глубина заложения - 35 метров). Сооружена по индивидуальному проекту горным способом с обделкой из монолитного бетона. Первоначально располагала двумя короткими аванзалами на месте центрального зала. Реконструирована в трёхсводчатую в 1971 году.

Своды станционного зала поддерживают два ряда массивных спаренных пилонов, облицованых светлым уральским мрамором «коелга» и дымчатым мрамором «уфалей». Опоры свода скрыты широкими карнизами, за которыми размещены светильники. Пол выложен серым и розовым гранитом (до 1972 года покрытие было асфальтовым). До сооружения перехода на станцию «Сретенский бульвар» у торцевой стены находился бронзовый бюст С. М. Кирова, в честь которого долгое время называлась станция (автор - М. Г. Манизер). Сейчас бюст находится в переходе со станции «Сретенский бульвар» на станцию «Тургеневская» и утратил связь со станцией, называвшейся в честь Кирова. Путевые стены облицованы светло-серым мрамором (до середины 1990-х - белой керамической плиткой), снизу - чёрным гранитом.

Станция имеет наземный вестибюль кубической формы, аналогичные вестибюли имели станции: «Комсомольская» (северный вестибюль) и станция «Смоленская». Однако, до настоящего времени эти вестибюли не сохранились. Вестибюль станции «Чистые пруды» - единственный вестибюль такого типа, сохранившийся до наших дней.

Сокольнической линии Московского метрополитена.
Открыта 15 мая 1935 г.
Код станции: 008.
Переход на станции "Тургеневская" и "Сретенский бульвар".

Названа по Чистопрудному бул. , а также по Чистому пруду , к которому выходит.
До 5 ноября 1990 г. называлась «Кировская», по находившейся здесь ул. Кирова (ныне - Мясницкой).

Имеется наземный вестибюль с выходом в город на Чистопрудный бул., пл. Мясницкие ворота и Мясницкую ул.

С 5 января 1972 г. в центре платформы открыты малые эскалаторы пересадки на станцию «Тургеневская» . 13 января 2008 г. в северном торце центрального зала открылась пересадка на станцию «Сретенский бульвар» .

Конструкция станции - пилонная трёхсводчатая глубокого (35 м) заложения. Сооружена по индивидуальному проекту горным способом с обделкой из монолитного бетона. Первоначально располагала двумя короткими аванзалами на месте центрального зала. Реконструирована в трёхсводчатую в 1971 г.
Архитекторы Н.Я. Колли и Л.П. Шухарева.
Архитекторы реконструкции Л.Н. Попова и А.Ф. Фокина.
Инженер-конструктор А.Ф. Денищенко.
Станцию возвела Шахта № 18-19 СМУ-7 «Мосметростроя» под руководством И. Пугача и А. Танкилевича и Шахта № 29-30 «Мосметростроя» под руководством Ф. Кузьмина.
Реконструкцию 1971 г. вело СМУ-5 «Мосметростроя» под руководство Н. Федорова.

Своды станционного зала поддерживают два ряда массивных спаренных пилонов, облицованных светлым уральским мрамором «коелга» и дымчатым мрамором «уфалей». Опоры свода скрыты широкими карнизами, за которыми размещены светильники. Пол выложен серым и розовым гранитом. До сооружения перехода на станцию «Сретенский бульвар» у торцевой стены находился бронзовый бюст С.М. Кирова, в честь которого долгое время называлась станция (автор - М.Г. Манизер). Сейчас бюст находится в переходе со станции «Сретенский бульвар» на станцию «Тургеневская». Путевые стены облицованы светло-серым мрамором, снизу - чёрным гранитом.

Во время Великой Отечественной войны на станции находились отделы Генерального штаба, ПВО страны и ставка Верховного главнокомандующего с подземным кабинетом. Сталин, правда, им ни разу не воспользовался. В начале прошлого века на месте станции находилась пивная, знаменитая тем, что в ней однажды арестовали шумно гулявшего Сергея Есенина. По приказу столичного правительства станция столичного метро «Чистые пруды» была включена в список памятников истории и культуры местного значения.

В проекте станция носила названия «Мясницкая» и «Мясницкие ворота».

Предыдущая станция на линии «Красные ворота» .
Следующая станция на линии «Лубянка» .

Информация о станции.

Архитектор Н.Я. Колли, при участии Н.А. Шухарева, Л.Н. Попова, А.Ф. Фокиной
Открыта 15 мая 1935 года.

Первоначальное название «Кировская»
Станция расположена под Тургеневской площадью вдоль Мясницкой улицы (бывшей ул. Кирова).

Работы на станции «Кировская» начались летом 1933 года. Гидрогеологические условия по Кировской улице для проходки весьма неблагоприятны. Трасса линии пересекает значительные пласты неустойчивых и плывунных пород. Станция сооружена на границе известняка и слоя юрских глин. Выше юрских глин залегают мощные плывунные пласты и важно было не допустить нарушения этой перемычки, не выпустить плывуны в выработки.

Текст описания взят с сайта Влада Свириденкова: http://metro.molot.ru/st_sl_chistyeprudy.shtml

19 фотографий, общий вес 3,3 мегабайт

1. По первоначальному проекту предполагалось строительство трехсводчатой станции, однако в процессе строительства проект был изменен, вместо полноценного центрального зала были сооружены два коротких распределительных зала. Один — основной, длинной 28 метров, шириной между пилонами — 7,65 метра был расположен в южном торце станции. Два прохода между пилонами, шириной 3,1 метра ведут от эскалатора на платформы боковых залов. Северный аванзал, длинной 22,8 метра находился в противоположной части станции и был ограничен двумя торцевыми стенами.

2. К южному распределительному залу примыкает эскалаторный наклон, строительство которого было одним из самых сложных этапов работ на станции, ведь эскалаторный тоннель огромного диаметра должен был пересечь мощные слои плывунов. Предлагались различные методы проходки наклонного хода. Вариант проходки под сжатым воздухом был отвергнут из за возможных перебоев в подаче электроэнергии к насосам. Риск был велик, а последствия такого отключения были слишком разрушительны, ведь эскалаторный тоннель проходит под улицами с большим движением. Для работ был применен метод замораживания с помощью наклонных скважин. Этот метод предварительно был проверен на шахте № 20, проходка которой специально осуществлялась таким способом с тем, чтобы подготовиться для выполнения более серьезной задачи по проходке эскалаторных наклонов.

3. Вся станция построена из монолитного бетона. По наружной стороне крайних сводов уложена наружная гидроизоляция, состоящая из пергамина и рубероида, наклеенных при помощи нефтебитума. Кроме наружной имеется замкнутая со всех сторон внутренняя гидроизоляция, поддерживаемая специальной железобетонной, рубашкой толщиной 30 сантиметров, рассчитанной на максимальное гидростатическое давление. Общая ширина станции — 31 метр, высота — 12 метров, длина — 160 метров.

4. Оформление стен боковых станционных залов было призвано создавать иллюзию наличия полноценного центрального зала и проходов в него. Широкие пилястры, напоминающие собой пилоны в проемной части станции, отделанные темным мрамором «уфалей» перемежались светлыми вставками мрамора «коелга»

5. Во время Великой Отечественной войны на станции разместились отделы Генерального Штаба и ПВО. Поезда не останавливались, платформа была отгорожена от проходящих поездов фанерными щитами (это реконструкция, а не настоящее фото), а в аванзале перед эскалаторами была установлена железобетонная стена для гашения ударной волны в случае попадания авиабомбы. В течении первых двух месяцев войны, пока не были завершены строительные работы в новом бункере для ставки верховного главнокомандующего, рабочие кабинеты Сталина и начальника Генштаба Шапошникова располагались в подплатформенных помещениях станции со стороны первого пути. Остальные подплатформенные помещения и платформа второго пути использовались для работы и как узел связи. Когда прекращалось движение поездов, перед снятием напряжения с контактного рельса к платформе первого пути подавался состав, вагоны которого служили для работы и отдыха. Кроме того, этот состав перекрывал тоннель для исключения каких-либо непредвиденных ситуаций.

6. Переход в вестибюль Тургеневской ограждают гермоворота.

7. Старый аванзал перед наклоном.

8. Наземный вестибюль.

9. Подходной коридор от вестибюля к аванзалу перед эскалаторами.

10. Будка дежурного у эскалатора

12. Вентрешетка.

13. Переход на Тургеневскую.

14. Эскалатор, что бы спуститься с платформы станции в переход к Тургеневской

15. В 1947 году на станции, впервые в Московском метрополитене, появилось люминесцентное освещение. В 50-х годах в двух парах проходов в южном аванзале были установлены малые гермозатворы.

17. К 1971 году на «Кировской» проведена масштабная реконструкция, в результате которой оба аванзала были объединены и образован единый центральный зал. Одновременно был установлен большой гермозатвор после первой пары проходов, а малые гермозатворы во второй паре демонтированы. Архитектурно-композиционное решение станции, отделка пилонов проходов при реконструкции бережно сохранены. Фрагменты первоначального оформления станции сохранились в торцевых зонах, они отличаются более низким сводом с рельефными узорами, отсутствующими в новом зале, а новые арки проходов между пилонами немного ниже старых. В центре образовавшегося центрального зала сооружен переход на станцию «Тургеневская» Калужско-Рижской линии.

18. В середине 90-х годов станция пережила еще один этап реконструкции. Кафельная плитка на путевых стенах была заменена мраморной облицовкой, рисунок которой полностью повторил прежний.

19. В 1990 году станция «Кировская» переименована в «Чистые Пруды».

Большое спасибо пресс-службе Московского метрополитена и службе тоннельных сооружений за организацию съемки.