Что произошло с самолетом ту 154 версии. «Разве что — коллективное помешательство

ТАСС-ДОСЬЕ. 25 декабря 2016 г. вскоре после вылета из Сочи упал в Черное море самолет Ту-154 Министерства обороны РФ. На его борту находились 92 человека. Редакция ТАСС- ДОСЬЕ подготовила справку о случаях катастроф самолетов этого типа с 2000 г. Всего за это время с Ту-154 произошло 10 катастроф, в которых погибли 878 человек (не считая происшествия 25 декабря).

4 июля 2001 г. пассажирский самолет Ту-154М (регистрационный номер RA-85845) авиакомпании "Владивосток Авиа", выполнявший рейс ДД 352 по маршруту Екатеринбург - Иркутск - Владивосток, при заходе на посадку в аэропорту Иркутска перешел в режим штопора и разбился. Погибли все находившиеся на борту 145 человек - 136 пассажиров и 9 членов экипажа. Причина катастрофы - ошибки пилотирования из-за нарушения взаимодействия в экипаже и отсутствия должного контроля за выдерживанием параметров полета.

4 октября 2001 г. пассажирский самолет Ту-154М (регистрационный номер RA-85693) российской авиакомпании "Сибирь" (ныне выполняет полеты под брендом S7 Airlines), следовавший рейсом 1812 из Тель-Авива (Израиль) в Новосибирск, потерпел крушение над Черным морем в 200 км к юго-западу от Сочи. В результате катастрофы погибли все находившиеся на борту 78 человек - 66 пассажиров и 12 членов экипажа. Согласно материалам расследования Межгосударственного авиационного комитета (МАК), самолет поразила ракета украинского зенитного ракетного комплекса С-200, запущенная в ходе военных учений. Украина официально не признала юридической ответственности за катастрофу.

12 февраля 2002 г. в 20 км от аэропорта иранского г. Хорремабада потерпел крушение самолет Ту-154М (регистрационный номер EP-MBS) иранской авиакомпании Iran Airtour, выполнявший рейс IRB956 из Тегерана. Самолет при заходе на посадку в сложных метеоусловиях врезался в гору Кухэ-Сефид на высоте 2 тыс. 773 м. Погибли все 119 человек, находившиеся на борту: 107 пассажиров и 12 членов экипажа.

1 июля 2002 г. в воздухе над Боденским озером (близ г. Юберлинген, Германия) из-за ошибки авиадиспетчера столкнулись пассажирский самолет Ту-154М (регистрационный номер RA-85816) российской авиакомпании "Башкирские авиалинии", выполнявший рейс ВТС 2937 Москва - Барселона, и транспортный Boeing 757-23APF (регистрационный номер A9C-DHL) немецкой компании DHL, выполнявший грузовой рейс DHX 611 из Бахрейна в Брюссель. Погибли все находившиеся на борту обоих самолетов - 71 человек, в том числе двое летчиков DHL и 69 человек в российском самолете (из них 52 ребенка, летевшие на отдых в Испанию). 24 февраля 2004 г. авиадиспетчер Питер Нильсен, направлявший столкнувшиеся самолеты, был убит архитектором Виталием Калоевым, у которого в катастрофе над Боденским озером погибли жена и двое детей.

22 августа 2006 г. пассажирский самолет Ту-154М (регистрационный номер RA-85185) российской авиакомпании "Пулково", выполнявший рейс 612 по маршруту Анапа - Санкт- Петербург, потерпел крушение близ пос. Сухая Балка (Донецкая обл., Украина). Погибли все 160 пассажиров и 10 членов экипажа, находившиеся на борту. Причиной катастрофы стали ошибочные действия пилотов при попытке обойти грозовой фронт.

1 сентября 2006 г. пассажирский самолет Ту-154М (регистрационный номер EM-MCF) иранской авиакомпании Iran Airtour совершил жесткую посадку в иранском аэропорту г. Мешхед. Самолет выполнял рейс из Бандар-Аббаса. После касания земли в результате неполадки переднего шасси (предположительно, у него лопнула шина), самолет вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы, разрушился из загорелся. Из 148 человек, находившихся на борту (137 пассажиров и 11 членов экипажа) погибли 28 человек.

15 июля 2009 г. пассажирский самолет Ту-154М (регистрационный номер EP-CPG) иранской авиакомпании Caspian Airlines, следовавший рейсом 7908 из Тегерана в Ереван (Армения), потерпел катастрофу в районе пос. Джанатабад близ иранского г. Казвин, в 200 км от аэропорта вылета. По данным диспетчеров, самолет прервал набор высоты и развернулся на 270 градусов (вероятно, пилоты резко изменили курс в поисках места для вынужденной посадки), после чего произошло падение, длившееся примерно 1,5 мин. В результате погибли все находившиеся на борту 168 человек - 15 членов экипажа и 153 пассажира, из них двое детей. Большинство жертв были гражданами Ирана, среди погибших были также пять граждан Армении. 10 мая 2016 г. представитель прокуратуры Тегерана Гази Шахриари заявил, что катастрофу вызвали неполадки с клапаном компрессора давления двигателей, вызвавших их отказ. Прокуратура возложила вину на российскую компанию - проектировщик самолета и на персонал, обслуживавший рейс.

10 апреля 2010 г. при посадке на аэродроме "Смоленск- Северный" (Россия) потерпел крушение самолет Ту-154М ВВС Польши, на борту которого находились президент Польши Лех Качиньский и делегация представителей польского политического и военного руководства, направлявшиеся на траурные мероприятия памяти жертв Катыни. Погибли все 89 пассажиров и семь членов экипажа лайнера. Причиной катастрофы были ошибки пилотов.

4 декабря 2010 г. выкатился за пределы ВПП московского аэропорта Домодедово и разрушился пассажирский самолет Ту-154М "Авиалиний Дагестана" (регистрационный номер - RA-85744), выполнявший рейс ЮХ372 из Домодедово в Махачкалу. Вскоре после взлета из Домодедово у самолета возникли неполадки с двигателям, экипаж принял решение провести экстренную посадку. В ее ходе самолет выкатился за пределы ВПП и получил серьезные повреждения. Из 171 человека, находившихся на борту (163 пассажира, 8 членов экипажа), погибли два пассажира. Причиной инцидента стало некачественное топливо, однако основную вину МАК возложил на командира судна, Закаржу Закаржаева, который допустил нарушение экипажем ряда инструкций по действиям при отказе двигателей.

1 января 2011 г. 1 января 2011 г. пассажирский самолет Ту-154Б-2 (регистрационный номер RA-85588) российской авиакомпании Kolavia, выполнявший рейс 348 из Сургута в Москву, загорелся во время руления в сургутском аэропорту. Была проведена эвакуация 134 пассажиров и членов экипажа, в ходе ЧП три человека погибли, порядка 40 получили ранения. Лайнер полностью сгорел.

Происходят практически ежегодно с момента начала полетов данного типа самолетов. С 1973 по 2011 год было всего несколько годов, в течение которых не произошло бы ни одного происшествия, связанного с Ту-154.

Всего в авариях и катастрофах потеряно было 72 самолета Ту-154. Крупнейшая катастрофа Ту-154 (и всей советской авиации) произошла 10 июля 1985 года под Учкудуком. Перегруженный самолет свалился в штопор по вине экипажа. На борту находилось 200 человек, все они погибли.

Вообще, не смотря на то, что, по мнению некоторых пилотов, Ту-154 излишне сложен для массового пассажирского лайнера и требует высокой квалификации как летного, так и наземного персонала, этот авиалайнер зарекомендовал себя как вполне надежный и безопасный самолет. Тем более, что авиакатастрофы Ту-154 далеко не всегда случаются по вине техники.

Конечно, проблемы у лайнера случаются, но чаще они происходят на самолетах, которые эксплуатируются сверх нормы и не получают соответствующего обслуживания. Кроме того, нередко к катастрофам приводят ошибки экипажа, диспетчеров, либо другие обстоятельства. Например, в 2011 году ошибочно был сбит ракетой украинских ПВО при учениях гражданский рейс, пролетавший над Черным морем…

Из последних катастроф стоит отметить польский Ту-154 , разбившийся под Смоленском в 2010 году. В том самолете находится президень Польши со своей женой, а также множество высокопоставленных чиновников. Все они погибли.

Но случаются и более благоприятные исходы. В 2010 же году самолет с отказавшими двигателями смог благополоучно приземлиться на заброшенном аэродроме в Ижме. Этот легендартный компании Алроса сохранил жизни 81 человеку.

В таблице ниже представлен краткий перечень всех авиакатастроф Ту-154, составленные сайтом Википедия .

Дата Бортовой номер Место происшествия Жертвы/На борту Краткое описание
19.02.1973 85023 Прага 66/100 Потерпел катастрофу, не долетев 470 метров до ВПП.
03.1973 н.д. Киев 0/н.д. Разбился.
07.05.1973 85030 Внуково 0/6 Потерпел аварию при выполнении учебного полета.
10.07.1974 SU-AXB Каир 6/6 Потерпел катастрофу при выполнении учебного полета.
30.09.1975 HA-LCI Бейрут 60/60 Рейс Будапешт-Бейрут, потерпел катастрофу в море при заходе на посадку.
01.06.1976 85102 Малабо 46/46 Врезался в гору при заходе на посадку.
1976 85020 Киев 0/н.д. Грубая посадка. Сейчас в Украинском государственном музее авиации.
02.12.1977 LZ-BTN Бенгази 59/165 Не смог сесть в тумане, исчерпал топливо в поисках запасного аэродрома и совершил грубую посадку.
23.03.1978 LZ-BTB у Дамаска 4/4 Потерпел катастрофу при заходе на посадку.
19.05.1978 85169 Максатиха 4/134 Из-за ошибки бортинженера прекращена подача топлива, совершил аварийную посадку в поле.
18.02.1978 85087 Толмачево 0/н.д. Пожар на борту. Уцелевший хвост лайнера снимался в фильме «Экипаж» .
01.03.1980 85103 Оренбург 0/161 Грубая посадка с деформацией фюзеляжа.
07.07.1980 85355 Алма-Ата 164/164 Потерпел катастрофу на взлете. Сдвиг ветра.
07.08.1980 YP-TPH Мавритания 1/168 Ошибочная посадка на воду за 300 м до ВПП.
08.10.1980 85321 Чита 0/н.д. Грубая посадка.
13.06.1981 85029 Братск 0/н.д. При посадке выкатился с влажной ВПП, оторвался хвост по 28-му ряду.
20.09.1981 85448 Ташкент н.д. Сгорел при заправке.
16.11.1981 85480 Норильск 99/167 Грубая посадка за 470 метров до ВПП из-за отказа руля высоты.
21.10.1981 HA-LCF Прага 0/81 Грубая посадка из-за ошибки экипажа.
11.10.1984 85243 Омск 4+174/179 При посадке столкнулся с аэродромными машинами. Ошибка диспетчера.
23.12.1984 85338 Красноярск 110/110 Пожар третьего двигателя и отказ гидросистем.
10.07.1985 85311 Учкудук 200/200 Перегруженный самолет свалился в плоский штопор на закритических углах атаки по вине экипажа.
1986 7O-ACN Аден н.д. Подробности неизвестны. В это время в стране шла гражданская война.
21.05.1986 85327 Домодедово 0/175 Получил остаточную деформацию конструкции в полете вследствие ошибочных действий экипажа. Самолет превращен в учебное пособие.
18.01.1988 85254 Красноводск 11/143 Грубая посадка, в результате фюзеляж развалился пополам.
08.03.1988 85413 Вещево 9/н. д. Взорван на земле террористами Овечкиными.
24.09.1988 85479 Алеппо 0/168 Сдвиг ветра, грубая посадка, самолет разломился на две части.
24.09.1988 85617 Норильск 0/н.д. Грубая посадка. Самолет превращен в учебное пособие.
13.01.1989 85067 Монровия 0/н.д. Взлет прерван из-за перегруза, выкат с ВПП.
09.02.1989 YR-TPJ Бухарест 5/5 Тренировочный полет. Разбился при взлете из-за отказа двигателя.
20.10.1990 85186 Кутаиси 0/171 Из-за перегруза при предельной передней центровке подломилась носовая стойка шасси.
17.11.1990 85664 Чехия 0/6 Перевозил сигареты из Швейцарии, в полете груз загорелся. Пилоты посадили самолет в поле, где он полностью сгорел.
23.05.1991 85097 Пулково 2+13/178 Грубая посадка, подломилась стойка шасси и самолет развалился.
14.09.1991 CU-T1227 Мехико 0/112
05.06.1992 LZ-BTD Варна 0/130 При посадке в ливень выкатился за пределы ВПП.
18.06.1992 85282 Братск 1+0/0 Сгорел при заправке. Погиб бригадир заправщиков, уведший горящий бензовоз от аэровокзала.
18.06.1992 85234 Братск 0/0 Сгорел при заправке вместе с бортом 85282.
20.07.1992 85222 Тбилиси 4+24/24 Потерпел катастрофу при взлете из-за перегруза.
01.08.1992 YA-TAP Кабул 0/0 Уничтожен на стоянке минометным огнем. До этого был подбит при заходе на посадку, но тогда повреждения были не очень значительными
05.09.1992 85269 Киев 0/147 Возврат в аэропорт, не вышла левая стойка шасси, грубая посадка.
13.10.1992 85528 Владивосток 0/67
05.12.1992 85105 Ереван 0/154 При посадке выкатился за пределы ВПП.
19.01.1993 85533 Дели 0/165 Грубая посадка из-за ошибки пилота, промахнувшегося мимо ВПП.
08.02.1993 EP-ITD у Тегерана 2+131/131 Столкнулся в воздухе с Су-22 ВВС Ирана.
22.09.1993 85163 Сухуми 108/132 Поврежден ракетой, выпущенной абхазскими силами при заходе на посадку в аэропорт г. Сухуми. Экипаж попытался произвести посадку, но в результате грубого столкновения с ВПП на борту начался пожар.
23.09.1993 85359 Сухуми 0/0 Попал под обстрел абхазских войск.
25.12.1993 85296 Грозный 0/172 Грубая посадка – подломилась носовая стойка шасси. Уничтожен на ремонтной стоянке в ходе авиаудара 1 декабря 1994 года.
03.01.1994 85656 Иркутск 1+125/125 Пожар двигателя при взлете, вызвавший отказ гидросистем.
06.06.1994 B-2610 Сиань 160/160 Развалился в воздухе из-за перегрузок при неверно настроенном автопилоте.
21.01.1995 85455 Карачи 0/117 Не смог взлететь из-за перегруза, выкатился за пределы ВПП.
07.12.1995 85164 Хабаровск 98/98 Несимметричная перекачка топлива из баков; КВС по ошибке увеличил образовавшийся правый крен и полет стал неуправляемым .
29.08.1996 85621 Лонгйир 141/141 Врезался в гору при заходе на посадку. Ошибка экипажа.
13.09.1997 11+02 Намибия 24/24 Военный. Столкнулся в воздухе с C-141 ВВС США.
15.12.1997 85281 Шарджа 85/86 Посадка до ВПП. Ошибка экипажа.
29.08.1998 CU-T1264 Кито 10+70/91 Прерванный взлет, самолет выкатился за пределы ВПП и загорелся.
24.02.1999 B-2622 Жуйань 61/61 При снижении произошел отказ техники.
04.07.2000 HA-LCR Салоники 0/76 Не смог уйти на второй круг из-за резкого торможения, чтобы не столкнуться с другим самолетом на занятой ВПП.
03.07.2001 85845 Иркутск 145/145 Разбился при заходе на посадку из-за ошибок пилотирования.
04.10.2001 85693 Черное море 78/78 Ошибочно сбит ракетой украинских ПВО при учениях.
12.02.2002 EP-MBS Хорремабад 119/119 Разбился при снижении.
20.02.2002 EP-LBX Мешхед 0/н.д. Грубая посадка. Поврежден при ремонте во Внуково, списан.
01.07.2002 85816 Юберлинген 69/69 Столкнулся в воздухе с Боингом 757 из-за ошибок диспетчера.
24.08.2004 85556 Миллерово 46/46 Взорван в воздухе террористом-смертником.
22.08.2006 85185 Донецк 170/170 Ошибка командира воздушного судна: попытка облета грозового фронта сверху на предельной высоте. Сваливание в «плоский штопор».
01.09.2006 EP-MCF Мешхед 29/147 При посадке лопнула шина, самолет выкатился за пределы ВПП и загорелся.
30.06.2008 85667 Пулково 0/112 Пожар двигателя при взлете. Взлет прерван, машина списана.
08.05.2009 EP-MCR у Мешхеда 0/169 Попал в сильную турбулентность, поврежден градом. Списан.
15.07.2009 EP-CPG у Казвина 168/168 Разрушение двигателя на эшелоне. Потерял управление и разбился.
24.01.2010 85787 Мешхед 0/170 При грубой посадке у лайнера отвалился хвост, начался пожар.
10.04.2010 101 Смоленск 96/96 Потерпел катастрофу при пробном заходе на посадку в густом тумане. На борту был президент Польши Лех Качиньский и другие высокопоставленные лица.
04.12.2010 85744 Домодедово 2/163 Отказ двух двигателей после взлета из Внуково. При аварийной посадке в Домодедово выкатился за пределы ВПП и развалился на части.
01.01.2011 85588 Сургут 3/134 При подготовке к взлету на борту начался пожар: причины выясняются, наиболее вероятная – неисправность электрооборудования.

Во вторник, 27 декабря, стало известно об обнаружении черного ящика воздушного судна и тел троих погибших.

Ранее сообщалось, что самолеты военно-транспортной авиации доставляют в Москву обнаруженные на месте авиакатастрофы тела погибших. В Бюро судмедэкспертизы специалисты начали отбор генетических проб у родственников для опознания жертв.

На данный момент основными версиями катастрофы являются техническое состояние и ошибки пилотирования. Теракт в качестве версии крушения не рассматривается. Об этом сообщил министр транспорта России Максим Соколов, возглавляющий комиссию по расследованию причин крушения.()

Напомним, в воскресенье, 25 декабря, около 5.40 мск в Черном море упал самолет Минобороны РФ Ту-154. В 1,5 километрах от побережья Сочи на глубине 50-70 метров были обнаружены обломки авиалайнера.

По факту крушения Ту-154 Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело о нарушении правил полетов.

На борту находились 92 человека: 84 пассажира, среди которых артисты ансамбля имени Александрова, доктор Лиза и 6 сотрудников российских телеканалов, и 8 членов экипажа.

В связи с крушением самолета Минобороны РФ организована горячая линия, телефон: 8-800-100-18-86 .

ХРОНИКА ПРОИСШЕСТВИЯ

Работник береговой охраны пограничных войск ФСБ, находившийся во время крушения Ту-154 в катере на Черном море, и ставший его свидетелем, сообщил, что незадолго до падения воздушное судно летело с носом, неестественно задранным вверх.

Поисковая операция в районе авиакатастрофы Ту-154 продолжается безостановочно 24 часа. С наступлением темноты акватория моря подсвечивается прожекторами большой мощности и световыми башнями.

Все найденные фрагменты Ту-154 доставлены на берег и переданы следственным органам.

К Южному молу Морского вокзала Сочи стекается народ на акцию памяти, посвященную артистам Ансамбля имени Александрова, офицерам и журналистам, погибшим накануне во время авиакатастрофы.

Они несут с собой цветы, свечи и венки, чтобы бросить в воду. Так горожане решили почтить память жертв крушения.

Всего в поисково-спасательной операции принимают участие 45 кораблей и судов, 15 глубоководных аппаратов, 192 водолаза, 12 самолетов и 5 вертолетов, сообщили в Минобороны РФ.

Правительство Москвы выплатит по 1 млн рублей семьям москвичей, погибших в результате авиакатастрофы.

Семьям погибших москвичей город выплатит по 1 млн рублей. Кроме того, им будут положены и федеральные выплаты, - сообщили "Интерфаксу " в пресс-службе мэра и правительства города в понедельник.

Обнаружено тело еще одного погибшего в авиакатастрофе с Ту-154.

В районе поисковой операции доставлена на берег часть обшивки фюзеляжа с иллюминаторами, обнаружена также хвостовая часть с фрагментами двигателя.

В район поисковой операции в Черном море прибыл самоходный кран "Черноморец-11" грузоподъемностью до 100 тонн.

Опознаны две жертвы крушения самолета Ту-154 Минобороны в Черном море, рассказал РИА Новости источник в силовых структурах.

Опознаны двое: летчик (Роман) Волков и помощник начальника департамента культуры министерства обороны Оксана Бадрутдинова, - уточнил собеседник агентства.

Электронную книгу соболезнований в память о жертвах катастрофы самолета Ту-154 открыло посольство России в Великобритании.

"Мы открыли электронную книгу соболезнований по адресу http://rusemb.org.uk/tu154/. Вы также можете направить соболезнования на электронный почтовый адрес [email protected]", - сообщили в посольстве.

Ближайшие концерты ансамбля имени Александрова отменены, следующее выступление может состояться не ранее чем через месяц, заявил ведущий солист хора Александр Тощев.

На месте крушения Ту-154 нашли три фрагмента фюзеляжа .

Продолжаются поисковые работы у берегов Сочи, - сообщил "ВМ" из Сочи журналист Юрий Иващенко. - Они ведутся круглосуточно в три смены. Спеццентр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Черного и Азовского морей прогнозирует завтра благоприятную для поисков погоду - переменную облачность, местами дожди, слабый до умеренного ветер.

К настоящему времени закончено обследование 100 процентов надводной поверхности в районе поиска рухнувшего в Черном море самолета Ту-154. Суда Росморречфлота прекратили активные поиски и встали на якорь до получения новых указаний.

Водолазы подняли 70 фрагментов тел погибших при крушении Ту-154

Погода в Сочи, где ведутся поисково-спасательные работы на месте крушения самолета Ту-154, во вторник останется хорошей, сообщает ФГБУ "Специализированный центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Черного и Азовского морей".

По данным ведомства, во вторник в Сочи сохранится благоприятная для поисков погода, как и была в понедельник. Ожидается переменная облачность, местами слабый дождь. Ветер слабый до умеренного. Температура воздуха составит +5...+10 градусов.

Выяснилось, что один из погибших вокалистов ансамбля имени Александрова Михаил Васин был уроженцем города Лабинска, - сообщил "ВМ" журналист Юрий Иващенко из Сочи. - Он погиб вместе с невестой Ралиной Гильмановой накануне свадьбы. У певца остались мать, старший брат и бабушка. Как сообщили в администрации Краснодарского края, регион выплатит им миллион рублей в качестве компенсации.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТЫ

Сергей Кругликов, заслуженный пилот РФ, рассказал "ВМ", что могло стать причиной крушения Ту-154 над Черным морем.

– Один из главных вопросов, на который до сих пор нет ответа – почему экипаж лайнера не вышел на связь с землей. Хотя сделать это очень просто – достаточно нажать всего одну кнопку. Так почему же не нажал? Возможно, экипажу было просто некогда: произошло какое-то ЧП, и он боролся с его последствиями. Было просто не до связи с диспетчером. Когда возникает проблема, нужно, первым делом, пилотировать самолет ().

Папа римский Франциск в понедельник выразил соболезнования в связи с крушением самолета Ту-154.

В ходе своего традиционного обращения на площади Святого Петра по случаю отмечаемого Дня святого Стефана, понтифик выразил "глубокие соболезнования" российскому народу и тем, кто потерял близких в результате этой трагедии.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Композитор, музыкант Александр Журбин:

– Мы с Ирой (прим. ред. - жена композитора, поэтесса и переводчица Ирина Гинзбург) приносим глубочайшие соболезнования всем семьям и близким погибших. Узнали об этом несколько минут назад, потому что весь день мы были в самолете. Я знал многих – и Валерия Халилова, и Антона Губанкова, и певцов, и музыкантов... Кошмар! Вечная память им!

Водолазы подняли со дна Черного моря фрагмент средней части фюзеляжа, сообщили ТАСС в оперативном штабе по проведению поисковой операции.

Основной сцене Московского Художественного театра отменен самый кассовый спектакль - «№ 13D» в постановке Владимира Машкова. Это случилось из-за траура по погибшим в авиакатастрофе над Черным морем 25 декабря.

"Художественный театр глубоко скорбит и выражает свои искренние соболезнования родным и близким погибших в авиакатастрофе над Чёрным морем 25 декабря" - опубликовано на сайте МХТ.

26 и 27 декабря струнный квартет имени Рахманинова даст в Сочи бесплатные концерты в память о тех, кто погиб при крушении Ту-154 в акватории курорта, - сообщил "ВМ" сочинский журналист Юрий Иващенко.

Выступать музыканты будут на втором этаже здания морского вокзала. Время начала концертов - 19 часов 30 минут.

А в 21 час у Южного мола Сочинского морского порта состоится акция памяти, принять участие в которой сможет каждый желающих.

Паралимпийский комитет России выразил соболезнования в связи с гибелью 92 человек в авиакатастрофе Ту-154 Минобороны в Черном море, сообщает пресс-служба организации.

Праздничную новогоднюю иллюминацию отключают в понедельник в Белоруссии в знак солидарности и скорби по жертвам авиакатастрофы на юге России, сообщила "Интерфаксу " пресс-секретарь президента республики Наталья Эйсмонт.

В Министерстве обороны РФ заявили о завершении обследования всей надводной поверхности в зоне проведения поисковой операции. Сам район поисков разделен на 15 секторов. Дно исследовано уже в семи из них.

В распоряжении сотрудников Федеральной службы безопасности оказалась запись с видеорегистратора, с которой сейчас работают члены следственной группы, - сообщил "ВМ" сочинский журналист Юрий Иващенко.

По данным Минобороны, поисковики обнаружили еще обломки самолета на расстоянии 1700 метров от берега. Радиус разброса фрагментов на дне моря составляет около 500 метров.

Мы планировали с ансамблем Александрова проехать по столицам государств, освобождённых нашим солдатом, - говорит сопредседатель движения «Бессмертный полк России» Николай Земцов . - У них было мощное оружие - их песни. «Хотят ли русские войны» воспринималась ненавистниками России как песня, разрушающая искусственно созданные стереотипы об «агрессивных русских». Её постоянно просили исключить из репертуара, осознавая мощное воздействие на сердца европейцев. У слушателей мурашки бежали по спине, когда пел хор, и слёзы наворачивались на глаза.

Недавно коллектив записал песню «Вставай, Бессмертный полк!», которая тоже стала частью репертуара...

Мы вас помним, ребята! Вы погибли как фронтовая бригада в далёкие дни 1943-го. «Бессмертный полк России» сохранит ваши лица и ваш боевой путь. С нами навсегда останется память о вас, очищающих наши сердца своим талантом, - добавил Николай Земцов.

Сотрудники Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям перечислят 10% январской заработной платы семьям журналистов, погибших в авиакатастрофе Ту-154 под Сочи, сообщает в понедельник пресс-служба Роспечати.

На нескольких погибших пассажирах, чьи тела были обнаружены, были надеты спасательные жилеты, сообщили в экстренных службах.

Как сообщили в Южном региональном поисково-спасательном отряде МЧС, водолазы обнаружили в Черном море фюзеляж самолета Ту-154 , по предварительным данным, обломки находятся на глубине 27 метров в одной миле от берега. В настоящее время спасатели готовятся поднять фрагменты.

У побережья Адлерского и Хостинского районов города Сочи очень короткий шельфовый склон (1,5–2 километра). К нему подходят подводные каньоны, в один из которых и мог попасть затонувший самолет. Подводные обрывы могут уходить до километра в глубину. Специалисты отмечают, что для точной оценки «разноса» тел погибших и обломков самолета необходимо делать модельные расчеты. Сейчас этим занимаются, но это длительный процесс, - рассказал Юрий Иващенко.

Сегодня утром в район поисков были направлены три судна Росморречфлота: «Водолаз 32», «Веретехин» и «Борей», - сообщил "ВМ" сочинский журналист Юрий Иващенко. - К поискам планируют подключить и телеуправляемый подводный аппарат «Фалькон», который уже доставлен на курорт из Туапсе. Подобные устройства использовали 10 лет назад после крушения в Черном море пассажирского лайнера, следовавшего из Еревана в Сочи. Спасатели Росморречфлота обнаружили в море несколько фрагментов тел погибших пассажиров Ту-154, а также обломки кресел и подголовников упавшего самолета. Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев считает, что тела большинства пассажиров упавшего самолета могут находиться внутри салона под водой, поэтому они до сих пор не обнаружены. Во время спасательных работ спасатели сталкиваются со сложностями. Скорость течения может быть до 1,5 метров в секунду в зависимости от сложившейся гидрометеорологической обстановки.

Найдены очевидцы падения Ту-154. С ними работают члены следственной группы, сообщает ФСБ РФ.

В спасательной операции задействовано около 3,5 тысяч человек, - сообщает из Сочи журналист Юрий Иващенко. - Специалисты определили траекторию полета Ту-154, поиски обломков ведутся в 6 километрах от берега. По мнению представителей Воздушно-космических сил, сегодня спасатели могут обнаружить местонахождение самолета на дне Черного моря. Согласно данным локаторов, возможно, было касание бортом водной поверхности. Основной же удар при падении пришелся на фюзеляж. А накопители информации находятся в киле, и, по мнению военных, скорее всего эта часть меньше всего пострадала.

В Сочи прибывают родственники погибших, - сообщил "ВМ" сочинский журналист Юрий Иващенко. - Приехали пока 12 человек, первые двое прибыли вчера - они отдыхали в Туапсинском районе. Остальных готовы принять в любой момент. По словам губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева, для этого подготовили все необходимое: были развернуты оперативные штабы, обеспечена работа нескольких групп медицинской и психологической помощи.

Даже с наступлением темноты операция в районе авиакатастрофы проводилась безостановочно и будет продолжаться в круглосуточном режиме. На кораблях и в береговой зоне были развернуты осветительные прожекторные установки большой мощности, - сообщил "ВМ" сочинский журналист Юрий Иващенко. - Обломки самолета разносит течение, радиус их поиска составляет 10 километров. Часть фрагментов воздушного судна, предположительно, может оказаться в акватории Абхазии. Помимо этого, обломки самолета и вещи находившихся на борту людей может выбросить на побережье Сочи. В связи с этим на дежурство к береговой линии отправлены сотрудники районных администраций курорта и полицейские.

В разбившемся самолете был наш певчий, - подчеркнули в Храме Святых новомучеников и исповедников Российских в Бутове.

Теракт не значится среди основных версий крушения самолета Ту-154.

Ключевыми предположениями, из-за которых произошла авиакатастрофа, стали техническое состояние и ошибки пилотирования. Об этом в эфире телеканала «Россия-24» сообщил министр транспорта России Максим Соколов.()

Первый самолет с телами погибших при крушении Ту-154 прибыл в Москву.

Опять гибнут люди, опять беда. Сколько молодых, не узнавших жизни людей.. Этот год все их близкие теперь не забудут никогда.

Важно узнать причину этой трагедии, чтобы она больше не повторилась. Как хлестко, больно, наотмашь прощается этот високосный год. Вечная память, - народный артист России Андрей Соколов соболезнует родным и близким погибших при крушении самолета Ту-154.

Какой бы ни была причина случившегося, это страшная несправедливость, это тяжёлый удар для всего нашего цеха, это невосполнимая потеря для России, это страшная потеря для родных и близких погибших. Мои самые глубокие и искренние соболезнования! Памяти погибших в чудовищной авиакатастрофе над Черным морем я посвятил "Море и чайки", этюд-картина С. В. Рахманинова, который играл в Консерватории имени Шостаковича в Санкт-Петербурге, - пианист Денис Мацуев выразил свои соболезнования в связи с крушением Ту-154 Минобороны в Черном море.()

Самолет Ил-76 с 10 телами погибших вылетел из Сочи в Москву, сообщили в департаменте информации и массовых коммуникаций Минобороны России.

Телеграмму соболезнования в связи с крушением российского авиалайнера в районе Сочи направил президенту РФ Владимиру Путину председатель КНР Си Цзиньпин , сообщили официальные китайские СМИ в понедельник.

Памяти погибших при крушении авиалайнера Минобороны РФ Ту-154. Стихотворение корреспондента "ВМ" Анны Поваго:

Когда нужно взлетать,

безотчетно выходишь на взлет.

Впереди - только горы и море,

и вольный полет.

Береженого Бог на земле

перестреляной ждет.

Береженого даже костлявая

смерть не берет...

Да, подумаешь! Только одну ночь

семья не уснет.

Ты на утро в своем инстаграмме

им выдашь отчет...

Когда нужно лететь в города,

где полуденный зной

сдобрен щедро ударами,

криками, смазан войной,

где один на один

остается со смертью любой,

а часы выживания куплены

страшной ценой... ()

"По прошествии первых суток после чудовищной катастрофы над Черным морем Ту-154, унесшей жизни 92 человек, ясности относительно причин катастрофы не появилось.

Собственно, причин катастрофы, по большому счету, может быть три: ошибка пилотов, техническая неисправность и теракт. Против каждой из этих версий есть весьма серьезные аргументы. Притом что ни одну из них нельзя отметать полностью," - обозреватель "ВМ" Георгий Бовт рассуждает о причинах трагедии ()

Первый рейс с телами погибших в катастрофе Ту-154, как ожидается, прибудет в Москву в понедельник утром, сообщил статс-секретарь - заместитель министра обороны РФ Николай Панков.

Из источника в правоохранительных органах стало известно, что в материалах уголовного дела появилось видео, снятое камерой наружного наблюдения во время крушения лайнера Ту-154 в Сочи, на котором видна вспышка в небе во время крушения самолёта, - сообщил "ВМ" сочинский журналист Юрий Иващенко. - Ранее эксперты не исключали, что самолет мог взорваться в воздухе, особенно если принимать во внимание большой радиус разлета обломков. Но затем по найденным обломкам и по характеру повреждения тел в силовых структурах заявили, что версия теракта практически исключена.

Предположительное место падения самолета Ту-154 под Сочи определено, сообщает департамент информации и массовых коммуникаций Минобороны России.

"Александровцы всегда ехали туда, где их товарищам по оружию была нужна поддержка: Афганистан, Таджикистан, Приднестровье, Чечня. Они были и остаются «мягкой силой» Родины, представляя Россию и нашу армию на лучших сценах Европы, Азии, Африки и Америки. Сложно найти ансамбль, который бы так искренне любили в нашей стране, да и не только в нашей. И в последний путь погибших музыкантов проводят всем миром. Как героев..." (колонку обозревателя "ВМ" Андрея Коца читайте ).

То, что произошло, ужасно, - поделился с "ВМ" известный писатель Алексей Биргер (автор детективных повестей и сценария фильма "По ту сторону волков"). - Сама по себе гибель людей - трагедия. Но когда погибают талантливые и неравнодушные люди - еще хуже. Я много хорошего знаю о деятельности доктора Лизы, ее офис находится в Басманном районе, где я живу. Поэтому знаю ее как общественного деятеля и прекрасного врача. У меня даже нет слов...


Сочинский аэропорт работает в прежнем режиме, - сообщил "ВМ" сочинский журналист Юрий Иващенко. - Туда прибыл первый самолет с родственниками погибших. В специальной зоне с ними работают медики и психологи. Доступ остальным туда ограничен. Затем родственников специальным транспортом доставят в санаторий "Аврора" (Хостинский район Сочи), где им обеспечат проживание и питание.

Спасатели и техника все продолжают прибывать на место катастрофы. Сейчас поиски ведут 27 кораблей и судов, почти 40 водолазов, четыре вертолета, беспилотники и телеуправляемые глубоководные аппараты. Сформирован район поиска, его площадь составляет десять с половиной квадратных километров. Район поделили на сектора и распределили между поисково-спасательными силами, которые все продолжают прибывать на место катастрофы. Так, в ближайшее время из других флотов дополнительно прибудут более 100 водолазов-глубоководников со специальным оборудованием. Для того, чтобы поиски можно было продолжать и в темное время суток, на место происшествия направлены прожекторные установки и спецтехника. Всего в поисково-спасательных мероприятиях принимают участие более 3 тысяч человек.

Для меня эта личная трагедия, - сообщил "ВМ" народный артист СССР Иосиф Кобзон . - Погибли артисты прекрасного коллектива, погиб мой друг Халилов. Я с ансамблем Александрова очень тесно сотрудничал, один раз выступал в Сирии, 14 декабря выступил в Перми. Меня дирижёр приглашал поехать и на этот раз в Сирию, но я попросил освободить от поездки из-за медицинской визы.()

Тела погибших обнаружены в 8 километрах от берега, - сообщил "ВМ" сочинский журналист Юрий Иващенко. - На данный момент спасателям не удалось обнаружить выживших людей. В Сочи создан оперативный городской штаб по поиску обломков самолета. Администрация города выразила готовность оказания помощи родственникам погибших сотрудников.

Передает корреспондент "ВМ" Сергей Шахиджанян:

Цветов у офиса ансамбля Александрова так много, что для них вынесли шесть столов. Москвичи молча кладут свечи и цветы и тихо уходят.

В Черном море на месте катастрофы продолжается поисково-спасательная операция. По уточнённым данным, в настоящее время на борт спасательного судна подняли 10 тел погибших, но тела очень обезображены, родственники вряд ли их смогут опознать, - сообщил "ВМ" сочинский журналист Юрий Иващенко. - Врачи утверждают, что для опознания потребуется генетическая экспертиза, и скорее всего сочинские медики будут обращаться за помощью в московский институт имени Сербского.

Первые родственники жертв авиакатастрофы прибыли в Сочи рейсом из Москвы, сообщает ТАСС. В зале прилета их встретили психологи.

Также в Адлере приземлился Ил-76 со спасателями и водолазами отряда "Центроспас" и центра "Лидер".

Министерство внутренних дел выражает соболезнования в связи с трагедией.

Руководство и личный состав МВД России выражают глубокие соболезнования родным и близким погибших в катастрофе самолета Ту-154, на борту которого находились военнослужащие, артисты Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии им. А.В. Александрова, журналисты и общественные деятели. Со многими из них полицейским не раз приходилось работать вместе, плечом к плечу, порой в самых сложных условиях. Память о них навсегда останется в наших сердцах, - говорится в сообщении пресс-службы МВД.

Также соболезнования выразили чрезвычайный полномочный посол Франции в Москве Жан-Морис Рипер и министр иностранных дел Италии Анжелино Алфано.

Из речи доктора Лизы по поводу вручения Госпремии в Кремле 8 декабря: "Мы никогда не уверены в том, что вернемся назад живыми".

В поисковой операции в Черном море задействованы девять судов МЧС. Для обследования конструкций затонувшего самолета в полной готовности находятся 48 водолазов.

Соболезнования от лица всего сербского народа выразил премьер-министр Сербии Александар Вучич , лично посетивший российское посольство в Белграде.

"В этот трудный день, полный боли для всего русского народа, я хочу сказать, что граждане Сербии соболезнуют вам и что мы всегда будем помнить великолепные концерты артистов из ансамбля имени Александрова, а также всех других наших друзей, погибших в этой трагической катастрофе", - сказал Вучич. худрук Государственного академического русского хора имени А.В. Свешникова Евгений Волков ().

С Валерием Михайловичем Халиловым и со многими солистами ансамбля мы многократно пересекались на всевозможных репетициях и фестивалях, - поделился с "ВМ" экс-руководитель Президентского оркестра, дирижер, композитор и народный артист России Павел Овсянников . - Я могу говорить о них исключительно как о профессионалах экстра-уровня и светлых, добрых людях. Новость повергла меня в абсолютный шок. Не верится, что все это произошло на самом деле. У Валерия Михайловича была непростая судьба, и благодаря стойкости и мужеству характера он дослужился до такого высокого звания. Он был единственным генерал-лейтенантом, который был дирижером. Ансамбль Александрова, очевидно, ждут серьезные перемены, но я ответственно заявляю, что все музыкальное общество и я лично готовы помочь.

К офису ансамбля имени Александрова .

Погиб наш культурный десант. Эти люди выступали всегда в горячих точках, они были в погонах, они несли добро и свет. Десант творческий, культурный, образовательный. Они были на боевом посту, выполняя свою благородную миссию - нести искусство в самые тяжелые удаленные точки нашей планеты. Я бы хотел выразить огромное соболезнование всем родным и близким погибших. Это огромная зияющая рана, это ужасная потеря для отечественной культуры, и мы скорбим вместе со всей страной. Пока даже невозможно осознать масштаб той трагедии, которая случилась. Мне просто очень тяжело, это не просто коллеги - это друзья, - сказал Кибовский журналистам.

Заявил корреспонденту "ВМ", что картина катастрофы характерна для теракта:

Я могу сравнить это с рейсом из Шарм-эль-Шейха. Ситуации очень схожие. Нормальный взлет, затем внезапный обрыв связи. В том случае прошло 20 минут после взлета, сейчас меньше. И в том и в другом случае разброс обломков большой. В Египте их собирали на 20-30 квадратных километрах площади. Тогда самолет был на высоте 9 тысяч метров и оставался в наборе высоты. Здесь – 7 минут полета, обрыв связи… доклада никакого от экипажа не последовало, хотя командир экипажа должен включить связь и доложить. Доклада не было. Значит, у командира экипажа просто не было возможности доложить, ситуация и перегрузка были настолько экстраординарными. Самолет мог просто развалиться в воздухе, у него мог отвалиться хвост. И, вряд ли это могло произойти из-за усталости металла. Ту-154 очень надежный самолет. Они давно эксплуатируются нашей авиацией. Скорее всего, на борт пронесли что-то, чего не надо было ().

Директор Института культуры МЧС, заместитель председателя Общественного совета при Министерстве культуры, народный артист России Николай Бурляев выразил соболезнования в связи с трагедией:

Примите слова сердечного соболезнования в связи трагической гибелью наших коллег - выдающегося дирижера Валерия Халилова, директора Управления культуры Московской области Антона Губанкова и артистов прославленного Ансамбля Александрова. Министерство обороны и вся российская культура понесли невосполнимую утрату - потерю неповторимых мастеров искусства, являвшихся визитной карточкой России в стране и за рубежом, верно служивших своим вдохновенным творчеством возвышению и просветлению человеческих душ во всем мире. Среди погибших много наших личных друзей, утрата которых глубоко ранила наши сердца (

"Хоккейный клуб ЦСКА выражает свои глубочайшие соболезнования всем, кого коснулась эта ужасная трагедия", - заявили в пресс-службе ХК ЦСКА.

"Игроки, тренеры, работники нашего клуба выражают искренние соболезнования родным и близким погибших на борту Ту-154 Министерства обороны РФ", - заявили в ПБК ЦСКА.

Психологи будут оказывать помощь родственникам погибших в Ту-154 в центре, где располагался ансамбль имени Александрова.

– Наши сотрудники получили с утра поручение… там погибли артисты, певцы ансамбля имени Александрова, наши определили, где находится их центр и, насколько я знаю, наши специалисты должны были туда направиться. Если родственники будут приходить туда, будут ими заниматься там, кроме того они оставят там номера телефонов нашей горячей линии, которая находится в центре Сербского, - рассказал РИА Новости главный психиатр Минздрава Зураб Кекелидзе.

Адвокат Глеб Глинка, супруг доктора Лизы, подтвердил «ВМ», что она была на борту самолета Ту-154 , потерпевшего крушение в Черном моря.

Видео с канала Youtube Вячеслава Лукина

«Проверяют рабочих на аэродромах не так усиленно, как наc, летчиков»

Эксперты продолжают анализировать версии крушения Ту-154 над Черным морем, в котором погибли 92 человека. Их три - неисправность борта (эту версию считают приоритетной) человеческий фактор, то есть ошибка пилотов, и стороннее воздействие - взрыв на борту или даже .

В недавнем прошлом летчик «Аэрофлота» с 40-летним стажем летной практики, более 10 лет пролетавший на Ту-154, Владимир Сальников высказал нам свое мнение о версиях катастрофы:

Исходя из тех фактов, что известны на данный момент, я могу высказать две версии случившегося.

Первая - «человеческий фактор», связанный с тем, что экипаж, возможно, не совсем корректно выполнил свои обязательства по контрольным картам, а точнее - не включил подкачивающий насос.

Особенность Ту-154 в том, что двигатели получают топливо только из одного расходного бака, в котором помещается 3300 килограммов топлива. Остальные баки находятся в крыле. Из крыла топливо необходимо перекачать в расходный бак, чтобы работали двигатели.

Если по каким-то причинам не включили подкачивающие насосы, то могло быть так: самолет запустили, вырулили, взлетели - а при взлетном режиме используется максимальный расход топлива при максимальной тяге двигателей - то как раз на те самые 7-10 минут этого топлива и хватило. Дальше двигатели выключились.

Когда самолет идет на эшелоне, и выключаются подкачивающие насосы, то топлива хватает на 30 минут полета. А при наборе высоты его расход очень большой - максимум минут 10-15 хватит.

За это время самолет мог подняться на высоту примерно 4-5 км. И дальше - я рассуждаю как летчик - если действительно произошло то, о чем я говорю, то инженеру надо было, как только выключились двигатели, срочно включить подкачивающие насосы. А они очень мощные, порядка 4000 литров в минуту качают. И, качнув топлива в расходный бак, сразу приступить к запуску двигателей в воздухе. Тогда в любом случае хоть один из них запустился. Ну и самолет нормально полетел бы. Но если экипаж не смог быстро понять причину отказа двигателей, произошла некоторая паника, то это на борту всегда приводит к плачевным результатам.

И вторая версия - а она рождается из того, что фрагменты самолета, по сообщениям СМИ, разбросаны в радиусе от полутора до восьми километров. Если это так, то можно говорить о том, что самолет начал разваливаться еще в воздухе. Но тогда это - бомба. Потому что сам Ту-154 имеет очень крепкую конструкцию. Отвалиться там нечему. Я на нем пролетал 10 лет и точно это знаю.

Так что напрасно некоторые депутаты и эксперты сразу резко отвергли возможность теракта. Я, летая до прошлого года, часто наблюдал даже на самых крупных наших аэродромах такую картину, когда непосредственно у самолетов кого только нет: всякие уборщики и снег, и мусор возят… А проверяют этих рабочих не так усиленно, как наc, летчиков.

Людям, которые обеспечивают работу и безопасность аэропорта, платят копейки - 10-12 тысяч. На такую зарплату квалифицированные специалисты не идут. Бортпроводники - мальчишки, что в экипажах летают, это - 50 тысяч. А человек, который обеспечивает отправку самолета в полет (когда самолет запускается, он всегда на улице стоит) имеет зарплату 30-35 тысяч. Я уже не говорю о тех, кто грузит, убирает и мусор вывозит.

Вот и получается, что берут на эту работу гастарбайтеров. И вот такой человек года 3-4 работает, ведет себя безукоризненно, к нему постепенно привыкают, хотя, возможно, он все это время сочувствовал экстремистам.

Конечно, это лишь предположение, но вот представьте: машину с мусором вывозят с аэродрома, а потом почти такая же грязная она возвращается обратно. Я не уверен, что охранники заглядывают в каждый из баков и контейнеров, где присутствуют еще остатки прежнего мусора, где что-то течет, что-то воняет... Взрыватель для бомбы с помощью такой машины провести на аэродром очень даже легко. Пластид - тоже.

В подмосковном Чкаловском, откуда вылетал самолет, думаю, очень жесткую проверку проходят все, кто там работает, так как это - военный аэродром. Но в Адлере, где Ту-154 дозаправлялся, уверен, таких «военных» строгостей нет. А потому, считаю, нельзя исключать версию теракта. Возможно, его готовили не именно с этим самолетом, так как он должен был дозаправляться в Моздоке, а в Сочи оказался из-за плохой погоды. Взрыв могли готовить в принципе на любом другом самолете, к которому легче всего было бы подобраться. Но таким бортом оказался именно Ту-154 Минобороны. Во всяком случае, большой разброс осколков на месте трагедии очень настораживает, и напоминает недавнюю египетскую катастрофу.

Неисправность, перегрузка, человеческий фактор, птицы, топливо и теракт - редакция «360» систематизировала основные версии крушения самолета Ту-154. По результатам первых часов поисковых операций в районе падения самолета Ту-154 в водах Черного моря следует констатировать следующее: власти пока не называют официальные причины крушения самолета. Однако авиаэксперты уже высказали несколько предположений.

Неисправность и птицы

Приоритетной версией считается техническая неисправность самолета, отказ двигателей либо попадание в них птиц. Рядом с Сочи находится орнитологический парк и станция перелетных птиц. Как сообщает «Интерфакс » со ссылкой на источник, это могло послужить причиной катастрофы.

Перегрузка и человеческий фактор

Среди других версий также приводится ошибка пилотирования - то есть человеческий фактор. Версия о неблагоприятных погодных условиях полностью опровергается данными Росгидрометцентра .

По версии источника петербургской интернет-газеты «Фонтанка », падению самолета могла способствовать весовая перегрузка и ошибка «на земле». Так, наземный персонал мог допустить нарушения с размещением багажного отсека, что в свою очередь свело на нет шанс экипажа пикировать или даже совершить посадку на хвост самолета.

По данным «Коммерсанта », отказ двигателя мог быть вызван испорченным топливом, то есть проблемами при заправке самолета химическим составом.

Теракт и захват самолета

Обстоятельства крушения самолета свидетельствуют о том, что на его борту случилось нечто экстремальное. Об этом РИА «Новости» заявил бывший начальник смены главного центра единой системы организации воздушного движения России Виталий Андреев. В противном случае, считает он, экипаж успел бы передать сигнал бедствия.

«Значит, произошло что-то экстремальное, из практики - такие ситуации возможны при захвате судна», - сказал.

Некоторые СМИ (например, «Фонтанка »), ссылаясь на источники, в военных и силовых ведомствах приводят данные о том, что ФСБ России уже отрабатывает стандартную версию о теракте. Сотрудники силовых ведомств проверяют вероятность несанкционированного проникновения лиц в военный аэропорт Чкаловский и в населенный пункт в Адлере, где находился самолет Ту-154.

Сама пресс-служба ФСБ официально не комментирует какую-либо информацию. А источник «Интерфакса » в экстренных службах и вовсе заявляет, что теракт даже не входит в основные версии и полностью исключен.

Самолет был исправным

Председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров заявил СМИ, что полностью исключает версию теракта. Противоположное мнение высказал в « » эксперт Академии военных наук Владимир Прохватилов. По его мнению, самолет, вылетевший с аэродрома Чкаловский, был литерным - то есть имел на борту двойной экипаж.

«В такие полеты готовятся сразу два самолета - один основной, другой запасной. Оба самолета облетываются - летают по коробочке 30 минут. После чего сдают записи самописцев на расшифровку. При малейшей неисправности - основной меняют на запасной. За все время эксплуатации Ту-154 на аэродроме Чкаловский такие случаи были единичными, без катастрофических последствий. Вывод: самолет с аэродрома Чкаловский вылетел исправным.

Экипажи на аэродроме Чкаловский - опытные, имеют за плечами сотни часов полетов в любых метеоусловиях. Они также обучены работе в чрезвычайных ситуациях, так как часто перевозят руководство Министерства обороны. Ответственность высокая, как и их подготовка. Экипаж не сообщил диспетчерам аэропорта Адлер о неисправностях на борту. Поэтому версия - «ошибка пилотирования» - весьма сомнительна.

Не озвученная пока версия «теракт» имеет место быть, так как дозаправка была ранним утром, на гражданском аэродроме, для которого самолет МО был «одним из сотни», - пишет он.

Пять катастроф за 10 лет

Известно, что это пятая авиакатастрофа с участием Ту-154 за последние 10 лет. На месте трагедии уже работают бригады МЧС РФ. Специалисты нашли некоторые части и обломки воздушного судна. Им потребуется около недели для доставки на сушу всех компонентов судна.

Спасателям также удалось обнаружить и вытащить не менее 10 погибших. В настоящее время ведутся поисковые операции. Служебные катера МЧС доставляют на причал в районе мыса «Видный» найденные тела.

Президент России Владимир Путин дал поручение главе правительств Дмитрию Медведеву сформировать и возглавить госкомиссию по расследованию крушения самолета Ту-154 в Сочи. Во главе комиссии назначен министр транспорта Максим Соколов.

В настоящее время в район крушения самолета направлены более 100 водолазов со спецоборудованием.

По данному факту Следственный комитет России уже возбудил уголовное дело по статье РФ «Нарушение правил полетов или подготовки к ним». В Сочи уже направилась группа следователей, имеющих профессиональный опыт в расследовании авиакатастроф.