Александровский дворец. Александринский (Нескучный) дворец

Алекса́ндровский дворе́ц (устар. Новый Царскосельский дворец ) - один из императорских дворцов Царского Села (ныне город Пушкин). Построен в стиле палладианского классицизма в 1792-96 гг. по распоряжению императрицы Екатерины II в подарок к бракосочетанию её внука, великого князя Александра Павловича. Проект дворца составил Джакомо Кваренги.

К дворцу прилегает обширный парк с озером. Дворец представляет собой вытянутое в длину двухэтажное здание с двойными флигелями по сторонам. В центре главного северного фасада два ряда колонн составляют великолепную сквозную колоннаду коринфского ордера. Со стороны регулярной части Александровского парка фасад здания решен в виде полуротонды, перекрытой сферическим куполом.

В начале XX века, при императоре Николае II, Александровский дворец стал основной резиденцией императорской фамилии и средоточием придворной жизни: здесь принимались послы, праздновались 300-летие дома Романовых и 200-летие Царского Села.

История

Екатерина II 22 мая 1796 года (ст.с.) повелела: «В почивальне прибавить места на четверть для кровати; в фонарике в бане вынуть из купола стёкла; у обоих спусков ступеням не быть; цветного садика и решётки прибавить и осенью засадить; в уборной вставить зеркало в трюмо; на колоннаде устроить решётку; для Шуваловой сделать особую лестницу в садик; исполнять все приказания государя великого князя Александра Павловича и вести всему особый счёт, дабы после ассигновать на все таковые работы потребную сумму». 12 июня 1796 года великий князь Александр Павлович с супругой въехал в Новый дворец.

Залы парадной анфилады, облицованные белым искусственным мрамором, располагались по садовому фасаду дворца. В центре анфилады располагался зал с полуротондой, разделенный на три части широкими арками. Средняя часть помещения получила название Полукруглого зала, с восточной стороны - Портретного зала, к которому примыкал Зал с горкой, с западной - Бильярдного (или Малиновой гостиной). Крыло с левой стороны дворца занимала Угловая гостиная, соединенная с библиотечными комнатами, крыло с правой стороны - дворцовая церковь. В левом флигеле дворца располагались «Концертный зал», непосредственно примыкающий к Угловой гостиной, и ряд жилых комнат. Александровский дворец. Исторические интерьеры помещений первого этажа левого флигеля дворца первоначально предназначались для императорской свиты..

Император Николай I также любил бывать в Александровском дворце. Здесь он бывал часто и подолгу со своей семьёй и родственниками. Именно здесь скончалась его вдова, императрица Александра Федоровна. Для внука Николая I, великого князя Александра Александровича, будущего императора Александра III, Александровский дворец был великокняжеской резиденцией. Его апартаменты располагались в правом крыле дворца.

С восшествием на престол Николая II Александровский дворец стал перестраиваться. В частности, перестройки 1896-1898 годов уничтожили свитскую половину: на её месте появились личные апартаменты императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. В левой анфиладе - Спальня, Сиреневый кабинет и Палисандровая гостиная императрицы, в правой - Столовая (Приемная Николая II), Рабочий кабинет, Уборная императора и другие служебные помещения. В 1903 году был уничтожен Концертный зал Дж. Кваренги, занимавший всю ширину левого корпуса. Архитектор С. Данини предлагал несколько вариантов приспособления корпуса под жилые и парадные покои для императорской семьи. В одном из проектов 1901 года он предусматривал сохранение Концертного зала, однако в ходе работ, выполненных фирмой Ф. Мельцера по проектам Р. Мельцера в 1903-1906 годах, Концертный зал был уничтожен, и на его месте в первом этаже левого флигеля Александровского дворца появились Кленовая гостиная Александры Федоровны и Парадный (Новый) кабинет императора Николая II , а во втором - комнаты детской половины; коридор, разделяющий личные апартаменты императора и императрицы, был продлен до Угловой гостиной.

«Александровский дворец» - яйцо Фаберже

После революции 1905 года, Александровский дворец становится главной резиденцией императора Николая II, родившегося также в Царском Селе. Именно в этом дворце прошли 12 лет царствования последнего российского императора и всей его семьи. Утром 1 (14) августа 1917 года именно из Полукруглого зала этого дворца царская семья Романовых была отправлена в сибирскую ссылку, откуда они были отправлены в Екатеринбург, где позже были расстреляны.

После революции

В 1918 году Александровский дворец был открыт для посетителей как государственный музей. Экспозиция включала исторические интерьеры на первом этаже в центральной части здания и жилые апартаменты семьи Романовых в правом флигеле дворца.

Под предлогом организации детской колонии, на антресолях дворца поселилась А.А. Луначарская - жена большевистского наркома просвещения А.В. Луначарского и председательница комитета по детским колониям при Петроградском совдепе.

Позднее в левом крыле разместился Дом отдыха сотрудников НКВД, а на втором этаже правого флигеля, на месте закрытых комнат детей Николая II - Детский дом имени Юных Коммунаров.

В первые месяцы Великой Отечественной войны из Александровского дворца-музея были эвакуированы люстры, ковры, некоторые предметы мебели, мраморные и фарфоровые изделия XVIII века. Основная часть дворцового имущества была оставлена в залах.

Во время оккупации города Пушкина в Александровском дворце размещался немецкий штаб и гестапо, в подвалах - тюрьма; площадь перед дворцом была превращена в кладбище солдат СС.

По окончании войны дворец был законсервирован и в 1946 году отдан Академии наук СССР для хранения коллекций Института русской литературы и размещения экспозиции Всесоюзного музея А. С. Пушкина. В связи с этим в 1947-1951 годах во дворце начались восстановительные работы, в ходе которых планировалось реставрировать сохранившиеся интерьеры Д. Кваренги и уцелевшие фрагменты убранства, а также воссоздать интерьеры времени императоров Николая I и Николая II. Однако во время работ многие элементы отделки Кленовой и Палисандровой гостиных императрицы Александры Федоровны, а также Уборной (Мавританской) Николая II были уничтожены. Эти залы дворца восстанавливались по проекту архитектора Л. М. Безверхнего (1908-1963) «согласно архитектурным нормам периода Кваренги и Пушкина».

В 1951 году постановлением правительства Александровский дворец был передан Военно-морскому ведомству, а дворцовая коллекция, находившаяся в составе эвакуированных предметов в Центральном хранилище музейных фондов пригородных дворцов-музеев, поступила в Павловский дворец-музей. В 1996 году на реставрацию Александровского дворца был получен грант Всемирного фонда памятников (WMF) и начались работы по ремонту кровли здания. Ещё через год по инициативе военного института, занимающего дворец, в правом крыле здания, где прежде находились личные апартаменты Николая II и Александры Федоровны, была создана постоянная экспозиция «Воспоминания в Александровском дворце», подготовленная музеем-заповедником «Царское Село» из предметов музейного собрания. На этой выставке в частично сохранившихся исторических интерьерах и залах, утративших художественную отделку во время войны, представлены предметы убранства апартаментов и личные вещи последнего русского императора и его семьи.

В октябре 2009 согласно распоряжению Росимущества здание дворца было передано на праве оперативного управления Государственному музею-заповеднику «Царское Село». С этого времени начались масштабные работы по реставрации фасадов и интерьеров Александровского дворца.

Реставрация

Восстановительные работы во дворце начались в 1951 году и продолжаются до сих пор. К 1997 году левое крыло дворца было частично отреставрировано и превращено в экспозицию «Воспоминания в Александровском дворце», повествующую о жизни последней царской семьи. В работе нуждается весь фасад дворца, постепенно планируется дополнить выставку и правым крылом, пока закрытым.

23 июня 2010 г. состоялось торжественное открытие трех парадных залов, расположенных в центральной части дворца: Портретного, Полукруглого и Мраморного. Их реставрация была осуществлена в рекордно короткие сроки - всего за полгода. Среди прочих подлинных предметов музею был возвращен считавшийся утраченным портрет императрицы Александры Федоровны.

Интерьеры дворца

Помещения первого этажа левого флигеля дворца первоначально предназначались для императорской свиты; в XIX веке они использовались как запасные комнаты для временного пребывания императорской семьи; здесь часто жил великий князь Константин Николаевич и его супруга Александра Иосифовна. В 1870 году здесь останавливался герцог Эдинбургский и великая княгиня Мария Александровна.

В настоящее время из десяти личных интерьеров последних венценосных владельцев дворца только в трех помещениях частично сохранилась внутренняя отделка и фрагментарно воссоздано убранство.

    Восстановленный интерьер комнаты по фотографии дворца тех времён (на стене).

    Домашний уют последней царской семьи

Музей современного искусства «Гараж» - место, где встречаются люди, идеи и искусство, чтобы создавать историю!

Музей «Гараж» был основан в 2008 году Дарьей Жуковой и Романом Абрамовичем и стал первой в России частной филантропической институцией, чья деятельность направлена на развитие и популяризацию современного искусства и культуры.

Одна из основных миссий Музея «Гараж» - показать, что современное искусство - это пространство для диалога и поиска ответов на многие вопросы. Здесь проходят выставки ведущих российских и зарубежных современных художников (таких как Марина Абрамович, Рэймонд Петтибон, Марк Ротко, Виктор Пивоваров, Яёй Кусама), образовательные программы для взрослых и детей разных возрастов, а также кинопоказы, концерты, перформансы и многое другое.

Гиды «Гаража», опираясь на знания и опыт лучших искусствоведов и кураторов, каждый день открывают посетителям мир современного искусства. Экскурсоводы с радостью проведут для вас экскурсии на русском и английском языках, а также помогут гиду с последовательным переводом с русского на язык группы.

История Музея всегда была тесно связана с архитектурой. Его первым «домом» стал знаменитый Бахметьевский автобусный парк в Москве (в честь которого «Гараж» и получил свое название) - памятник конструктивизма, спроектированный архитектором Константином Мельниковым. В 2012 году «Гараж» переехал в самое сердце столицы - Парк Горького, во временный павильон, построенный по проекту японского архитектора Шигеру Бана. В июне 2015 года Музей открыл свое первое постоянное здание на территории Парка, в котором прежде находился популярный в 1960-е годы ресторан «Времена года», ставший для советских граждан воплощением мечты об идеальном досуге. Сегодня здание, отреставрированное всемирно известным архитектором Ремом Колхасом и его бюро OMA, стало не просто музеем, но и одной из главных городских достопримечательностей, сохранив многие элементы своего прошлого. Одним из них является мозаика, украшающая Атриум Музея и изображающая девушку в окружении осенних листьев. Именно в Атриуме каждые полгода - весной и осенью - появляется созданное художниками специально для «Гаража» произведение искусства, доступное для свободного посещения. В числе сменяющихся инсталляций проекта, названного Garage Atrium Commissions, были работы Эрика Булатова, Луиз Буржуа, Рашида Джонсона и Ирины Кориной.

Для вас в Музее ежедневно открыт книжный магазин с лучшей подборкой книг и журналов по искусству и сувенирами «Гаража», которые сделаны в Москве (обратите внимание на маркировку Made in Moscow), включая продукцию, созданную в сотрудничестве с художниками. Работает уютное кафе с авторской кухней, летней верандой и завтраками, которыми можно наслаждаться в течение всего дня.

Сердцем институции и платформой для выставочных, издательских и исследовательских проектов «Гаража» является его коллекция - крупнейший в мире архив по истории российского современного искусства начиная с 1950-х годов. Архив доступен для российских и зарубежных исследователей, а его фонды, насчитывающие на данный момент более 400 000 единиц хранения, постоянно пополняются.

Кроме того, в здании Образовательного центра Музея рядом с Пионерским прудом для всех желающих работает первая в России публичная библиотека по современному искусству.

Музей «Гараж» также стал первым музеем в России, открывшим инклюзивный отдел и адаптирующим выставочные и образовательные программы для посетителей с разными формами инвалидности. Все здания Музея оборудованы пандусами, а специалисты инклюзивного отдела проводят экскурсии и специальные мероприятия для глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих посетителей, а также для людей с особенностями интеллектуального развития.

Мы не знаем, какие у вас планы, но нам точно есть что предложить: выставки, лекции, встречи с экспертами, фильмы под открытым небом в отличной компании, коктейли на свежем воздухе, фестивали, концерты известных музыкантов, перформансы, дискуссии, прогулки по парку и многое другое.

До встречи в Музее «Гараж»!

Стоимость билетов: 0- 300 рублей


Фото 1884 г. из альбомов Найдёнова.

Усадьба, созданная П. А. Демидовым, сыном уральского заводчика и известным садоводом-любителем возникла в середине XVIII в.. В 1756 г. был выстроен главный дом - П-образные в плане палаты. Между ризалитами садового фасада был помещен балкон на колоннах. Демидов в течение ряда лет приобрел на имя жены землю у нескольких московских владельцев. К этим владениям в 1754 году был куплен двор с домом Ф. И. Соймонова, известного навигатора и картографа. Это округлило участок, и усадьба заняла все пространство, лежащее между "рвом и дорогою, что ездят от церкви Риз-Положения к Москве-реке". Сохранилась "челобитная дворянина П. А. Демидова и жены его Матрены Антиповой" от 10 апреля 1756 года о том, что они хотят построить “каменные палаты”. Имеется и резолюция: "дозволяется строиться согласно приложенному плану архитектора Яковлева". Двор перед домом окружали каменные службы и чугунная ограда, отлитая на заводах Демидова. За домом на берегу Москвы-реки был устроен террасный сад с заморскими цветами и деревьями. Рядом с Демидовской усадьбой существовало большое владение фабриканта Ф. И. Серикова, в 1786 г. его южная часть перешла к Ф. Г. Орлову. После смерти Демидова его владение и владение Серикова приобрели Вяземские, а через семь лет - Ф. Г. Орлов. В 1796 г. после его смерти всю территорию унаследовала малолетняя дочь его брата, А.Г. Орлова-Чесменского. Главным домом стали палаты Демидова, перестроенные в 1804 г. в несколько измельченных формах зрелого классицизма. Своеобразен портик на центральном ризалите главного фасада: четыре пары коринфских колонн несут декоративную стенку, прорезанную арками, в которые выходят окна третьего этажа. Перед плоскими боковыми ризалитами помещены сильно выступающие полуциркулярные балконы на невысоких колонках.

В 1832 г. А. А. Орлова продала огромную усадьбу Дворцовому ведомству. Она была названа Нескучным садом. Главным домом стал дом Орловой, названный Александринским дворцом по имени жены Николая I, для которой устраивалась усадьба.
В советское время здесь разместился сперва Музей мебели, а потом Президиум АН СССР (сейчас Президиум РАН).


Фонтан (ск. И. Витали, 1834 г.). Первоначально находился на Лубянской площади. В 1930-е гг. перенесён сюда, к зданию Президиума АН СССР.


Одна из двух собачек перед входом.


Выстроена И. В. Тюриным в 1836 г. на парадном дворе вместо прежней деревянной.


Фото 1914 г. Гауптвахта.


Между задними ризалитами встроен новый объем, перед которым расположен балкон на полуколонках. На территории сохранилось несколько белых акаций - большая редкость для современной Москвы. Одна из них видна в левой части снимка (та, которая высокая).


Ещё один фонтан, на заднем дворе.


Один вазон стоит, а второй упал...


Белые акации.


Они же.


Часть сада за дворцом.


Там же.


Там же.


Там же.


Кирпичный трёхпролётный мост, ведущий от дворца к Манежу.


Манеж.
Здание Манежа, расположенное неподалеку от дворца, относится к XIX в. Сам манеж вызывает в памяти имя Алексея Орлова – великого знатока лошадей. На его заводе выведены две породы лошадей, рысак и верховая лошадь, получившие название Орловских. Прежде, чем прославиться на ипподромах всего мира, Орловские лошади показывали свои достоинства на Орловском лугу, где нынче мчатся, перегоняя друг друга, автомобили по Ленинскому проспекту. В 1844 году архитектор И. В. Тюрин перестраивает манеж и конюшни под помещения эскадрона кавалерии. Сейчас эти здания занимает минералогический музей Российской Академии Наук. До 1989 года здесь располагался и палеонтологический музей.

И немного Нескучного сада:


Какая-то постройка типа кафе ещё 1960-1970-х гг.


Летний домик графа Ф. Г. Орлова 1796 года. Сейчас библиотека-читальня.


Фото 1950-1960-х гг.


Скульптурная композиция "Пловчиха" и каскад.


Остров Уединения на Елизаветинском пруду. Когда-то на этот постаменте стояла девичья фигурка. На берегу пруда располагается Ванный домик. В 2004 г. он горел и сейчас представляет из себя сарай, покрашенный зелёной краской.
А вот так он должен выглядеть:

Фото 1900-х гг. Ванный домик.


Фото 1930-х гг.
В советское время здесь располагалось кафе-столовая.


Ротонда-беседка и фонтаны в честь 800-летия Москвы (арх. Д. Чечулин).

В процессе воскресного похода по непарадному Пушкину посетил наконец Александровский дворец .
В 2004 году я туда не пошёл, маловат был массив восстановленного, но в этот раз решил смотреть: реставраторы продвинулись в своей работе. Надо сказать, не пожалел: в историческом (не архитектурном) плане Александровский дворец, безусловно, гораздо интереснее всемирно раскрученного и облепленного туристами Екатерининского.

Аура у этого дворца, конечно, весьма мутная и разительно отличается от «Коттеджа» в Александрии, да и от других императорских резиденций. Оно и понятно: здесь частенько во время своего царствования проживал Николай II с императрицей Аликс и детьми, а с лета 1905 года – практически постоянно, дворец был как частная семейная резиденция. Тут ошивался «великий старец» Гриша Распутин, тут под домашним арестом со 2 марта 1917-го сидела семья гражданина Николая Романова, в полном составе, а 1 августа 1917-го они отсюда же поехали в Тобольск, чтобы затем сгинуть в Екатеринбурге. Здесь же во время немецкой оккупации размещался германский штаб и управление гестапо (в разных флигелях), а между ними помещалось воинское кладбище Waffen-SS. Во время освобождения в 1944 г. дворец был в сравнительно неплохом (относительно других пригородных дворцов) состоянии, но внутри был совершенно разграблен.
*Да, хочу заранее предупредить, что пост получился довольно большой.

Давайте пройдём через ворота резиденции и зайдём на территорию парка.

На заглавном фото изображён левый флигель, где сейчас устроен музей, а это – центральная колоннада.

Стиль классицизм легко узнаётся, а вот немного подробнее о создателях:
Он был заложен в 1792 году по распоряжению императрицы Екатерины II и преподнесен в дар к бракосочетанию её первого любимого внука, великого князя Александра Павловича (будущего императора Александра I) с великой княжной Елизаветой Алексеевной. В мае 1796 года, в последний год правления императрицы Екатерины II, постройка дворца была закончена, и 12 июня 1796 года великий князь Александр Павлович со своей супругой въехал в Новый дворец.
Выдающийся памятник мировой архитектуры, истинный шедевр русского классицизма был спроектирован архитектором Дж. Кваренги и возводился под надзором И. В. Неелова.

Пандус у левого флигеля.

По центру колоннады установлены два памятника, на фото – один из них (они неплохо отреставрированы, раньше имели весьма жалкий вид).

В 1838 году перед фасадом установили бронзовые статуи: "Парень, играющий в бабки" работы Н. С. Пименова и "Парень, играющий в свайку" работы А. В. Логановского. Эти статуи увидел на выставке академии художеств в Санкт-Петербурге в 1836 году А. С. Пушкин и приветствовал их четверостишиями, впоследствии запечатленными на постаментах скульптур.

Внутри колоннады. Кстати, тот факт, что дворец обращен фасадом строго на север, создаёт интересный эффект в течение большей части дня (если есть солнце): колонны как бы «подсвечиваются» солнечным светом.

Около левого пандуса когда-то в промежутке между 2004 и 2008 поставлен вот такой знак.

Ещё вид на колоннаду.

Правый флигель пока в ожидании реставрации, прежних арендаторов не так давно выселили. А пространство между двумя крыльями дворца – то, что вы видите – было немецким воинским кладбищем в 1941 – 1943 гг.

Вот примерно так.

Напротив дворца – парковый пруд.

Ещё снимки самого дворца и , а мы пойдем внутрь.

Дворец имел все 22 года правления Николая II (1895 – 1917) статус частной резиденции императорской семьи. Но я был очень удивлен, признаться, зайдя внутрь и увидев, что дворец имеет анфиладную систему , как встарь, и большие вертикальные размеры. То есть совсем не «жилую» систему – такое, конечно, было неудивительно в XVIII веке, но в начале XX века повседневно жить в анфиладах?
Странно, что они предпочли постоянно гнездиться тут, а не в уютном и закрытом от посторонних глаз дворце «Коттедж» в Александрии (который спроектирован и психологически воспринимается, как частный уютный особняк, а не как помпезный дворец). И ещё: я уловил явственную тенденцию к возрастанию роскоши, от времён Николая I к Николаю II (судя по выставленным фотографиям интерьеров и по реконструкции зала для отдыха).

Люстра одного из залов.

Сама выставка называется «Воспоминание об Александровском дворце». То есть она не претендует на полную реконструкцию – что неудивительно, т.к. из 40 тыс.ед. хранения уцелело около 6 тыс. (то, что успели спасти в июле 1941-го – ведь предпочтение в процессе эвакуации отдавали сокровищам соседнего Екатерининского дворца). Но подлинных предметов интерьера (мебель, вазы, фарфор, часы, мундиры, одежда царской семьи, а также куклы и игрушки детей) выставлено, по счастию, немало.

Реконструкция семейной спальни Николая II и Аликс. Кровати стоят у стен напротив друг друга – т.е. тут не было распространённой ранее модели планировки комнат «половина царя, половина царицы». Они ночевали в одной комнате - если я верно понял экскурсовода. Иконы в комплексе для спальни подбирала Аликс, но тут выставлено менее четверти подлинных – остальные в течение пертрубаций XX века «приватизировали» другие музеи Ленинграда и Москвы.

Музей пошёл по оригинальному пути: на стенах помещены большие фотографии «того, что было», в комплексе, а в самих залах выставлены лишь сохранившиеся после всех пертрубаций и войн предметы интерьера семьи Романовых и приблизительно воссоздано расположение (с разной степенью приближения к реальности).

Сиреневая гостиная императрицы (соседняя со спальней).

Ещё часть оформления Сиреневой гостиной.

Сиреневая гостиная. Фотографии у окна.

Палисандровая гостиная А.Ф. (пишу по памяти, если я верно соблюдаю последовательность).

Следуюший зал – Кленовая гостиная (опять же, по памяти). Она не воссоздана: тут сейчас лишняя послевоенная перегородка, так что это только фрагмент с подлинными предметами интерьера. Как видите по фото, оформление в стиле модерн. Неудивительно, это же самый расцвет belle Époque. Эта комната также «знаменита» тем, что в ней императрица, по обыкновению, общалась с «великим старцем» Григорием.

«Великий старец» с семьей Романовых в Александровском дворце. 1911 г.

Еще предметы оформления этой комнаты.

Совы – символ эпохи модерна. И полупрозрачный витраж хорош!

А посередине всего этого – шкура белого медведя.

Справа на стене висит картина кисти Айвазовского (как и в «Коттедже»).

Комната двух (или какой-то одной? - не уверен) великих княжен. С фотографией цесаревича и его мундирами за стеклом.

Кукла ручной работы (принадлежала великой княжне Татьяне Николаевне).

Парадный («Концертный») зал в угловой части дворца.

Весьма символично, что у последних Романовых в парадном зале висел гобелен с изображением предреволюционной французской королевы Марии-Антуанетты, которая кончила плахой у якобинцев. Мда.

Наиболее полно воссозданный зал дворца находится за концертным, если двигаться по часовой стрелке – Новый кабинет Государя.
Вот что про него пишут :
В Новом кабинете Александровского дворца при Николае II проходили заседания Совета министров, представлялись депутации и комиссии. Здесь император играл в бильярд с великими князьями и офицерами свиты. Антресоль с колоннами полированного мрамора соединялась переходом над коридором с Кленовой гостиной императрицы; Александра Федоровна могла тайно присутствовать при совещаниях Николая II, находясь на антресоли.

Оформление стен и оконных проёмов Нового Кабинета.

Та самая «Антресоль» в стиле модерн, вызывавшая негодование некоторых посвященных в детали деятелей.

Один из залов в анфиладе после Нового Кабинета включает в себя большое зеркало в стиле модерн и портреты Государя и Государыни. Всё вместе не получилось снять, вот вам портрет Аликс.
Оценивать её тут не буду, скажу лишь, что так восстановить против себя почти все слои тогдашнего общества, от лощёных профессоров до солдат и крестьян, за годы царствования Николая II – это ещё суметь надо. Думаю, это неприятие было покруче неприятия советскими гражданами Раисы Максимовны. Впрочем, ладно, Бог им обоим судья теперь. В российской истории они несомненно остались.

Рабочий Кабинет Николая II. Воссоздан большей частью.

А это его вид в 1944 г., после вынужденного сьезда из дворца немецкого штаба.

Тужурка Николая II, которую он использовал во время Мировой войны.

Интересно отношение большевистского правительства (Совнаркома) к Александровскому дворцу и его фондам по горячим следам революции:
23 июня 1918 года [ещё за месяц до расстрела царской семьи] Александровский дворец был открыт для посетителей как государственный музей. Экспозиция включала исторические интерьеры на первом этаже центральной части и жилые апартаменты семьи Романовых - в левом флигеле дворца.
Т.е. дворец при Советах стал нести практически сразу важную пропагандистскую функцию – показать в реале бывшим угнетённым массам, как конкретно жили царь и царица ; все личные вещи, украшения, посуда, предметы интерьера, мундиры разных стран были собраны и тщательно проинвентаризированы. До середины 1941 г. все интерьеры левого флигеля (1-й этаж, личные покои) и большинство вещей были доступны для обозрения, и это положение вещей прервала только война.
Позднее в правом флигеле разместился дом отдыха сотрудников НКВД; на втором этаже левого флигеля на месте закрытых комнат детей Николая II - детский дом имени Юных Коммунаров. После войны была предпринята и серьёзная попытка реставрации довоенной экспозиции (1947-1951 гг.), но по непонятным причинам она была приостановлена, и за два года до смерти Сталина дворец отдали Военно-Морскому министерству.

Кое-что в этот пост не влезло (интересные артефакты, мундиры императора и цесаревича), так что я сделаю 2-ю часть, куда войдут заслуживающие внимания остатки моего похода по дворцу. Тётеньки-смотрительницы после экскурсии любезно разрешили пройти ещё один, самостоятельный круг по всем залам и можно было спокойно рассмотреть детали. Еще в одной из комнат есть выставка документов, связанных с высылкой и контролем за бывшей царской семьёй, но тут этой темы сознательно не касаюсь – а то набегут оккультисты, масоноведы и конспирологи, а я эксплуатацию этой темы подобным образом не очень-то уважаю. Если же будут уточнения или ссылки на интересные фото по теме – пишите в комментах.

Окончание следует.

Внимание!
Репосты с полной трансляцией поста в сторонние ресурсы без согласования со мной не разрешаются .
При желании осуществлять трансляцию -

400 лет Дому Романовых


Ведение

В окрестностях Санкт-Петербурга за 200 лет его имперской истории сформировалось настоящее созвездие больших и малых императорских резиденций. Одни из них, например Петергоф, несмотря на колоссальные потери военных лет, продолжают блистать всеми красками. Другие, например Ропша, практически утрачены. Третьи находятся в тени своих блестящих соседей. К последним относится Александровский дворец Царского Села, затененный Екатерининским дворцом с его изумительными интерьерами и уникальной Янтарной комнатой.

Вместе с тем Александровский дворец занимает совершенно особое место среди пригородных императорских резиденций и в первую очередь потому, что на его стены лег отсвет трагической судьбы последней императорской семьи – семьи Николая II. Именно из этого дворца семью увезли рано утром 1 августа 1917 г. в Сибирь, откуда им не суждено было вернуться…

Все остальные пригородные императорские резиденции являлись летними дачами многих поколений Романовых, включенными в круглогодичный график переездов из резиденции в резиденцию. И только две пригородные резиденции, на то или иное время, становились настоящим домом для членов императорской семьи. Так, Александр III в конце марта 1881 г. отъехал в Гатчинский дворец, который он, наряду с Аничковым дворцом, считал своим домом. Николай II фактически продублировал (как и очень многое) эту схему жизни на два дома. При этом с 1895 г. он считал главным своим жилищем именно Александровский дворец, приезжая на свою половину в Зимнем дворце только на время обязательных церемониальных действ.

Александровский дворец за свою 125-летнюю имперскую историю стал свидетелем множества радостных и трагических событий. Большая часть катаклизмов начала XX века также оставила свой зыбкий отсвет на его стенах.

В советский период Александровский дворец (как, впрочем, и Гатчинский) переживал тяжелые времена. Поначалу часть Александровского дворца, в котором находились личные половины Николая II и императрицы Александры Федоровны, использовались как музей, в котором экскурсоводы демонстрировали посетителям всю «мелкобуржуазную нищету духа» его последних владельцев. Эта экспозиция просуществовала вплоть до 1941 г. За эти годы Александровский дворец понес тяжелые утраты.

Немецкие войска заняли г. Пушкин в середине сентября 1941 г. Александровский дворец оказался рядом с линией фронта. В его комнатах расположилось гестапо, а на лугу перед колоннадой устроили кладбище для эсесовцев. Когда советские войска в 1944 г. вошли в город, Александровский дворец, как и все остальные дворцы, находился в ужасающем состоянии. Исторические интерьеры были разграблены, а подчас и полностью утрачены.

После окончания Великой Отечественной войны в стенах дворца менялись арендаторы, шли перепланировки. Внешний облик резиденции сохранили, но Александровский дворец фактически погибал, поскольку арендаторов мало интересовало прошлое дворца. На первый план вышла его «полезная площадь», квадратные метры.

Позитивные изменения начались в конце XX века, после гибели империи под названием Советский Союз. Тогда, в тяжелые «девяностые» и даже в «нулевые», тоже было не сладко. Государственный музей-заповедник «Царское Село» выживал, как и все другие музеи. Тем не менее руководство музея изыскало средства и начало латать крышу над правым флигелем, давить на арендаторов, добиваясь передачи всей площади дворца в ведение музея, и устраивать первые временные выставки. В 1997 г. открылась выставка «Воспоминания в Александровском дворце». Для посетителей были открыты залы половин Николая II и императрицы Александры Федоровны. В 1998 г. истории Александровского дворца была посвящена IV Царскосельская научная конференция. На Детской половине развертывались временные экспозиции. Постоянно шли реставрационные работы и проводились новые выставки. В 2010 г. были открыты для посетителей первые три зала Парадной анфилады – Портретный, Полукруглый и Мраморная гостиная.

Сегодня Александровский дворец живет новой жизнью. Действует постоянная экспозиция, рассказывающая о его истории и хозяевах. Осваивается музейное пространство второго этажа и подвала, реставрируются и открываются новые парадные залы, издаются монографии, посвященные его истории, развиваются мощные сайты, рассказывающие о многогранной истории этой императорской резиденции.

Есть множество людей, которые, не являясь профессиональными искусствоведами или историками, прекрасно знают и любят Александровский дворец. Наверное, эта книга с ее бесчисленными подробностями и деталями обращена к ним. Прекрасно осознавая, что моя работа станет маленькой песчинкой в историографии Александровского дворца, надеюсь, что, прочитав или просмотрев ее, еще многие придут в эту резиденцию с любовью в сердце…

И закончить вступление следует несколькими пояснениями. Во-первых, этот дворец не всегда именовался Александровским. С самого начала существования в документах его именовали Новым, в противовес Старому дворцу, который мы привычно именуем Екатерининским. Только после смерти Николая I, в августе 1856 г., распоряжением Александра II Новый дворец стали официально именовать Александровским – в память о его первом хозяине, императоре Александре I. Главноуправляющий Дворцовыми правлениями и городом Царское Село Я.В. Захаржевский сообщил чиновникам, что «Государь Император в бытность 7 сего августа в Царском Селе, высочайше повелеть соизволил: чтобы Царскосельский Новый дворец именовать. Александровский дворец».

Во-вторых, название флигелей дворца следует традиции, сложившейся в документах до 1917 г. Тогда было принято именовать флигели по ходу из парадных залов на парадный двор. Соответственно, по левую руку выходящего из дворца был левый флигель, а по правую руку – правый.

Люди и стены Александровского дворца (1796–1917)

Александр I и Елизавета Алексеевна (1796–1817)

Александр I провел свое «загородное» детство преимущественно в Царском Селе, куда его вывезли буквально через несколько месяцев после рождения – весной 1778 г. Поэтому для будущего императора Екатерининский дворец навсегда стал главным загородным домом. Даже первая кормилица Александра I была взята из Царского Села.

О первых шагах будущего Александра I по аллеям парков Царского Села осталось множество упоминаний Екатерины II в ее письмах к барону М. Гримму. Например, 23 августа 1779 г. она писала из Царского Села: «Ну, вот является господин Александр. Я делаю из него прекрасного малютку: удивительно, что, не научившись еще говорить, этот крошка имеет двадцать месяцев познания, превышающие способности трехлетнего ребенка. Бабушка делает из него все, что ей угодно: о! он будет любезен, в этом я не обманусь. Как он весел и послушен, и уже с этих пор старается о том, чтоб нравиться. Прощайте, надо играть с ним».

Повзрослев, будущий Александр I сам писал бабушке из Царского Села в 1785 г.: «Любезная Бабушка, я очень жалею, что не могу Вас видеть, целую Ваши ручки, и очень об Вас много думаю, и я хотел севодни прийти к Вам на луг и забыл, что Вас нет».

В парке, близ дворца, маленький Александр Павлович гулял по аллеям, купался в парковых прудах, работал на «своем» садовом участке. Впоследствии эти летние «уроки труда» были официально включены в учебную программу всех молодых Романовых.


Великие князья Александр и Константин.

Худ. Р Бромптон. 1781 г.


Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке. Худ. В. Боровиковский. 1794 г.


Когда Александр Павлович подрос и превратился в юного принца, бабушка-императрица его женила и построила для юной супружеской четы Новый дворец, который впоследствии назовут Александровским. Его архитектурный проект разрабатывал столь почитаемый Екатериной II Джакомо Кваренги. Непосредственно ход работ контролировал архитектор П.В. Неелов. Дворец был построен довольно быстро – работы стартовали осенью 1792 г. и закончились к лету 1796 г.


Джакомо Кваренги. П.В. Неелов.


Худ. Дж. Полли. 1810-е гг. Неизвестный художник


Со строительством дворца связан ряд важных обстоятельств. Во-первых, Екатерина II, замыслив этот проект, активно обсуждала его со своими европейскими корреспондентами. Так, в одном из писем к М. Гримму она писала: «Пожалуйста, доставьте мне фасад Фернейского замка и, если можно, внутренний план комнат. Царскосельский парк не должен существовать, если в нем не будет Фернейского замка». Напомним, что замок Ферней, в котором жил Вольтер, представляет двухэтажное, с мансардой в средней части здание.

Во-вторых, как следует из документов, Екатерина II неоднократно вмешивалась в ход строительства дворца, поэтому ряд внутренних перепланировок архитектор выполнил по ее настоятельной рекомендации. Так, императрица предложила увеличить боковые флигели дворца «наугольными покоями» вместо террас, задуманных архитектором в угловых выступах здания. 23 мая 1794 г. последовало предложение заменить большой колонный зал в правом корпусе дворца залом «меньшей пропорции, без колонн, с коридором позади, и по сторонам четыре комнаты по смете архитектора Неелова в 18 489 руб. 85 к., что Высочайше и одобрено». Так появился Концертный зал, просуществовавший без значительных переделок вплоть до мая 1902 г.


План 1-го этажа Александровского дворца. Конец XVIII в.


Парковый фасад Александровского дворца


В-третьих, императрица планировала, что молодая супружеская пара будут использовать дворец как летнюю, загородную резиденцию два-три месяца в году. Этой задаче соответствовали как система отопления, так и относительная скромность дачных интерьеров.

Согласно устоявшейся традиции, двухэтажный Александровский дворец строился по типовой планировке усадебного дворца «П»-образного вида, как говорили в России – «покоем». Главной архитектурной находкой Дж. Кваренги стала двойная колоннада коринфского ордера, связавшая в единое целое главный корпус дворца и его флигели, формируя перед главным фасадом полузакрытый внутренний двор. Позади дворца раскинулся традиционный регулярный парк, вплотную подходивший к центральной полуротонде, перекрытой сферическим куполом. Торцы ризалитов Александровского дворца были оформлены как подъезды с пандусами, а торцы боковых корпусов представляли собой входы с лестницами. Фасад здания ориентировали на главную аллею Нового (впоследствии Александровского) сада. Это лаконичное решение подчеркивало связь здания с окружающим его парком. Парадным входом во дворец считался вход через колоннаду.

Строительство дворца стартовало в конце строительного сезона 1792 г., в августе, когда рескриптом, данным в Царском Селе, Екатерина II предписывала спешно произвести торги и начать работы еще до наступления зимы. Торги выиграл некий прапорщик Новиков, оценивший строительство дворца в 286 000 руб. Отметим, что по первоначальной смете, составленной архитектором Нееловым, стоимость постройки дворца определялась в 221 431 руб. 45 коп. К этой сумме добавлялись средства на постройку Кухонного корпуса и служб – 73 566 руб. 48 коп. В 1793 г. императрица лично определила место, на котором был выстроен Кухонный корпус. По смете и плану Дж. Кваренги общая сумма затрат на строительство увеличилась до 351 166 руб. 69 коп.

Кирпичные работы по возведению Александровского дворца заняли два года – с 1793 по 1794 г. В 1795 г. началась внутренняя отделка дворца. В июле 1795 г. Екатерина II повелела: «Дом г. в. кн. Александра Павловича стараться как можно скорее привести к окончанию нынешним удобным к отделке временем, так чтобы к 1 числу майя 796 года в оном жить е. в…».

Если говорить о пространственной схеме Александровского дворца, то она была стандартной: анфилада парадных залов, личная половина великого князя и княгини и комнаты свиты. Для ближайшей прислуги отводились часть комнат на втором этаже и несколько комнат в подвале резиденции.


Парадная анфилада: Портретный, Полукруглый и Бильярдный залы


По сложившимся канонам, центральную часть Александровского дворца занимала анфилада парадных залов, выходившая окнами в парк. Ядро парадной анфилады составляли три зала, отделенные друг от друга широкими арками. Центральный зал именовался Полукруглым. С восточной стороны к нему примыкает Портретный зал, с западной – Бильярдный зал, который также именовали Мраморной гостиной. К этим трем залам примыкали Зал с горкой («зал Горы»), далее следовала Библиотека, за которой находилась Угловая гостиная. Череда парадных залов завершалась великолепным двухсветным Концертным залом, спроектированным арх. Дж. Кваренги.

Особая ценность трех центральных парадных залов и поныне состоит в том, что они в целом сохранили облик, приданный им Дж. Кваренги. Планировочное решение залов таково, что оно подчеркивает необыкновенный простор, поскольку в их площадь органично включены бесконечные перспективы парковых аллей.


Большая библиотека


Портретный зал


В правом флигеле, за Концертным залом, в двух этажах изначально размещались 16 комнат: 8 – на садовую сторону и 8 – на парадный двор (курдонёр ), в которых обустраивалась свита и ближайшая прислуга. Поэтому из истории бытования правого крыла дворца мало что известно вплоть до начала царствования Николая I. Например, до 1817 г. в правом флигеле квартировал знаменитый инженер А.А. Бетанкур, ведший тогда работы в Царском Селе. Тогда же, в 1817 г., планируя расселить в правом флигеле свиту великого князя Николая Павловича, архитектору В.П. Стасову было приказано «в Александровском правом фасе в кавалерских комнатах пробить двери для соединения, а которых из дверей сих комнат в коридор ведущие заделать».


Двойная колоннада


Что касается Концертного зала, то его по прямому назначению использовали довольно редко. Впервые – летом 1796 г., когда великий князь Александр Павлович по повелению бабушки устроил в нем первый бал в своей новой резиденции.

К числу парадных залов Александровского дворца можно смело отнести и зал под открытым небом, то есть пространство между правым и левым флигелями, отделенное от двора двойным рядом коринфских колонн. Колоннада состоит из десяти пар колонн и двух пар пилястр, заканчивающих ее у боковых стен. О том, что это пространство воспринималось как часть парадных залов, свидетельствует и парадная трапеза-десерт, накрытая на этом внутреннем дворе во время презентации дворца Екатериной II летом 1796 г. Поэтому неразрывное единство «зала под открытым небом» и парадных залов дворца представляется несомненным.

В целом пространственная композиция парадных залов дошла до настоящего времени. При этом следует учитывать, что за время «жизни» Александровского дворца бывали большие и малые ремонты, в ходе которых в облик залов вносились те или иные изменения, и подчас значительные.

В начале 1796 г., для того чтобы обставить дворец мебелью, навесить шторы и драпировки, разместить по комнатам все необходимые предметы убранства, требовалось хотя бы вчерне распределить комнаты в резиденции среди свиты великого князя Александра Павловича. В составленной камер-цалмейстером Голенищевым-Кутузовым «Примерной смете» об уборе дворца, комнат и залов в резиденции помещения распределялись следующим образом (см. табл. 1):


Таблица 1


Естественно, перечень комнат неоднократно менялся и уточнялся, но в целом в июне 1796 г. заселение дворца шло по следующей схеме (см. табл. 2):


Таблица 2


Таким образом, в 1796 г. из 76 залов и комнат Александровского дворца парадные залы занимали 7 помещений, внутренние покои Александра Павловича и Елизаветы Алексеевны – 9, помещения фрейлин и других особ – 29 комнат, свободными оставались 4 комнаты, остальные 27 комнат были заняты прислугой.

Естественно, Екатерина II постоянно отслеживала ситуацию со строительством и наполнением дворца убранством. Так, еще за год до заселения дворца (7 июля 1795 г.) генерал-майор П.И. Турчанинов сообщал обер-гофмаршалу Г.Н. Орлову, что Екатерина II приказала камер-цалмейстеру Голенищеву-Кутузову «для благовременного заготовления мебелей, а особливо деревянных в новостроящийся здесь дом… осмотреть оной и зделать опись всего для того дома нужному с показанием цен». При этом Турчанинов указал Голенищеву-Кутузову, кто и где будет размещен «в парадных, внутренних и для свиты назначенных покоях. причем Ея Величеству благоугодно, чтобы в покоях Их Высочеств стулья были такие, как поданному уже образцу, в покоях Ея, также в деревянном доме, где ныне пребывание имеет Великий Князь Александр Павлович и в Эрмитаже имеются; а для свиты стулья делать противу тех, кои на колоннаде и без фасону, да и прочей мебель полагать самой простой…».

Сначала составлялась примерная смета (всего в описи упомянуто 2350 предметов, которые должны были заполнить 81 комнату дворца), а затем, через торги, среди мастеров размещались соответствующие заказы, а в магазинах шли оптовые закупки. Например, летом 1795 г. предполагалось закупить для дворца: «Жирондолей для поставления по столам под зеркала 36 пар; Паникадил и фонарей хрустальных с бронзою – 16; Кроватей железных разных мер с уборами шелковыми и ситцевыми – 36; В том числе двуспальных – 6, полуторных – 12, одиноких – 18».

Естественно, мебель закупалась в соответствии с целевым назначением комнат и залов и статусом их обитателей. Золоченая мебель шла на оформление парадных залов и личной половины Александра и Елизаветы. Много закупалось мебели, «раскрашенной под лаком» . Отдельным списком шли столы, бюро для писем «из разных дерев и красного дерева» (14 шт.), ночные столики к кроватям (4 шт.), «судна красного дерева ночные» (12 шт.), зеркала туалетные «из разных дерев и красного дерева» (32 шт.), таганы каминные с приборами (9 шт.).

Закупалась и «мебель простого дерева в должностные и прочие покои». Для этих же помещений закупались и простые ночные судна – «простого дерева крашеные» (10 дюжин). Кстати, для Александра и Елизаветы заказали два, штучной работы, «кресла уборных, обитых сафьяном», по 75 руб. каждое.

Очень много приобреталось тканей и другого «приклада». Только для оформления постели Александра и Елизаветы планировалось заготовить «атласу, волосу, пуху и прочего приклада на 500 руб…».

Все помещения дворца, в соответствии с традицией, в обязательном порядке оформлялись иконами. Для этого планировалось закупить 60 образов, в том числе в окладах по полям серебряным 30 шт. и еще 30 шт. без оклада, на 450 руб.

Закупались для дворца и часы для оформления «парадных и внутренних покоев и по разным комнатам для господ»: 8 шт. часов английских столовых и стенных английских и «богатых с бронзою» по 200 руб. каждые, на 1600 руб. Позже число часов увеличили до 12 шт.

Был предусмотрен и досуг великого князя, для чего заказали два бильярдных стола («Бильярд красного дерева большой и средний»). Большой бильярдный стол обошелся «с прибором» в 700 руб. Общая сумма прикидочной сметы на оформление убранства дворца на 13 ноября 1795 г. составила 72 064 руб. 90 коп.

Самый крупный и ответственный заказ на мебель из красного дерева, отделанную позолоченной бронзой, получил любимый мастер императрицы Х. Мейер, поставивший во дворец 180 предметов. В договоре со «стульным мастером» Б. Ватсоном были обозначены березовые «окрашенные под лак» и «цветными красками» канапе и стулья с сафьяновыми подушками и камышевыми сиденьями. Напольные часы и металлические кровати «четырехстолбовые, наверху с шишками медными и на них с чашками» закупались у иностранных и петербургских купцов. Резная золоченая мебель для парадных залов была заказана мастерам И. Либеру и И. Эншу. Для служебных помещений и комнат, предназначавшихся для свиты, мебель изготавливалась из ольхи «под красное дерево», а также из березы и сосны (кровати, ширмы, стулья). Многочисленные «турецкие перегородки» выполняли наемные столярные мастера «под смотрением секунд майора Неелова», в частности крестьянин «Чухломской округи» И. Алексеев и «житель Петербургской Большой Охты» Д. Котиков.

В апреле 1796 г., перед приездом в Царское Село Екатерины II, в оформление Александровского дворца вносили последние, чистовые интерьерные штрихи. Например, в апреле 1796 г. «вышло распоряжение об отпуске архитектору Гварению из Стеклянного завода в Царскосельский дом Его Императорского Высочества Великого Князя Александра Павловича зеркал с подводою… на 12 605 руб. 34 коп., в сем числе старых зеркал на 2141 руб…». В начале мая 1796 г. в Александровский дворец доставили всего 21 зеркало.

Екатерина II переехала в Царское Село 16 мая 1796 г. Она писала М. Гримму: «Я приехала сюда вчера после обеда и с тех пор как я здесь, я все чихаю». Естественно, императрица пристально следила за подготовкой дворца к торжественному открытию. Поскольку сроки поджимали, то, по распоряжению императрицы, для оформления интерьеров дворца были использованы вещи (оконные приборы, дверные накладки с бронзой, фаянсовые печи и камины) из других императорских резиденций.

22 мая 1796 г. Екатерина II лично проинспектировала готовый к сдаче дворец и, конечно, высказала ряд пожеланий, которые немедленно приняли к исполнению: «1). В почивальне прибавить места на четверть для кроватей; 2). В фонарике к бане вынуть из купола стекла; 3). Вход для солдат караульных в их комнаты сделать спуском без ступеней; 4). У обоих спусков ступеням не быть; 5). Цветного садику и решетки прибавить и осенью засадить; 6). В уборной вставить зеркало в трюмо; 7). На колоннаде сделать решетку; 8). Для Шуваловой сделать особую лестницу в садик; 9). Исполнять все приказания г. в. кн. Александра Павловича и вести всему особый счет, дабы после ассигновать на все таковые работы потребную сумму».

На этом этапе и великий князь Александр Павлович, с разрешения бабушки, начал вмешиваться в ход работ. Только на «поправки», им указанные, было выделено 34 483 руб. 96 коп. В их числе было устройство «схода подле углового кабинета» в Собственный садик, на что за работу и материалы выплатили 11 847 руб. 50 коп. Всего сверх первоначальной сметы на различные «поправки» было отпущено почти 128 000 руб., а в общей сложности на строительство дворца вместе с внутренним убранством к июню 1796 г. потратили 606 286 руб. 21 коп.


Николай Николаевич Головин. Худ. Ж.-Б. Изабе. 1780-е гг.


Переезд двора Александра Павловича был назначен на июнь 1796 г. Великий князь Александр Павлович переехал в Новый дворец со своей свитой 3 июня 1796 г. Естественно, в ходе обустройства великого князя и его свиты на новом месте на служителей Александровского дворца градом посыпались различные требования. Один из хозяйственников сокрушался, что приказания следуют «всякий час» и часто «не зависят от воли Его Высочества». Примечательно, что доставленная во дворец золоченая мебель не устроила Александра Павловича и ее, для поправки, 6 июня отправили обратно в Санкт-Петербург.

Как мы видим, обычной суеты, связанной с переездом, было много, но в мемуарах графини В.Н. Головиной, бывшей в свите великого князя, все выглядело изящно и легко. Она вспоминала, что 12 июня 1796 г. «великий князь Александр Павлович со своим двором переехал в Александровский дворец, выстроенный императрицей специально для него. Дворец был очень красив и расположен перед большим регулярным садом, примыкавшим к английскому парку. Под окнами великой княгини находился цветник, окруженный железной решеткой, с калиткой, через которую она входила в свои комнаты.


Варвара Николаевна Головина. Худ. Ф.С. Рокотов


За несколько дней до переезда императрица подозвала меня (это было на одном из маленьких воскресных балов) и сказала:

– Будьте добры передать вашему мужу, чтобы он разместил мебель в Александровском дворце: тот совершенно готов. Я желала бы видеть великого князя уже устроенным со всем его двором в новом помещении. Выберите для себя комнаты, которые найдете наиболее приятными и наиболее близкими к великой княгине Елисавете.

Надеюсь, что она мною довольна: я делаю все возможное, чтобы ей понравиться. Я ей отдала самого красивого молодого человека во всей моей империи. – Ее величество остановилась на минуту и затем прибавила: – Вы видите их постоянно, скажите мне, действительно ли они любят друг друга и довольны ли они друг другом?

На самом деле заселение Александровского дворца сопровождалось не только обычной суетой и хлопотами, но и столкновением честолюбий и обычными интригами. В документах до нас дошли только скупые отголоски этих «придворных страстей», недоразумений и упущений, связанных прежде всего с оформлением жилых комнат, и все это вылилось на голову бедного комиссара Матвея Шарухина, который отвечал за обустройство свиты великого князя. В рапорте от 3 июня 1796 г. он писал: «По переходе Его Высочества в оной Дворец от свиты большие требования выходят, так что уже и его превосходительству Василию Степановичу скучно. Да и Его Высочество сам уже начал записи писать и посылать со мною к его превосходительству, севодни он был у меня в мастерской и написал записку о золоченых мебелях… поверьте ваше превосходительство так скучно что и не знаю когда могу отселиться особливо теперешними от сих требований… нет той минуты, чтоб из оного чего требовано не было, а особливо в ширмах, один гофмаршал взял шесть».

Но со временем все устроились, мебель и другие вещи заняли положенные им места. По подробной «Описи мебелям и разным вещам, находящимся в покоях вновь построенного каменного дворца Его Императорского Высочества Великого Князя Александра Павловича», мы можем представить, как выглядели первоначальные интерьеры дворца.

Например, в Концертном зале находилось: «Образ в окладе серебряном; 8 столов простого дерева позолоченных с досками белого мрамора; 36 стулов простого дерева крашеных под лаком с подушками алыми сафьянными; ящик красного дерева для дров; 3 паникадила больших хрустальных в бронзовой оправе; 4 дивана, на них матрацы в наволочках штофных белых с такими же покрывалами; на камине 2 монумента римских императоров литых из гипса».

В Бильярдной находились: «Образ в окладе серебряном; 5 столов ломберных красного дерева с бронзою; 24 стула простого дерева крашеных под лаком с подушками алыми сафьянными; термометр на доске медной; фонарь хрустальный в бронзовой оправе; бильярд красного дерева, при нем: 12 кий, 6 мазов, 12 шаров алагвеных, 5 шаров карамбольных, доска для маркировки и покрывало голубое для покрытия бильярда».

Особенно интересен перечень предметов, находившийся в личных покоях Александра и Елизаветы. Например, в опочивальне (комната № 24), находились (перечислим все имевшиеся там предметы, за исключением штор, маркиз и драпировок, выдержанных в зеленых тонах): ширмы, термометры, кресла, стулья, диваны, разные столики и столы, часы и зеркала и, наконец, супружеская кровать «деревянная большая с двумя матрацами пуховыми и шесть подушек в наволочках атласных, розовых» с розовым стеганым одеялом и покрытая штофной белой с бахромою накидкой. Поблизости от кровати стояли «два стула ночных красного дерева». В описи перечислены предметы убранства из «Уборной Ея Высочества» (комната № 29), Библиотеки (комната № 30), Большого кабинета (комната № 31), «Кабинет Его Высочества» (комната № 32, этот кабинет именовался Голубым) и «Уборной Его Высочества» (комната № 33). Всего в описи перечислены предметы внутреннего убранства по 78 комнатам, включая и верхний этаж.


Великий князь Константин Павлович. Неизвестный художник


Следует подчеркнуть, что В.Н. Головина называет датой переезда в Александровский дворец 12 июня 1796 г. Это не совсем так. Дело в том, что в рапорте комиссара Камер-цалмейстерской должности Матвея Шарухина от 3 июня 1796 г. упоминается, что «Его Высочество Великий Князь Александр Павлович сегодняшний день изволил совсем перебираться в оной дворец, где обеденный стол был». Судя по всему, мемуаристка просто ошиблась на полторы недели.

Поскольку Александровский дворец планировалось использовать как летнюю дачу, только в один-два самых теплых месяца, то все парадные и жилые помещения Великий князь Константин членов императорской семьи находились на первом этаже левого флигеля дворца, из окон которых открывались великолепные пейзажи. Прямо из огромного углового шестиоконного кабинета великого князя Александра Павловича можно было выйти в Собственный садик, а затем и в парк, который также являлся частью жилого пространства. На втором этаже левого флигеля располагалась ближайшая свита, в подвале селилась прислуга. Эта пространственно-планировочная традиция, несмотря на многочисленные перестройки, сохранялась вплоть до 1917 г.

По свидетельству графини В.Н. Головиной, проведшей июнь-июль 1796 г. с великокняжеской четой, «Александр и Елисавета были очень довольны своим дворцом. Мои комнаты были над покоями великой княгини и, находясь посередине здания, выдавались полукругом. Она могла разговаривать со мной, стоя у последнего окна перед углом. Однажды после обеда мы забавлялись этим: она сидела у своего окна, а я у своего, и мы беседовали. Тем временем великий князь с моим мужем играли на скрипках у нас в гостиной. Тогда между всеми нами еще царствовала гармония.


Великая княгиня Анна Федоровна. Неизвестный художник. 1799–1800 гг.


Через несколько недель картина переменилась: Александр сделался неразлучен со своими новыми друзьями». Новые друзья – это польские аристократы князья Чарторыйские.