Большой конюшенный мост в питере. Большой конюшенный мост

Р ассказ о Тройном мосте Санкт-Петербурга.
Мост расположен в месте слияния канала Грибоедова и реки Мойки и состоит из сходящихся в одной точке Мало-Конюшенного моста, Театрального моста и сухопутного моста-дамбы между двумя реками. Визуально все три моста сходятся в одну точку и объединяют три острова Петербурга.

Первый деревянный мост на месте современного Мало-Конюшенного моста появился ещё в 1716 году. Два моста на этом месте были построены в царствование Анны Иоанновны, в конце 1730-х.

Перво-Конюшенный мост был перекинут через речку Кривушу (будущий канал Грибоедова), исток которой тогда только-только соединили с Мойкой, а Мало-Конюшенный был перекинут через Мойку. Оба они представляли собой деревянные трёхпролётные разводные мосты.

Вид на Тройной мост и Театральный мост и с Ново-Конюшенного моста.

"Дырку" планировали убрать, сделав мост - площадь перед храмом, но идея реализацию не получила.

С Тройного моста открывается прекрасный вид на Спас на Крови и Ново Конюшенный мост.

Театральный мост (бывший Перво-Конюшенный) назван в честь находившегося рядом, на Большом лугу (ныне Марсово поле), деревянного театра.

Сам театр, построенный в 1770 году и получивший известность под названием Театра на Царицыном лугу, просуществовал до 1797 года, когда его здание было снесено, поскольку мешало проведению парадов на лугу.

Первоначально установленные здесь фонари были настолько высоки, что фонарщики не раз с них падали (был даже случай падения в реку). Фонари на всех трех мостах одинаковые.

В связи с этим санкт-петербургский генерал-губернатор вёл переписку с Главным управлением путей сообщения с целью укоротить их, что и было сделано. Ниже они есть на фото подробненько...

Мало-Конюшенный мост получил название в честь находившихся рядом, на Конюшенной площади, Главных императорских конюшен. Назван Мало-Конюшенным, поскольку на момент постройки уже существовал Перво-Конюшенный мост.

В этот дом во время войны попала авиабомба, но он был восстановлен.

Оба моста имеют по одному пролёту, перекрытому чугунными сводами из тюбингов. К Театральному мосту со стороны здания Главных императорских конюшен примыкает арка ложного Пешеходного моста. При одинаковой ширине (около 15,6 м. в середине) Театральный и Мало-Конюшенный мосты заметно различаются по длине: 18 м и 23 м соответственно. На концах Мало-Конюшенный расширяется до 19 м.

Все три моста имеют одинаковые торшеры и чугунные перильные ограждения, оформленные в стиле позднего классицизма. В декоре преобладают элементы растительного орнамента.

Решётка ограды образована вертикальными круглыми стержнями-пиками. Верхушки пик выполнены в виде пальметт, их форма напоминает нераспустившиеся бутоны. В центре каждого звена решётки находятся эгиды: маска Медузы Горгоны на щите и месяц, окружённые ветвями и пальмовыми листьями.

Катер уходит под Театральный мост.

Вид на 2-й Садовый мост и реку Мойку.

Фонари Тройного моста и сейчас высокие.

Город Санкт-Петербург, можно смело назвать памятником архитектуры и истории. Каждый дом, каждая улица, переулок или

проспект, парки, площади и величавая Нева , напоминают о создании и истории этого города. Невозможно не восхищаться

Каждый из них представляет собой великолепное произведение архитектуры. Отдельной строкой среди всех

достопримечательностей Санкт- Петербурга можно выделить его величавые мосты , перекинутые знаменитыми мастерами через

Неву, и мостики не менее знаменитые и величественные через каналы и маленькие речки города. Среди них и Большой

Конюшенный мост , перекинутый в центральном районе города через речку Мойка .

В 1753 году через реку Мойку, впервые построили разводную деревянную переправу. Этот мост назывался Греческим, поскольку

рядом с ним располагалась Греческая слобода. В те далекие времена, на верфях Адмиралтейства, работали мастера из Греции,

которые и жили в Греческой слободке. Мост окрашивали под камень, и издали он казался каменным. По проекту Е. А. Адама, В. К.

Треттера и В. И. Гесте, в 1828 году на этом же месте был построен арочный однопролетный чугунный мост на береговых устоях из

камня. Инициатором строительства моста, выступил сам Государь Батюшка Николай Первый. В возведенном сооружении он

хотел видеть максимальную прочность и красоту. Великие мастера долго вели споры между собой по поводу проекта моста, и в

конечном итоге, мост был построен по проекту Адама. И хотя владелец чугунного завода требовал заменить сложные чугунные

конструкции на более простые дуги, мост построили по первоначальному проекту.

Мост получил название Большой Конюшенный, так как рядом с ним к тому времени уже не было греческой слободки, а

находились здание главных конюшен императора - Конюшенный двор, а так же Конюшенная площадь, Большая и Малая улицы с

таким же названием и Конюшенный переулок. Сам мост не большой, но очень красивый. Его длина составляет 28,8 метра, а

ширина - 11, 6 метра. Пышное декорирование фасадов моста художественными великолепными орнаментами на чугунных

листах, необыкновенной красоты торшеры с фонарями, установленные на въездах на мост и решетка перил, с неимоверно

прекрасным рисунком, из плетеных венков и копьевидных шестов с фигурными кронштейнами, придает Большому

Конюшенному мосту солидность и красоту. Именно таким, хотел видеть этот мост сам император. Именно так он выглядит и

сейчас, украшая центр города. Одна из многих достопримечательностей Санкт-Петербурга квартира-музей А. С. Пушкина

расположена совсем рядом с этим мостом.

В 1935 году Большой Конюшенный мост немного отреставрировали и отремонтировали. Чугунный свод укрепили железобетоном

и усилили немного прогнувшиеся опоры моста. Под руководством замечательного архитектора А. Л. Ротача в 1951 году были

отреставрированы поврежденные фонари и решетки перил. Так и по сей день, в своем первоначальном обличии, красуется этот

памятник истории и искусства Большой Конюшенный мост, переброшенный через реку Мойку.

Сегодня Большой Конюшенный мост, прослуживший без переделок и реставраций до 1935 года 117 лет, радует своим

великолепием гостей и жителей Санкт-Петербурга. Он служит для движения автомобилей и пешеходов через знаменитую Мойку.

Он связывает Казанский и 1-й Адмиралтейский остров, а так же переулки Конюшенный и Мошков. Станция метро Гостиный двор

находится в 900 метрах от моста, что гораздо облегчает посещение этих мест приезжими туристами. На мосту почти всегда

находятся люди. Просто пройти через мост, не уделив внимания его пышности и красоте невозможно.

Мост через реку Мойку в Санкт-Петербурге. Впервые деревянный разводной мост был построен на этом месте в 1753 году. В 1828 году был построен новый однопролетный арочный мост на каменных береговых устоях по проекту Е. А. Адама, В. К. Треттера и В. И. Гесте. Мост был реконструирован в 1935 году, когда поверх чугунного был уложен железобетонный свод.

Первый деревянный мост назывался Греческим по находящейся рядом с ним Греческой слободке. Нынешнее же название моста появилось в XIX веке и идет от здания Конюшенного двора — главных императорских конюшен, вокруг которых много подобных топонимов: Большая и Малая Конюшенные улицы, Конюшенная площадь и Конюшенный переулок.

Инициатор строительства моста император Николай I пожелал увидеть на мосту «всю возможную прочность и всю возможную красивость», поэтому Большой Конюшенный мост отличается чрезвычайно пышным декорированием — фасады покрыты чугунными листами с художественным орнаментом, на въездах установлены торшеры с фонарями, а решетка перил имеет сложный узор из плетеных венков, копьевидных шестов и фигурных кронштейнов.

Длина моста — 28,8 м, ширина — 11,6 м.

Большой Конюшенный мост включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Посещение Большого Конюшенного моста будет интересно туристам, интересующимся архитектурой первой половины XIX века, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями — музеем А. С. Пушкина,

Расположенный в створе Конюшенного и Мошкова переулков, Большой Конюшенный мост пересекает Мойку, соединяя собою ее берега. Недлинный Конюшенный переулок незаметно переходит в Конюшенную улицу, которая выводит на Невский проспект, недалеко от Казанского собора. В обратном направлении, пройдя буквально несколько минут, можно очутиться на набережной Невы, между Дворцовой площадью и Летним Садом.

Первоначально, на месте Большого Конюшенного моста, существовал деревянный разводной мост, сооруженный в 1753 году, по проекту Германа ван Болеса. В то время набережная правого берега Мойки называлась Греческой, отчего и этот деревянный мост, обшитый досками и окрашенный «под камень», так же был известен, как Греческий. Возникновение этих названий было связано с тем, что в первые годы, после основания Петербурга, на северном берегу Мойки располагалась небольшая Греческая слободка, заселенная греками, нанятыми работать мастеровыми на Адмиралтейской верфи.

В 1828 году Греческий мост уступил свое место новому, однопролетному арочному сооружению из чугунных тюбингов, соединенных болтами. Этот мост, ставший именоваться Большим Конюшенным, из-за находящихся на левом берегу Мойки Главных императорских конюшен, был построен по проекту инженеров Е. А. Адама и В. К. Треттера.

Известно, что проект будущего Большого Конюшенного моста должен был соответствовать требованию, высказанному Николаем I – необходимо, чтобы мост соединил в себе «...всю возможную прочность и всю возможную красивость...». Нужно заметить, что в тот период времени, о котором идет речь, градостроители как раз стремились в своих творениях отразить всю красоту, парадность и величие русской столицы, так что подобное заявление императора не было чем-либо неожиданным или из ряда вон выходящим. Стараясь максимально удовлетворить требования государя, составление проекта было поручено инженер-полковнику Г. М. Треттеру, в то время как аналогичный проект Большого Конюшенного моста был уже разработан инженер-подполковником Е.А. Адамом, и более того - апробирован Комиссией проектов и смет ГУПС и ПЗ. Отчего проектирование одного моста было поручено сразу двум лицам, история умалчивает. Возможно, это было связано с тем, что администрация города решила не ограничивать себя в выборе решения поставленной градостроительной задачи, не объявляя, между тем, конкурса, и не поднимая ажиотаж.

Между тем, проектирование будущего Большого Конюшенного моста, длилось весьма долго и сложно. 2 марта 1827 года, Треттер получил предложение незамедлительно приступить к составлению проекта моста, который и был им представлен 31 марта 1827 года. Однако, предложенный Треттером план строительства, вдруг «сделался ненужным», так как другой проект, разработанный Адамом, был уже апробирован, и по нему была составлена смета.

Далее, в архивных документах говорится, что Адамом был вновь представлен новый проект моста 29 мая 1827 года, который и был утвержден императором 15 сентября того же года. Этот проект стал основой для детального проекта. Тем не менее, после разработки рабочего проекта, по неизвестным для нас причинам, Адам выполнил еще два варианта проекта моста - один в октябре 1827 года, а другой - в июле 1828 года.

Но даже на этом, проектная «эпопея» не закончилась. Случилось так, что при переговорах между представителями Совета путей сообщения и владельцем чугунолитейного завода Бердом, которые велись с целью размещения заказа на изготовление чугунных и металлических деталей, для сборки Большого Конюшенного моста, Берд предположил, что целесообразнее будет заменить чугунные ящики более легкими элементами - чугунными дугами. После этого разговора, спустя месяц, 28 января 1828 года, Адам получил новое предписание о составлении другого проекта, в котором несущими элементами пролетного строения должны были стать чугунные дуги, поскольку он отличаются легкостью и прочностью. Полученный заказ Адам выполнил, однако сведения о содержании данного проекта, и о причинах того, отчего эта схема не была дальше развита и не использовалась в практике петербургского мостостроения, отсутствуют. Так же не обнаружены и чертежи последнего варианта проекта с чугунными дугами, а потому трудно составить представление о преимуществах этой новой конструктивной схемы.

Как можно увидеть, проектирование относительно небольшого мостового сооружения затянулось аж на семнадцать месяцев. В конце концов, из числа многих, созданных за этот период времени, проектов, был осуществлен тот, который Адам составил в октябре 1827 года. Сооружение нового моста было возложено на автора его проекта. Кроме того, в качестве помощников, к нему были прикомандированы инженер-капитан В. А. Христианович и прапорщик Гензелинг, а надзор за работами осуществлял член Совета путей сообщения инженер генерал-майор Потье. Затянувшееся, из-за перипетий с проектированием, строительство моста началось 1 апреля 1828 года, а уже через девять месяцев, 6 декабря 1828 года, Большой Конюшенный мост открыт для движения.

Выполненные под своим руководством строительные работы, Адам охарактеризовал следующим образом: «...быки составлены из старых камней от ломки набережных и остатков прежних работ по Суворовскому мосту, но был произведен подбор их по цвету и по высоте... Что касается до внешних узоров - карнизов, фризов, кронштейнов, решеток и пр., то справедливость требует, чтобы я засвидетельствовал... отличное искусство, с которым оные отлиты в казенном литейном заводе».

Необходимо отметить, что придание внешнему облику Конюшенного моста «всей возможной красивости», которое являлось обязательным требованием этого социального заказа, не обуславливалось, однако, ни месторасположением сооружения, ни стилистической характеристикой окружающей его среды. Выстроенный на оси ничем не примечательного Мошкова (ныне Запорожского) переулка мост, должен был стать частью обычной жилой застройки, с типичными доходными домами. Таким образом, Большой Конюшенный мост явил собой строгое, и, вместе с тем, пышно декорированное архитектурное сооружение, которое на фоне унылой застройки, смотрелось так, будто бы попало не на свое место.

Тем не менее, архитектура Большого Конюшенного моста и его изысканный декор заслуживают того, чтобы их описание было более подробным. Итак, возведенный мост предстал однопролетным сооружением, со сборной чугунной аркой, которая покоится на каменных береговых устоях, одетых в гранит. Основаниями для устоев служат деревянные ростверки, опирающиеся на сваи. Длина моста составила 17,6 метров, а ширина – 11,6 метров. Естественно, что Большой Конюшенный мост, проектируемый с такой тщательностью, выделился своей исключительной пышностью декора. Закрывающие пролетное строение, имеющее криволинейное очертание, фасадные профилированные чугунные доски, украшены барельефно изображенной орнаментикой. Перила моста составлены из часто расставленных дротиков с накладной арматурой и переплетенных венков, пронизанных копьевидными шестами с наконечниками. Поддерживают перильные ограждения плоские фигурные кронштейны. Фонарные столбы, с восьмигранными фонарями в круглых чашах, установленные на гранитных парапетах, отличаются по истине высокохудожественным исполнением. Не последняя роль в декоре моста отведена и его окраске, где главным акцентом являются вызолоченные детали.
Справедливо будет отметить, что конструктивная схема моста не внесла ничего нового в искусство мостостроения. Однако примененное усовершенствование, предложенное П. П. Базеном, значительно облегчило конструкцию моста. Заключалось это новаторское решение в том, что в щековых плоскостях тюбингов специально делались отверстия эллиптической формы, которые уменьшали их массы.

Вид с Большого Конюшенного моста на Круглый рынок. 1900 год.

Как показала история, Большой Конюшенный мост исправно прослужил 117 лет. Лишь в 1935 году, из-за деформации в опорах и пролетном строении моста, поверх чугунных арок уложили железобетонный свод. Тогда же были убраны ограждения, отделявшие проезжую часть от тротуаров. В результате этой реконструкции изменениям подверглась лишь конструктивная сущность моста, а его прекрасный внешний облик был сохранен.

В 1951 году, по проекту архитектора А. Л. Ротача, Ленмосттрест произвел реставрацию торшеров с фонарями и решеток моста, которые были восстановлены по своему первоначальному проекту.

В заключении хочется добавить, что реконструкция, проведенная в 1935 году по проекту инженера М. И. Жданова и А. Д. Саперштейна, при которой произошла разгрузка чугунного свода моста, позволила сохранить этот шедевр архитектурного искусства, являющийся не только художественным произведением, но еще и памятником науки и техники. Именно благодаря этому, наши современники имеют счастье лицезреть всю эту красоту.

Текст подготовила Анжелика Лихачева

Расположен мост в месте соединения канала Грибоедова и реки Мойки. Первый деревянный мост здесь был перекинут через Мойку ещё в 1716 году, впоследствии он располагался ближе к месту нынешнего 2-го Садового моста.

Два моста на этом месте были построены в конце 1730-х, в царствование Анны Иоанновны: Перво-Конюшенный мост был перекинут через речку Криву́шу (будущий канал Грибоедова), исток которой тогда только-только соединили с Мойкой, а Мало-Конюшенный - через Мойку. Оба они представляли собой деревянные трёхпролётные разводные мосты. В 1770 году Перво-Конюшенный мост был переименован в Театральный.

В начале XIX века было предложено несколько проектов замены деревянных мостов новыми металлическими или каменными, однако их воплощение постоянно откладывалось. В то время в Петербурге шло строительство целого ряда важных зданий, формировался архитектурный ансамбль площади Искусств, и градостроители не могли уделить большого внимания паре небольших мостиков возле Царицына луга. Так продолжалось до 1807 года, когда К. И. Росси, получивший заказ на строительство дворца для брата Александра I великого князя Михаила Павловича между Екатерининским каналом и Фонтанкой, принялся за перепроектирование всего района, окружавшего задуманный им архитектурный комплекс. В числе объектов, спроектированных им для застройки района, были и два необычных моста, опирающихся одними своими концами на берега Екатерининского канала и Мойки, а другими - на общую опору в середине Мойки. Тогда же впервые возникло название Трёхарочный мост, хотя официально за двумя частями композиции оставили те имена, которые носили находившиеся здесь раньше деревянные мостики - Мало-Конюшенный и Театральный.

Проект постройки новых чугунных мостов на месте старых деревянных разрабатывался в 1807-1829 годах при участии архитектора В. И. Гесте и инженера Е. А. Адама, предлагавших строить их как отдельные мосты. Им возражали архитекторы А. К. Модюи, В. И. Беретти, инженеры А. А. Бетанкур, П. П. Базен, В. К. Треттер и М. Г. Дестрем, которые предлагали объединить мосты в единый ансамбль, что и было в итоге реализовано.

Мосты были построены в 1829-1830 годах под руководством В. К. Треттера по проекту, в окончательном виде подготовленному Е. А. Адамом. Последний предполагал, что ограды и фонари мостов должны будут отличаться по оформлению, но Треттер настоял на том, что составляющие единую композицию мосты и оформлены должны быть единообразно.

Оба моста имеют по одному пролёту, перекрытому чугунными сводами из тюбингов. К Театральному мосту со стороны здания Главных императорских конюшен примыкает арка ложного Пешеходного моста. Длина первого моста - 18 метров, ширина около 15,5 м в середине и 19 м у концов; длина второго моста - 23 метра, при одинаковой ширине (около 15,6 м.)